Памяти Александра Кочеткова– У почти половины поэтов, чьи стихи звучат в вероятно самом популярном советском фильме «Ирония судьбы» эта судьба разнится в диапазоне от несчастливой до трагической (Цветаева, Пастернак, Кочетков). Что связано именно с отношением к ним государства и чуть уже – льстивых идеологических лит. объединений, кормящихся с его руки. Было бы здорово, нарезая салатики и охлаждая шампанское под любимые стихи и песни, помнить об этом. – Судьба Александра Кочеткова – нечто среднее между трагизмом бытия Марины Цветаевой и страшным крестом Бориса Пастернака. Он не был репрессирован или подвергнут публичной травле по команде «фас», но, как говорят в таких случаях – «не состоялся по-настоящему». Подразумевая: умей он бойче продвигать свои стихи, жил бы не в бедности, а с почётом, грамотами и нормальными лит. гонорарами. Кочеткову абсолютно претила вся эта возня: обивать пороги, предлагать себя, приносить стихи, приходить за ответом, чтобы наткнуться на отказ и с сотой попытки заслужить место в бестолковом сборнике на 217-й странице. – Впрочем, чем больше изучаешь скудноватые факты из его биографии, тем острее убеждаешься, что путь франта Евтушенко для Кочеткова нонсенс. Он и писал не в русле советской поэтической традиции, в основе которой Серебряный век, испорченный (в большинстве случаев) пафосом высокого слога. Кочетков образен и одновременно экономен в словах, это ближе к японской поэзии. Писать короткой строкой – одно из наивысших искусств, потому что фальшь выскакивает моментально. – Кочетков уходит в 52 с грустными глазами и минимумом сожалений от тогдашней поэтической богемы СССР.* Почти четверть века спустя Эльдар Рязанов вспоминает о нём в «Иронии судьбы», но массовое забвение – вещь жестокая: в конце 70-х и начале 80-х я нередко слышу, что это стихи… Рязанова, которые он опубликовал под псевдонимом Кочетков из скромности и чувства профессионального такта – неудобно, мол, режиссёру вставлять в картину своё стихотворение. Это к разговору о «самой читающей стране в мире». – Наверное излишне говорить, что «Баллада о прокуренном вагоне» (1932 год), благозвучно переименованная как «С любимыми не расставайтесь» – сильнейший момент фильма Рязанова – по крайней мере, для очень многих благодарных зрителей. В последнее время я часто вспоминаю Кочеткова (именно его – наперёд иных поэтов), когда слышу дискуссии о том, что со временем ИИ обучится не только рифмам, но и содержанию с авторской интонацией. На примере баллады Кочеткова мне совершенно очевидно, что никакой искусственный интеллект не просчитает алгоритм души. В равной степени забавно выглядят для меня и разбирающие стихотворение критики – «вот здесь он применил повтор для усиления эмоции», «здесь использует перекрёстную рифму», а там (ещё десять умных слов, которые ничего не значат и не дают понимания). Вместо того, чтобы смириться с таинством поэта, полном тёзке Пушкина.
– За расставаньем будет встреча,
– Я за тебя молиться стану,
© Copyright: Константин Жибуртович, 2023.
Другие статьи в литературном дневнике:
|