О свободе

Константин Жибуртович: литературный дневник

В классической русской литературе свобода – это такой Раскольников, сидящий на берегу и осознающий прежде недоступные истины после суммы мытарств. Или умирающий – сначала для любивших его, а потом и физически – Печорин. Или сошедший с ума Лев Николаевич Мышкин.


Русский рок (русская литература в сжатом виде, переложенная на ноты) это строка Юрия Юлиановича «мы тянули руки к Богу, жаль, что выжили не все».


Для меня свобода начиналась совсем иначе. В том числе, с хитов танцпола. Вне громких «духовных истин».


Это когда тебе чуть за 20, ты работаешь и уже обеспечиваешь себя, ты больше не отчитываешься перед школой и предками – с кем встречаешься, что делаешь в свой выходной и вообще о своих ценностях. Нет больше – ни классной руководительницы, ни комсомола, ни худсовета, ни цензуры.


Я проснулся утром, привычно включил радио, услышал хит DJ Bobo «Everybody» и вдруг понял, что тоталитаризм в моей жизни закончился навсегда.


Мне возражают: ты говоришь о свободе внешней и душевной, а не внутренне-духовной. Я отвечаю: про ступеньки роста слышали? «Лествица» – она об этом, в том числе. Нет никакой ценности в религиозности исключительно из-за обстоятельств жизни. Только при возможности попробовать разные вкусы бытия и выбрать осознанно.


Сколько у меня было – примерно 5 лет чистой свободы вне обязательств (жена, семья, дети и всё, что из этого следует). Нормальный срок, чтобы многое понять о себе. И выстроить личный микрокосм, не ожидая, что вторая половина будет его достраивать, а то и латать дыры, служа ещё и личным психологом.


Позже ты снова несвободен, но в отличие от уз детства-отрочества-школы это уже твой осознанный выбор. Ты так решил. И если однажды кажется, что ошибся, то это неправда.


Хотя танцпол – это ещё и естественный протест на гиперопеку в детстве-отрочестве. Когда из тебя делали «идеального советского человека». Что закончилось предсказуемо: море, девушки, танцы (как на видео DJ Bobo) и девушки реальные. Мне 22, тебе 17. Давай, я куплю тебе пиво, мороженое, завалимся в киношку или на аттракционы.


А трагизм и серьёзность подождут. Это, вообще, гости из разряда тех, что лучше бы и вовсе не приходили. Потому что всё равно вломятся без спроса.




Другие статьи в литературном дневнике: