Осторожно, субъективно!

Константин Жибуртович: литературный дневник

Написано ровно два года назад (соцсети напомнили с утра). Редкий случай, когда смотришь свой текст и понимаешь, что сегодня не сделал бы никаких правок. Кроме одного уточнения, связанного с собственной классификацией: не постмодернисты, а неомодернисты.



******



Уже отмечал, что постмодернизм удивительным образом совпадает в своих запросах к личности с радикальным вероисповеданием, безотносительно названия и разновидности конфессии.


Точнее, личности там нет, потому что конечная задача – обесценивание индивидуума, и разнятся лишь мотивации этого обесценивания, которые очевидны.


Для технократов, чьим Писанием и является постмодернизм, это средство низведения всякой личности до уровня единицы, обслуживающей интересы самопровозглашённых элит (чаще всего, «элит» по уровню родства и лояльности первому лицу государства); просто объём способностей этих флэшек разнится. Для религиозных фундаменталистов это в большей степени мировоззренческое сражение с «самостью», уникумом всякой личности во имя комфортности собственного сознания («Ничего тебе не принадлежит, ничего своего не имеешь, кроме зла, гордыни, греха, etc).


Я достаточно давно подметил, что за слова эти терапевтически цепляются те, кто не в состоянии* не то, что создать пусть субъективный, но собственный микрокосм – а даже просто сформулировать свои основные ценности, помимо тех, что навязаны в разных книгах. Но сказ в данном случае не об этом.


В контексте «манифеста реинкарнации» в обновлённых Пелевиным одежках всё привычно для постмодернизма: способности – не твоя заслуга, субъективный путь, воля, искания, ошибки и взлёты индивидуума не совсем уж неважны, но совершенно вторичны на уровне программы флэшки (просто, есть неудачные носители с ограниченной гарантией, как тот же Есенин). Более того, произведения искусства разных эпох самоценны сами по себе, безотносительно личности создателя, ибо личность низводится до уровня носителя. Но я начинаю повторятся, потому что пишу «на коленке» и, что греха таить, чуточку возмущённо.


Впрочем, если вы ждёте пространной дискуссии с Пелевиным, пишущим о ядрах, носителях и процессорах, то напрасно. Достаточно всего одной мысли-контраргумента. Если предположить, что Язык, как древнейшая форма жизни (куда более ранняя, чем любая государственность, что подметил Бродский в Нобелевской речи) несёт сугубо утилитарные функции – общение ради выживания, передача информации, средство для функционирования социальных институтов общества, возникает замечательный вопрос.


Для чего Создатель от Таинства Рождения наделяет каждый индивидуум, безотносительно среды и комбинации способностей, уникальным голосом, который не спутать ни с одним из 7-ми миллиардов живущих? А подчас и авторской интонацией, что проявляется после начала осознанного пути в искусстве.


Но постмодернисты и Творцу всего сущего без тени смущения, полагаю, ответят, что все эти голоса/интонации – ошибка Его программирования. Тут нужны иные ядра и процессоры :)



PS: Если Пелевин пишет такие вещи ради рынка, вспоминается БГ – «Если тебе платят за это, скажи/Я, наверное, пойму». Но если искренне верует в нечто подобное, мне его жаль.


Но, собственно, и то и другое – достаточная для меня причина не читать этого автора.



*Причём, неспособность эта часто связана не с недостатком талантов, а с леностью души и боязнью прожить собственную жизнь.



Другие статьи в литературном дневнике: