Из дневников уик-энда

Константин Жибуртович: литературный дневник

Два шикарных вечера и мысли о хоккее. В субботу Вашингтон обыграл Рейнджерс – 3:2, в воскресенье Нью-Йорк взял реванш – 2:1. После сдвоенных игр в календаре теперь команды могут встретиться только в весеннем Кубке Стэнли.



Эпизод первый, Евгений Кузнецов


Евгений Кузнецов проваливает нынешний сезон. У него кошмарная для игрока его уровня, статуса и контракта статистика: 36 игр, 6 голов, 8 передач, полезность -11. И он исчезает со льда такими длинными отрезками, что вчера во время игры Вашингтон – Рейнджерс я забыл о его существовании. Тот же Панарин в центре ключевых событий даже в неудачной игре, как и в субботу.


Говорят, Женя расстроился из-за сорвавшегося в последний момент обмена в Нэшвилл – Барри Тротц очень хотел возобновить работу с игроком, который был лучшим в Кубке Стэнли-2018. Генменеджеры не договорились. Кузнецов продолжил отбывать номер, развлекаясь буллитами, которые он исполняет лучше всех в НХЛ.


Вчера в игре с явно попавшими под временный спад рейнджерами Кузнецов пару раз открылся под пас и постучал клюшкой по льду. Партнёры не видят. Вместо этого – много невынужденных потерь, возни у бортов и масса энергии, которая тратится впустую из-за брака во всех стадиях атаки.


Нью-Йорк при среднем хоккее всё равно побеждал 2:1 в третьем периоде, готовясь превратить игру в рядовые 3:1 (с третьей шайбой в пустые ворота). Пока на 46-й минуте Джон Карлсон не отдал пас у своих ворот Евгению, чтобы поехать на смену, не подозревая, что это будет один из самых лёгких голевых пасов в его карьере.


Мы знаем, что Кузнецов, в самом плохом состоянии, всё равно художник. Что делает обычный игрок при смене составов? Подержит шайбу, убедится, что свежие парни вышли на лёд и отдаст простой пас, а сам поедет на скамейку.


Женя поехал в прорыв, потому что у него хороший разгон и свободный лёд до середины площадки. А потом умно пробросил шайбу к борту – и не так, что давайте потолкаемся, авось выцарапаем, а чтобы успеть к ней самому. Всё исполнено идеально, и Женя пошёл на вираж за ворота. Адам Фокс, элитный защитник НХЛ, уже отыгран и как в пошлой постановке ещё и поскользнётся, беспомощно вытянув клюшку.


И тут я понимаю, что сейчас ход игры перевернётся. Что такие вещи – дали свободный лёд – Кузнецов не прощает. Сам ли он забьёт после виража, или шайбу подправит Ник Дауд.


А ещё через две минуты Вашингтон забросит победную шайбу. Тоже, кстати, старая гвардия – Ти Джей Оши.* Увы, не те молодые парни, у которых вагон здоровья, два вагона старания и совсем мало творчества.


PS: Я надеюсь, что к февральскому дедлайну Нэшвилл и Вашингтон всё-таки договорятся.



Эпизод второй, Валерий Харламов


Знаменитая игра ЦСКА в Монреале (3:3) 1 января 1976 года. Овации 20-тысячного «Форума» в адрес навсегда лучшего советского игрока в глазах Канады и США. Валерий Харламов в том матче против сильнейшей тогда в НХЛ команды-династии Скатти Боумэна забросит одну из ключевых шайб.


Мне легко объяснить природу его религиозного почитания в Северной Америке. Это не мастерство и не статистика – умные игроки были во все эпохи, например, если говорить о 70-х – Бобби Орр, Род Жильбер, Иван Курнуайе. Но задолго до Гретцки/Лемье/Коффи и пятёрки Ларионова, определивших эволюцию и лицо современного хоккея, Харламов явил игру крайнего форварда не из учебников. Он легко уходил со своей позиции в зависимости от требований эпизодов игры. Появлялся повсюду и мог пойти по центру на обводку нескольких соперников. В лучших матчах сложно было угадать – бросит он, отдаст пас или пропустит шайбу партнёру. Сегодня такая вариативность – каноничное требование в НХЛ, если ты хочешь заиграть в топ-6 форвардов любого клуба.


Те, кто держат перед глазами историю хоккея это прекрасно понимают.


Отсюда и влияние Харламова на игру по сей день. Он не сыграл ни одного матча – не против НХЛ, а в НХЛ, никогда не основывал свою школу, а она существует. Показав в о з м о ж н о с т ь, Валерий обрёл учеников с двух континентов в нескольких поколениях. Его игра повлияла на всех нынешних звёзд – иначе и быть не могло.


Статистика, как и то, что он не сыграл ни одного матча за Монреаль, куда его звали за миллион долларов в год (по тем временам и ценам это большие деньги) уже вторично.


И да, я бы не любил хоккей так, как все 50 лет жизни, не случись Валерка в истории игры.



Эпизод третий, Артемий Панарин


День рождения Харламова продолжился голом Артемия уже на 50-й секунде ответной игры Рейнджерс – Вашингтон. Шикарный бросок в одно касание, положивший начало трудной победе. Артемий Панарин набрал 400 очков быстрее всех в истории Нью-Йорка – за 310 матчей.


Это рекорд за 98-летнюю историю клуба. И знаете, что интересно? Я ахнул, когда увидел репортаж о хоккейной школе в пригороде Нью-Йорка. Условия фантастические. Всё для юных талантов. Только тренируйся и люби хоккей.


А лучшим за почти 100 лет становится парень из Коркино Челябинской области, которого дедушка возил на тренировки за 50 км. от дома, а бабушка торговала на трассе молоком и клубникой, чтобы хватило на бензин (родителям Артемий был совсем не нужен).


Не сказка. Быль.


Спасибо хоккею. Это был чудесный уик-энд.



*Это уже классика: Сочи-2014, буллиты в игре Россия – США и беспощадный Ти Джей Оши.




Другие статьи в литературном дневнике: