Избранное

Константин Жибуртович: литературный дневник

Эта дневниковая запись трёхлетней давности кажется мне важной в контексте нынешнего безумия. Ответ я написал в голове в разгар рабочего дня. А фрагменты диалога Ахматовой и Бродского прочёл в обеденный перерыв. Первая реакция – кинул смартфон на стол и двинул его рукой так, что он улетел на край, но (к счастью) не упал. И даже забыл, что сижу в столовке не один.


– Что случилось? – спросила меня мелкая начальница.


– Наших в футбол засудили. Причём, наши же! – ответил я.


Идеальный ответ. Футбол ей по барабану. Новых вопросов не будет.


Но, если о сути, я был не так уж и неправ ))



******



Читаю в соцсетях ерунду, которую вывели Ахматова и Бродский на кухонных посиделках в Питере – «Герои Достоевского – постаревшие герои Пушкина». При всём пиетете перед их огромным поэтическим даром, истина дороже. Это ложные изыски эстетствующих умов.


Кто эти герои? Гринёв? Лиза Муромская? Граф и графиня из «Выстрела»? Помилуйте.


Есть во многих пушкинских героях та благодать света по таинству рождения, что зачастую не даётся ни образованием, ни чтением «правильных» книг, ни религиозными аскезами. Эту благодать признаёт и христианство, именуя это допризывающей благодатью.


Эти таинства неизъяснимы, но именно они всегда меня вдохновляли, на контрасте с персонажами Достоевского. Потому что свет должен являться онтологией бытия, а не исключением. Нечего мне искать в Раскольникове. Нечего почерпнуть в Рогожине.


Чуть позже замечательный Алексий Уминский напоминает об одном из фрагментов дневников Александра Шмемана:


«Люблю всё то, что людям кажется промежуточным (идти солнечным утром на работу, посмотреть на закат, «посидеть спокойно»…) и потому неважным, но которое одно, мне кажется, и есть та щель, через которую светит таинственный луч. Только в эти промежутки и чувствую себя живым, обращённым к Богу, только в них биение «совсем иного бытия».


Свойство духовности – подмечать такие вещи и способность проживать их во всей полноте. А не в блужданиях к истине с топором в руке, уж простите.



Другие статьи в литературном дневнике: