Всё хорошо, Джон!Полвека спустя после распада Creedence Джон Фогерти вернул себе права на все песни группы. На фоне нынешнего безумия эта новость осталась почти незамеченной. Между тем, это лучшая иллюстрация на тему – что такое настоящий Закон. Даже если тебя, юного, бедного и неискушённого облапошил ушлый импресарио Соул Зенц, тебе или твоим наследникам через 50 лет всё равно возвращаются права распоряжаться личным творчеством и получать авторские. В связи с чем вспомню свою тезисную заметку о Creedence.
– Распад Creedence при столь потребительском отношении к музыкантам был вопросом времени, и даже удивительно, что они продержались почти 6 лет (1967-1972). Я не так давно понял, что люблю сольного Джона Фогерти не менее, чем золотой период его группы именно потому, что в его музыке стало больше свободы и почти исчезло вот это ощущение той «фабрики», которой топ-менеджер задает единственный вопрос: Сколько у вас хитов, парни, на новом альбоме? – Ясно, что музыка, поэзия, как и любое искусство при столь утилитарном подходе обречены. Подлинное чудо Creedence в этом контексте для меня в том, что они сохранили искренность, обрели свой голос и произнесли именно то, что хотели (достаточно вспомнить Have you ever seen the rain?). А сила духа Джона Фогерти – конечно в том, что мытарства юности его не надломили, пускай он и уходил из музыки на 10 лет (1975-1985). – Америке, которая всегда страдала культурным шовинизмом, и с середины 60-х была глубоко уязвлена, что эти островные англичане не хуже нас смыслят в роке, понаехали со своего клочка суши и захватили все хит-парады с нашими девушками – так вот, Америке следовало бы признать Джона Фогерти с его группой подлинным национальным достоянием. Потому что блюз и кантри-энд-вестерн первых переселенцев в Новый Свет он вытащил на мировой уровень, обращаясь от сердца к сердцу, что упразднило разницу языков с исторической памятью. Достаточно его, плюс Боба Дилана, чтобы избавиться от щемящего чувства неполноценности с беспомощным ответом в виде The Monkees и прочих мальчуково-девичьих проектов. – Фогерти всегда придерживался простого правила: что в музыке, что в живописи самое сложное – провести одну ясную и выверенную линию, не прячась за мнимым многообразием узоров. Это, если вдуматься, тоже историческая память, суровая школа жизни первых американских переселенцев – отыщи мужество сказать главное, произнести это ясно и прямо, не отказываясь от собственных слов. Иначе, просто не выжить – перестанут уважать. – Джон впитал в себя эти вещи с первых песен радиостанций дельты Миссисипи в далёком отрочестве. Это его и спасло – от полного растворения в шоу-бизнесе с угодливым «чего изволите-с?» – и, в конечном итоге, от уничтожения, как личности, циничным продюсером. А его группу – от забвения сразу после распада. © Copyright: Константин Жибуртович, 2023.
Другие статьи в литературном дневнике:
|