Египетские предрассветные сумерки.

Артем Ферье: литературный дневник

В последнее время юные друзья просили меня прокомментировать события в Египте.
Я воздерживался от этого, прекрасно зная, какой вес имеет каждое моё слово на международной арене.
Теперь же – могу прокомментировать. И комментарий мой очень прост: «Мубарак – был ненастоящий царь».


Точно так же, как и Кучма во времена Майдана был ненастоящим царём. Точно так же, как Николай Второй оказался ненастоящим царём в феврале семнадцатого. Хотя в пятом году - он был ещё настоящим царём, пусть и не очень компетентным. И Ельцин в девяносто третьем – оказался настоящим царём (хотя я лично имел с ним стилистическое расхождение; как по мне – в этом есть нездоровый символизм, шмалять по зданию парламента из танков; газом можно было обойтись, по-тихому).


Логика в том, что если кто удержался у власти – тот и царь? Ну, почти. Однако ж, я бы предпочёл сформулировать по-другому. «Царь, индивидуальный или коллективный, является настоящим, если среди элит существует консенсус о недопустимости его свержения путём народного восстания».


При этом понятие «элит» - трактуется довольно широко, по-веберовски. Грубо говоря, это все люди, которые, по своим качествам, способны либо подавить, либо поддержать недовольство народа в активных его проявлениях. Это и буржуазия, и военные чины, и знатные деятели криминала, и влиятельное духовенство, и известные публицисты-политологи-поэты-прозайки, и лидеры политических партий (включая даже социалистов).


При нормальном, настоящем царе – все эти люди, как бы ни критиковали действующую власть и как бы ни конкурировали между собой, всё же заинтересованы в стабильности правопорядка (и криминал – тоже). Во всяком случае, они понимают, как много потеряют, если отдать страну во власть революционной стихии. Если ж они согласны и на ЭТО ради смены царя – значит, он их в самом деле заебал и не имеет среди них достаточной поддержки для осознания своей легитимности.


Легитимный же царь, уверенный в поддержке со стороны элит (большей их части) – никогда не позволит снести себя каким-то охламонам из простого народа только потому, что они вышли на улицы и принялись чинить дебоши. Это как если б положенцу пришлось с хаты выламываться, спасаясь от сердитых петухов. Ну и какой бы это был положенец после этого? Ненастоящий. Такой, что не было у него, значит, никакого авторитета, и никому он нахуй не нужен.


Более того, собственно и функцией настоящего царя – является ограждение правопорядка, выгодного элитам, от народного гнева. От буйства всяких завистливых лохов, которым, конечно, всегда плохо, но на то и царь, власть, чтоб обуздывать их порывы. Для того налогоплательщики и содержат власть. Которая может, конечно, стараться по-мягкому увещевать лохов, отговаривая от крайностей, но если они не унимаются – она обязана в асфальт их раскатать, как банальных преступников, мешающих жить честным гражданам. Для того у неё полиция, для того у неё армия. Другое дело, если честные граждане (большинство их) согласны потерпеть даже хаос народного восстания, только б избавиться от этой власти. Это значит, что власть – как-то очень неправильно себя повела. И, действительно, зря занимает своё место.


Опасений по поводу фундаментальной исламизации Египта – честно говоря, не разделяю. Во всяком случае, не в том виде, что Египет, де, превратится в увеличенное подобие Сектора Газы под Хамасом. Разные условия слишком. Сектор Газы – нищий лоскуток херовой землицы, живущий исключительно на подачки благотворительных идиотов, и, соответственно, там собрались самые беспонтовые бандерлоги, которые только и могут жить, напоминая миру о себе своими выходками. Провоцируя израильскую военщину и плачась в европейские пикейные жилетки, когда огребают по ушам.


Египет – другое дело. Как поставщик шахидов – он давно на втором месте после Аравии (если не на первом). В этом плане – ничего не изменится. Но для тех, кто дорвётся до власти в стране – есть, что делить. И какими бы они ни провозглашали себя фундаменталистами, они будут заинтересованы в привлекательности туризма. И Пирамид не разъебашат (если попробуют – тогда, конечно, придётся вмешаться и тупо согнать их в резервации в пустыне). А если они своих баб, вне туристических зон, в намордники оденут – дикость, конечно, но это их дела. У меня к Египту отношение «культурно-потребительское», я давно смирился с тем, что его населяют безумные арабы, а в чём конкретно проявляется их безумие, когда оно не вредит ни мне, ни Пирамидам, - похуй.


Но, разумеется, я бы предпочёл, чтоб их укатали ещё в 67, когда они оттяпали себе Суэцкий канал. Нельзя было оставлять такую борзость безнаказанной. Надо было тогда их дожать. Да что там: англичанам не надо было уходить из Египта и даровать ему суверенитет. Но что уж теперь-то сетовать на мягкотелость послевоенной Европы?


Зато – благодаря последним событиям, я решил для себя загадку египетских Пирамид. Каковая загадка заключается, конечно, не в том, какие там энергетические поля, антенны для связей с пришельцами, и прочая ересь. Главная загадка Пирамид: с какого ж горя надо было так приморочиться, чтоб вообще их построить, такие трудозатратные и такие бесполезные для современников сооружения. Спору нет, получилось эпичненько, и сейчас-то туристов привлекает, но во времена строительства – зачем бы это надо было фараонам, так бездарно гробить материальные и трудовые ресурсы?


Теперь понятно. Там, в Египте, просто всегда было чересчур дохуя лишних трудовых ресурсов. Когда они сеяли и пахали – были при деле. Но это – далеко не весь год. И в остальное время - им решительно нечем было заняться. Главное – они плодились немеряно, на тамошних-то почвах. Ни эпидемий, ни войн – порой не хватало для регулирования поголовья. А когда их слишком много и слишком нечего делать – они начинают задаваться обычными лоховскими вопросами, вроде: «Почему у фараона всё, а у нас ничего?» А когда они слишком много думают на эти темы – народный разум перегревается и вскипает, возмущённый.


Вот и приходилось их хоть чем-то заморочить. Хоть нагромождением этих искусственных холмов из известняка. Никому, в общем-то, не нужных, включая потрошёную и сушёную тушку фараона. Мезоамериканские пирамиды – естественно, из той же серии (и в похожих аграрно-климатических условиях).


Что ж, им было трудно, они въёбывали, как проклятые, они таскали огромные блоки под палящим солнцем, у них был высокий травматизм на объектах, у них было строгое начальство, но зато – они оставили после себя реально великие памятники своей цивилизации. А вот если б египетский народ жил припеваючи, в ус не дуя, от одного обильного урожая к другому, – кому б это сейчас интересно было, радоваться за их блаженную сытую праздность?


Вот я всегда и говорю: к чёрту социальную политику и выпестывание иждивенческих настроений! «Душа обязана трудиться», по словам поэта Валерия Брюсова. А если у тебя, скажем, пятьсот душ – так и сделай, чтобы все трудились. Не то – Карлы Марксы всякие в голову лезть начнут.


Меня вот часто спрашивают, как потенциального президента, чем я намерен занять десятки миллионов трудоспособных сограждан, которые не вписались в мировую экономику.
Я отвечал по-либеральному, мол, мне похуй, кто чем занимается, только б не грабил и не дебоширил, но если совсем всё плохо, если совсем никому твой труд не нужен – так я и топиться никому не запрещаю (в том числе - в вине).


Но тут вот подумал: а может, пирамиды начать в России строить? Нет, понятно, что с современными технологиями – это говно вопрос. А вот по-старинке, воспроизведя египетский уровень развития? Заодно и проверим разные теории их возведения на практике.



Другие статьи в литературном дневнике: