О хорошем кино постфактум

Константин Жибуртович: литературный дневник

Против картины The Good Liar/Хороший лжец (2019) у меня было много предубеждений. Да, актёрский тандем Йен Маккеллен и Хелен Миррен – это элита, и не кинематографическая, а театральная. И если они взялись воплощать сценарий, игра стоит свеч.


Но сюжет на уровне трейлера… Вдова-миллионерша в солидном возрасте на сайте знакомств в Интернете… О-ля-ля, как говаривают французы. Люди этого статуса и состояния, тем более в неромантичном возрасте, общаются только со своим кругом. Чаще довольствуются детьми, внуками и воспоминаниями, но если ищут романтику, то тоже только в своём кругу.


Предубеждение второе – субъективно-эмоциональное. Слишком люблю я Питера Джексона с его трилогией по Толкину, в том числе почти идеальный кастинг. Поэтому Виго Мортенсен (Арагорн) в роли брачного красавца-афериста или Йен Маккеллен (Гэндальф) в схожем амплуа воспринимаются отталкивающе при несомненном мастерстве.


Тем не менее, я нажал рlay и 1 час 50 минут пролетели мгновенно. В том числе, прояснилась и «доверчивость» богатой вдовы Хелен, но спойлерить я не стану. «Скучным дерьмом» картину именуют клипоманы, для коих экшн равен смыслу и нет желания, да и способностей поразмышлять над увиденным. Например, об искусстве побыть простым, деликатно утаивая от мира свою сложность – навык бесценный во все времена.


Как ни странно, после просмотра моё послевкусие равно картине «Чтец» в 2009-м. В обоих случаях, я смотрел фильмы в состоянии не столько физической, сколько внутренней хандры и бессилия. Оба фильма явили парадоксальный свет, идущий вразрез с т.н. православной доктриной «я хуже всех». Эта манипулятивная педагогика на меня никогда не действовала – и вот в свежей картине, построенной, по иронии, на очевидных и более тонких манипуляциях, я заметно взбодрился.


Нет, не хуже всех. По крайней мере, пока. Ещё поборемся. И самый грустный вопрос в финале связан вовсе не с сюжетом. Что станет с кинематографом, когда исчезнут последние из актёрской школы нефальшивой эпохи середины ХХ века…



Другие статьи в литературном дневнике: