Осторожно, субъективно!

Константин Жибуртович: литературный дневник

Когда я с долей изумления читаю очень крепкую эссеистику одного духовного лица о… Екатерине (она же – красавица Вера Алентова) из картины «Москва слезам не верит», меня посещают странные чувства. Понятно, что «ничто человеческое не чуждо». Но выбран именно тот ракурс исследования, что наталкивает на старый добрый фрейдизм: каким образом провинциалка Екатерина за 20 лет трудовой биографии из штамповщицы на заводе, не сразу поступившей в ВУЗ, выбилась в начальство? О чём тактично умолчал режиссёр Владимир Меньшов?


Начинается всесторонний анализ (а в комментах к посту ещё круче). С кем возможно спать из личной слабости и по взаимности, с кем нужно ради дела, с кем, чтобы продолжить дальнейшие отношения (человек, очень полезный для карьеры), ну и так далее, как в пошлой песенке Шнура.


Продолжая тихо икать, я думаю, что в картине Меньшова меня – до малейших оттенков – всегда интересовала суть притяжения Гоши и Екатерины, равно как Жени и Нади в «Иронии судьбы», но никак не то, что у них было до встречи, с попыткой переписи и классификации прежних возлюбленных. Это совершенно бессмысленно в данной точке взаимности – даже если человек сам желает поведать о них, разумен вопрос: зачем? Ради разжигания ревности или удовлетворения любопытства? А уж предполагать, к примеру, возможную интимную связь начальника главка в исполнении Басова и Екатерины – равно копаться в чужом белье, разжигая свои фантазии.


Это и наводит на Фрейда. Ракурс таков, что – эх, мне бы самому стать персонажем Басова, если не повезло, подобно Гоше и Лукашину. Какая женщина, слюшай, и вообще – полцарства за такую даму сердца. В этом – жизнь. А не вот это вот всё – и чем яростнее обличения Нади и Екатерины, тем очевиднее этот подтекст.


Что ж, справедливо. Но в этих размышлениях ещё и нечто иное, пусть и более мелким шрифтом, чем тайные воздыхания о красавице-умнице-комсомолке. Убеждённость на уровне аксиомы, что хорошей должности можно добиться только через постель. И великая русская мечта о халяве – подцепить красавицу, оказавшись в нужное время и в нужном контексте рядом с ней.


А халявы нет – ни у Гоши, ни у Лукашина. Есть лишь нелепые декорации «в Иронии судьбы» и низкий социальный статус персонажа Баталова. Халява – это взгляд на притяжение героев глазами отвергнутого Надей Ипполита, бросившего Екатерину Рудольфа, экс-любовника героини Алентовой Володи или спивающегося хоккеиста Гурина.


Это случается сплошь и рядом: не дано понять. Не дано – объективно. И проще назвать случившееся выигрышем миллиона в лотерею.





Другие статьи в литературном дневнике: