На День Прессы, который я не праздную

Константин Жибуртович: литературный дневник

Почти довлатовская история :)


В 1993-м году я, безумно оптимистичный и сопливый, явился в редакцию одной самарской газеты. Со своими рукописями о литературе и рок-музыке. Юноша добился аудиенции у главреда или зама (не знаю точно). Встретила меня женщина за 40 с чуточку циничным взглядом и устало-язвительной интонацией.


– Вы ко мне?


– Да… Я, это… рукописи принёс. У вас в газете есть рубрики о моих любимых темах, и я заметил, что они не обновляются каждую неделю.


Она смерила меня чуточку удивлённым взглядом свысока и после пары секунд раздумий выбрала агрессивную тактику.


– Вы что, юноша, думаете, что можно просто так взять и прийти с улицы, без рекомендаций, без литфака за плечами и предложить свои каракули?


– Я ничего не думаю, правда. Просто, прошу прочесть. Нет – так нет…


– Всего доброго, молодой человек. И дверь плотнее закройте, она отходит.


Что сказать спустя четверть века… Каракули как каракули. Разумеется, не того уровня, как написал о концерте Оскара Питерсона Серёжа Довлатов и не глубин эссеистики нынешнего Александра Гениса. Но для этого нужно пройти определённый путь – и в большей степени жизненный, нежели сугубо литераторский. Во всяком случае, написано было аккуратно, с любовью, но без слащавых восторгов и патетики.


В общем, я не стал даже оставлять свои рукописные тексты. Понял, что едва я закрою дверь редакции, они полетят в корзину. Журналистика для меня закончилась.


Два года спустя, когда я уже трудился на радио, позвонили… из редакции этой газеты. «Что ж вы не заходите, ничего не приносите!». Как будто и не было той выволочки зелёному юнцу…


Единственное, что я себе позволил – аккуратно съязвить: «Вы знаете, я заходил однажды. И вряд ли за эти два года стал писать лучше или иначе»…


– Приносите, приносите своё! С вашим стилем и тактом! Нужны самые минимальные правки. Косметические. Приносите!


Чуть позже, вышло несколько статей. Под псевдонимом Константин Сергеев. Отклики, судя по письмам читателей (я не читал, но мне рассказывали) были в целом хорошие. Но у меня уже было три авторских программы в неделю на радио, что (при всех радостях творчества) пожирало немало времени – домашние заметки, визиты в библиотеку. И глаза на газету уже не горели, как прежде.


С тех пор я не отмечаю Дни Прессы (вчера тоже забыл, сейчас вспомнил). Не отождествляю себя с каким-либо журналистским сообществом. Тем более, учитывая то, во что превратились СМИ за минувшие 20 лет. И «вылавливаю» в сети отдельных авторов-уникумов. При всём этом, мне безразличны их регалии и как они сами себя позиционируют.


Спасибо мировой сети. А та газета закрылась. Ещё 15 лет назад…



***



PS: Довлатов, из любимейшего о прессе


Позвонили мне как-то из отдела критики "Звезды". Причем сама заведующая Дудко:
— Сережа!
— Что вы не звоните?! Что вы не заходите?! Срочно пишите для нас рецензию. С вашей остротой. С вашей наблюдательностью. С вашим блеском!


Захожу на следующий день в редакцию. Красивая немолодая женщина довольно мрачно спрашивает:
— Что вам, собственно, надо?
— Да вот рецензию написать...
— Вы, что, критик?
— Нет.
— Вы думаете, рецензию может написать каждый?


Я удивился и пошел домой. Через три дня опять звонит:
— Сережа! Что же вы не появляетесь?


Захожу в редакцию. Мрачный вопрос:
— Что вам угодно?


Все это повторялось раз семь. Наконец я почувствовал, что теряю рассудок. Зашел в отдел прозы к Титову. Спрашиваю его: что все это значит?
— Когда ты заходишь? — спрашивает он. В какие часы?
— Утром. Часов в одиннадцать.
— Ясно. А когда Дудко сама тебе звонит?
— Часа в два. А что?
— Все понятно. Ты являешься, когда она с похмелья — мрачная. А звонит тебе Дудко после обеда. То есть уже будучи в форме. Ты попробуй зайди часа в два.


Я зашел в два.
— А! — закричала Дудко. — Кого я вижу! Сейчас же пишите рецензию. С вашей наблюдательностью! С вашей остротой...


После этого я лет десять сотрудничал в "Звезде". Однако раньше двух не появлялся.



Другие статьи в литературном дневнике: