Какое общество в Узбекистане?

Алишер Таксанов: литературный дневник

Имя Ислам Каримов стало нарицательным, как немецких оккупантов называли гитлеровцами, так и сейчас сторонников усопшего президента прозывают "каримчата". Это те, кто слепо верит в своего "Устоза" и "Дода", который обещал им Великое будущее и строил его по пяти принципам реформирования. Что в итоге получилось - видят многие, но не "каримчата". Для них важный вывод: "Зато стабильность! Мирное небо!" И не важно, что стабильность не может быть в нищем обществе и государстве, раздираемого кланами и коррупционерами. Это всего лишь поверхностный взгляд, что политическая стабильность была гарантирована и обеспечена Исламом Каримовым.
Его стабильность - это линая власть на штыках и насилии. Реальная стабильность обеспечивается демократическим устройством: соблюдением права и свобод граждан, независимыми СМИ, плюрализмом мнений, наличия официальной оппозиции, контролем общества над силовыми структурами, балансом всех ветвей власти. В Узбекистане было все наоборот, государство строилось по-пирамидальной архитектуре: наверху фараон, небожитель, ниже - жрецы/чиновники, далее - армия, и фундамент - народ, который кормил вышестоящие пласты. Такая система характерна для рабовладельческого строя, а каким является Узбекистан по настоящее время - разве не обществом рабовладельцев и рабов?
Каримчата с восторгом восприняли указ нового президента об увековечивании Ислама Каримова. Но такая память - короткая, как у лжи. Вся жизнь успошего тирана строилась на лжи и лицемерии. Половину жизни, будучи коммунистом, он давил на либеральные слои населения, на демократические силы, а став вдруг "демократом", стал гноить тех, кто раньше был с ним в одном ряду. Причем он продолжал репрессировать тех, кто оставался на стороне либеральных трансформаций в обществе. Каримов - это деформированное сознание людей, считающих, что не следует давать права и свободы народу, мол, он, народ, не дорос до своих прав. Лучше их дать вождю, который знает, как правильно им пользоваться. В итоге мы получили деградированную страну. При наличии огромных природных ресурсов, людского и материального капитала, Узбекистан сполз в страну "третьего мирпа", вставь вровень с самыми отсталыми африканскими государствами. Коррупция, теневая экономика, нищета, всесилие репрессивных структур, безработица, феодальные меры контроля населения (прописка, регистрация, выездные стикеры), инфляция, принудительный труд - это часть того, что сделал Ислам Каримов своими псевдореформами. На самом деле он укреплял свою власть и позволял своей клике разворовывать страну. В числе воров - его семья. Для "каримчат" - это нормально, но для здравомыслящих - это ужас, это понимание того, что мы за гранью. Будущего у такой страны нет.
Проблема не в том, что мало кто предлагает решение из создавшейся ситуации, а в том, что основная масса привыкла к такой "серости" и не видит саму проблему. А когда ее не видно, то и желание менять что-либо отпадает. Это некая форма зомбизма.



Другие статьи в литературном дневнике: