Лео! Лео! Лео!

Константин Жибуртович: литературный дневник

Вечерний Мехико-Сити.
Пляска весёлых литер
кока-колы. В зените
реет ангел-хранитель.


Здесь это связано с риском
быть подстреленным сходу,
сделаться обелиском
и представлять Свободу.


(От полноты чувств цитирую в прологе Бродского).



I


Если Лионель Месси однажды издаст мемуары, начать их стоит с лета-2016. Столетие Кубка Америки, из-за чего турнир состоялся уже год спустя после предыдущего, нарушив периодичность раз в четыре года. Аргентина владела трофеем 14 раз в Истории, впервые – в 1921 году, но для Месси это не имеет никакого значения. Он – тот парень, который выиграл всё с Барселоной, и не единожды, но ничего не добился в сборной страны. Три проигранных чемпионата мира, и все – Германии на разных стадиях. Путь Мирослава Клозе и Бастиана Швайнштайгера вызывает большее уважение – у них нет и половины талантов Лео, но на излёте карьер оба вошли в лучшую сборную Германии всех времён и выиграли Мундиаль. Потому что в этой команде – и не только немцы – и десятилетия спустя вспомнят имена ключевых игроков.


Месси готовится к юбилейному Кубку как к главному турниру года. Аргентина хороша, а в полуфинале с США прекрасна: разгром 4:0, гол Лео со штрафного – совершенство, которое я не видел даже при исполнении Марадоны и Платини (Дэвид Бэкхем! – кричит внутренний цензор, но я усмехаюсь: простите, тоже не ровня).


В финале, как и годом ранее, Аргентина натыкается на вышколенные оборонительные редуты чилийцев. 0:0 за 120 минут основного и дополнительного времени. 2:4 по пенальти. Звёзды сезона-2016 – чилиец Алексис Санчес и чемпион Европы Криштиану Роналду. Чья Португалия вовсе не показывала столь цельной игры, как Аргентина на Кубке Америки тем же летом.


И Лео заявляет в 31 год, что навсегда уходит из сборной Аргентины. Вот с этого драматичного момента было бы художественно точно начать воспоминания. Когда ты сделал всё возможное, принёс аскезу от сердца и снова ничего не выиграл.


Банальной сноской от слабого сценариста можно дописать мелким шрифтом: Аргентина без Месси кошмарно начинает отборочный цикл к чемпионату мира-2018 в России. Лео после недолгих уговоров возвращается и вытаскивает команду на памятный нам Мундиаль.



II


Субботним вечером – сразу два интересующих меня матча в одно время. В НХЛ Рейнджерс принимают в Мэдисоне Эдмонтон, в Катаре Аргентина играет «матч смерти» против Мексики. Это уже play-off, начиная с 1/32 финала, потому что нелепым поражением от Саудовской Аравии Месси и К поставили себя на грань вылета уже сегодня.


Никогда прежде я не смотрел хоккей и футбол на двух окнах монитора компьютера. Ближе к началу второго тайма в Катаре и третьего периода в Нью-Йорке мой выбор очевиден: я оставляю хоккей на уровне обновления счёта, потому что Рейнджерс сыграют ещё полсотни матчей за сезон. Аргентина эпохи Месси может закончиться уже через 45 минут – это его последний чемпионат мира, даже ничья равноценна поражению, и все поймут, если в случае неудачи Лео не выйдет на заключительный матч группового этапа с Польшей. Уже незачем. Обмениваться майками с Левандовски? Тот самый случай, когда бездарный финал перечёркивает прошлое, особенно в глазах сиюминутного мира нашего века.


В Катаре унылые 0:0. Месси пашет в каждом микроэпизоде, что само по себе поразительно для игрока его калибра, он же художник: час незаметен, а потом решил всё парой касаний мяча.


Но то в идеальной жизни. А здесь, в извечной духоте пустыни даже в ноябре, Лео мажет штрафной и неуклюже семенит прочь от верующей в него аргентинской трибуны аккурат за воротами Мексики.


Ещё примерно полчаса. Но, Лео – тебе не о чем так уж переживать. Ты выиграл-таки Кубок Америки в 2021-м, и не у кого-нибудь, а у Бразилии в финале. Ты разобрал на запчасти в Суперфинале чемпионов Европы итальянцев (3:0), и достаточно пяти-шести эпизодов той игры с твоим участием, чтобы признать гения.


Не надо только было ехать играть в Катар. Потому что после 30-ти год карьеры на топ-уровне равен по интенсивности трём.


Анхель Ди Мария, почти ровесник Месси, находит его пасом у штрафной. Ничего страшного: Мексика никогда не играла в творческий футбол, но с прочностью защиты во всех поколениях у неё полный порядок. Лео касается мяча, и ясно, что через секунду его накроет защитник, а второй мигом подстрахует. У него доли секунд, чтобы ударить с любимой левой.


Вот и всё. Великая история обретает продолжение. Последний раз схожие до малейших оттенков эмоции я испытывал в 1994-м после гола 33-х летнего Марадоны Греции. Я просто вопил от восторга, как дитя. Больше ничего, и никаких умных обоснований не нужно.


Лео 35, но забив, он не успокаивается. Кто там из свежих парней вышел на замену? Энцо Фернандес. Парень с мексиканской фамилией. Держи, Энцо, классный пас. Точно под твою правую. Только попади. 2:0!!!


На другом континенте и в совсем иной реальности Рейнджерс шумно и бестолково упускают преимущество 3:0 против Эдмонтона. Друг из Нью-Йорка вопит в моей личке: Ты это видел?!? Значит, так: Крис Друри должен уволить тренера Жерара Галлана, найти нового тренера (Романа Ротенберга? – хихикаю я, читая), к дедлайну прикупить хорошего защитника и центра! Панарин молодец: его гол не засчитали ошибочно, но очко набрал…


Я читаю это с пофигизмом. Я знаю, что он, помимо хоккея, фанатеет от баскетбола, к которому я всегда был равнодушен и бейсбола, в который я даже вникать на уровне понимания правил игры категорически не хочу. Европейский соккер ему по барабану.


Но всё же отвечаю: прости, я футбол смотрел. Топил за Аргентину.


– Лео Месси? – мигом откликается он. – Я знаю его. Парень с огромным сердцем. Он выиграл сегодня? Забил?


– Ага. Даже гол+пас, если на языке хоккея.


…Под утро после поздних треволнений мне снится… Дэвид Бэкхэм. Он привычно выглядит на миллион долларов. И задаёт идиотский вопрос: Who`s your favorite player?


– Диего. Лео. Платини. Ромарио. Сашка Мостовой. И Фёдор Фёдорович Черенков, но ты его не знаешь. (А тебя, Бэкс, нет даже в моём топ-20, прости, беззвучно произношу я).


Из них сегодня играет только Лео. А после Катара начнётся футбол той эры, что мне уже неинтересна.





Другие статьи в литературном дневнике: