А как у вас?

Константин Жибуртович: литературный дневник

Анна Данилова, филолог, главный редактор интернет-издания «Правмир»:

Мне очень важно учить детей медленному восприятию. Смотрите: сейчас вся медиапродукция - это очень высокие скорости смены картинки, много громких звуков, много очень ярких цветов. От этого никуда не деться (и не нужно, детям жить в этом ускоренном мире).
Но если потреблять только быстрый перегруженный контент, детям (и взрослым) сложно воспринимать медленные форматы: классику кинематографа. Обучающие фильмы. Книги. Описания в книгах. Театр. Не та скорость. Очень странно смотреть "17 мгновений весны", где Штирлиц 5 минут идет и думает (ну правда, в современном фильме за эти пять минут половина действия бы прошла).
Часто я слышу от родителей:
- ему такое не очень интересно
- он посмотрел и сказал, что скучно.
- мой мало читает, ему неинтересно.
Начинаешь выяснять, что любит ребенок - конечно - игры, стримы и мультфильмы. Он умеет работать только с одной скоростью.
Быстрые мультфильмы и игры - это про
- концентрацию. Резкая смена картинки, клиповость - все это связано с неумением концентрироваться, с дефицитом внимания. Есть эксперименты, в которых показано, что дети лучше решают логические задачи после того, как рисовали или смотрели медленное кино, чем после «губки Боба».
- повышенную активацию. Скучно в школе. Скучно читать. Диафильмы, фильмы - нет, я не могу и не хочу. Дети привыкли к другим впечатлениями и скорости. Умеют только одна скорость обрабатывать, а родители ищут то, что «зайдет детям», то есть такое же быстрое.
Круг замыкается.
Нам кажется, что время изменилось. Так казалось много дет в журналистике - клиповое сознание, 2 минуты на чтение текста, видео дольше 7 минут никто не будет смотреть.
Ага.
А потом журналистику просто взорвали лонгриды (огромные тексты с кучей дополнительного контента), все журналистские премии сейчас за расследования и лонгриды. И длинные интервью - сколько вы посмотрели за последний год интервью на час - полтора - два?!
Так что нет, не только 1-3 минуты.
Это очень похоже на фаст-фуд vs рестораны.
Можно заварить доширак и закусить гамбургером. 5 минут и пошел - удобно и быстро. Нет, не полезно. Но лучше так, чем никак.
А рестораны со звездой Мишлен (и без нее) с медленной переменой блюд, нотками разных яств, едой в темноте… Все забронированы надолго, за очень большие деньги.
Slow time - это новый черный. Люди, которые могут себе это позволить, практикуют digital detox и медленное созерцание, не открывают телефоны на важных разговорах, вписывают время тишины в графики. Чтобы голова работала максимально эффективно.


А как у вас? Наблюдаете такую смену восприятия? Можете смотреть медленные фильмы? Видите вот это «мне такое скучно»?



******



«А как у вас?» – отвечу в формате дневника только здесь (в соцсетях сейчас очень много нервных срывов на ровном месте).


Скромный, неполный, но личный опыт отучил меня от обобщения «дети». Или «подростки». Что такое «дети»?


От рождения до трёх лет – это бессонные ночи и невозможность заниматься творчеством даже на уровне эссеистики (я выкраивал время только на шахматы в мировой сети). С трёх лет примерно до 13-ти – лучшее время, в моём восприятии: ты сам становишься ребёнком через общение, что стократ лучше любых духовных практик или бесед с умными психологами.


Лет с 14-ти и до 18-20-ти – полный слом прежнего мира общения, нигилизм, обесценивание прошлого; в общем – невыносимо. Ты отдаляешься и возвращаешься к своим ценностям, уделяя гораздо больше времени личному микрокосму. От 20-ти и старше (а мне хочется верить, что теперь неизменно) внезапно становишься для дочери тем парнем, с которым клёво обсудить серьёзные темы (актуальные фичи) в искусстве. То есть, твоё восприятие реально важно. Это невероятно круто, когда ты привык, что социум к тебе не прислушивается, исключая считанных друзей.


Так вот. О миссионерстве и воспитании вкуса. На определённом этапе, лет до 10-12-ти, это работает, но в отроческом кризисе личности авторитетов просто нет. Здесь вступает в силу свобода воли и таинства личности, на которые род, кровь, воспитание и среда влияют весьма косвенно. Но родители не старше 50-ти без токсичных криков «вот я в твоё время!» или «ты жизни не знаешь!» и дети в 20+ запросто могут стать друзьями. Или, как минимум, крепкими приятелями, несмотря на то что дети ушли в свои жизни – и эмоционально, и (нередко) дистанционно, а вы теперь – клёвые предки, к которым можно рухнуть на выходные.


Приведу пример: в садике и начальных классах я проповедовал дочери Толкина – книги, фильмы, пересказ перед сном. Нулевой результат. А потом – Гари Поттер года на 3-4, без вариантов (папа, само собой, говорил, что это ужасно вторично в сравнении с его любимым профессором high-fantasy).


Ну и всё. Даже родная по крови душа – всё равно потёмки, за определённой гранью. Всё не так устроено, нет одинаковых людей. Это аксиома.


Каково же было моё изумление, когда ближе к 12-ти годам Толкин вернулся, хотя я давно перестал его проповедовать. И никуда не ушёл по сей день.


Поэтому, система воспитания – это прекрасно. Даже жизненно необходимо в детстве, если не перебарщивать (с мерой у многих родителей, увы, проблемы; в ещё большей степени присутствует неумное желание сотворить из ребёнка улучшенную копию себя).


Но помните, что вы никогда не сможете контролировать всё. Даже установив тотальный диктат, как при тирании. Бесполезно. И ошибочно: друзьями после этого вы не станете.


– Сколько человек в твоём ВУЗе (ин. яз) знают Толкина? – спросил я у будущего зятя.
– Кажется, трое. Но они его уже ни с кем не спутают и будут перечитывать, как и я, ответил он.


Потом выяснилось, что дочь ничего не помнит о моём активном миссионерстве. Просто однажды, когда пришло время, сама открыла книгу «Хоббит».


Не стоит переоценивать свою роль в становлении личности. Но нельзя недооценивать себя в процессе общения. Думается, в наш век это самая действенная вещь.




Другие статьи в литературном дневнике: