WHo the fuck is Fox?

Артем Ферье: литературный дневник

Давеча зашёл в гостиную, и вижу – Женька с Лёшкой смотрят телевизор.
«Место встречи». Не важно, по какому каналу, ибо если в любое время суток пройтись по сетке российского телевещания, то где-нибудь – да будет «Место встречи» обязательно.


Я, конечно, этот фильм наизусть помню, просмотрев раз двести, но как-то исподволь – засмотрелся и в двести первый. Подпал под очарование киношедевра. Возможно, в этом есть что-то умиротворяющее: смотреть вместе с семьёй фильм, который видели двести раз, и непременно по зомбоящику, а не с винта и не с онлайн-портала.


Думаю, тут всё дело в рекламе. Наверное, за девяностые мы слишком привыкли к этим разрывам сеанса по прихоти редакции телеканала, когда можно, обматерив в очередной раз это долбанное телевидение с его долбанной как всегда неуместной рекламой, пойти отлить, покурить или, скажем, обсудить последний межрекламный эпизода. Если с компа или с дивиди смотреть – придётся самому на паузу ставить. А телевидение – тебя избавляет от этой невежливой к «сосеансникам» надобности. Редакция берёт грех на себя.


И вот на одном из рекламных блоков Лёшка вдруг спрашивает:
- А кто такой этот Фокс?


Он смотрел фильм раза три, поэтому Женька ответила довольно язвительно:
- Профессор Консерватории. Днём – на скрипочке играет, ночью – магазины грабит. Чего вопросы-то задаёшь такие? Бандит он.


Лёшка наморщил нос:
- Да это понятно. Не дебил. Но по жизни-то – кто он?


Ответил я, цитатой:
- «По замашкам, вроде, фраер, но не фраер – это точно!»


Но, кажется, я понял, почему Лёшка задал этот вопрос. И он ведь, на самом деле, интересный.
Очарование фильма столь велико и кажется он настолько гармоничным, целостным, что всякий раз он тебя заглатывает, поглощает, обволакивает полотном эпохи, где каждая ниточка – будто бы идеально ложится на сюжетную канву. И разбирать его по деталям кажется почти столь же несуразным, как взять хороший бисквитный торт и разделить его по блюдечкам, но не нарезая кусками, а в одно складывая орешки, в другое – соскабливая крем, в третье – розочки.


Однако ж, на то и младенец со своим пытливым сознанием, чтобы совершать подобные экзерсисы и с тортами, и с фильмами.


На самом деле, это хороший вопрос – «Кто такой Фокс?»
Помню, у меня он как-то забрезжил, когда Шарапов при задержании сорвал у Фокса орден с груди и пристыдил, мол, «другие за этот орден свою кровь проливали, а ты под него – чужую». Я тогда подумал: «А с чего он так уверен, что Фокс – не фронтовик и что орден его незаслуженный?»


Сейчас же я – попробовал как-то обобщить то, что нам известно из фильма (оговорюсь: книги «Эра милосердия» я не читал, хотя, может, и восполню пробел, и там, возможно, есть ответы на все вопросы, но сейчас – речь только о фильме, как о вполне самостоятельном произведении искусства).


Итак, что мы знаем о Фоксе?


Он мужчина в самом расцвете сил, но уже давно не пацан. Никак не меньше тридцатника.


Он хорош собой, физически развит, обаятелен и привлекателен. «Такой, который бабам нравится». Искусный соблазнитель.


Он довольно интеллигентен, имеет хорошие манеры, образован. И гордится своим образованием («Это мы ещё посмотрим, кто с ошибками пишет»).


Хороший психолог, хороший артист. Находчив. Достаточно вспомнить, как он развёл Шарапова при первой встрече.


Обладает отменной выдержкой и хладнокровием. Что в полной мере проявилось и в эпизоде с засадой в Марьиной Роще, и в ресторане.


Наблюдателен, имеет почти что «звериное» чутьё, способен мгновенно оценить обстановку и продумать свои действия (тот же эпизод в ресторане).


Вместе с тем – авантюрист, азартен, порядком тщеславен. Ради демонстрации своего превосходства – легко идёт на повышенный риск (есть мнение, что он и Груздева подставил лишь ради того, чтобы «поиграть» с ментами, навязать им своего рода интеллектуальный поединок, поскольку алиби, при его-то роде занятий и при его конспиративном положении – ему нафиг не нужно было). Туда же – «кабаки и бабы», конечно.


Циничен, жесток (хотя не садист, не маньяк), без колебаний применяет насилие и весьма в этом деле искушён.


Теперь – что о нём знает преступный мир?
Довольно мало. Фокс не слишком «шифруется», трётся на малинах, играет там в карты, но совершенно очевидно, что персонаж сей появился в криминальных кругах весьма недавно, и точно – не блатной. Это даже и Кирпич чувствует.
Возможно, Горбатый знает про Фокса больше – и нечто такое, что внушило доверие этому тёртому, прожжённому урке. Ведь если вдуматься, это довольно странно, что человек вроде Горбатого принял в свои деловые партнёры «фраера» со стороны и поставил себя в такую от него зависимость, что вынужден отбивать Фокса у ментов, а иначе – тот спалит все «пароли-явки».


А что знают о Фоксе правоохранительные органы?
Да ничего ровным счётом.
Он нигде ранее не светился, не состоял, не привлекался. Он оставил на бутылке вина на месте убийства свои пальчики – но в картотеке их не оказалось (замечу, пробить пальцы среди тех, у кого они снимались, - было пустяшной задачей и тогда, безо всяких компьютеров, поскольку при дактилоскопировании совокупность ключевых признаков описывается формулой, для систематизации «базы данных»).


И вот теперь вопрос.
Каким образом люди уже довольно зрелого возраста вступают в конфликт с Уголовным кодексом?
Да по-разному бывает.
Бывает, что человек не хотел становиться преступником, но происходит некое печальное для него событие, и он считает своим долгом отомстить, поквитаться с обидчиками.
Бывает, человек впадает в искушение, почуяв какой-то крупный куш, свой «шанс».
Бывает, человек, поднимаясь по служебной лестнице, занимает такую должность, где может относительно безопасно и весьма выгодно для себя заняться хозяйственными преступлениями (или – его склоняют к этому).


А бывает, что человек, никогда прежде не совершавший никаких противоправных действий, не знакомый ни с криминалом, ни с ментами, вдруг, с наступлением кризиса среднего возраста, задумывается: «А чего это я живу так тихо да законопослушно?» И решает, для разнообразия, примкнуть к какой-нибудь банде, самой дерзкой и отмороженной, чтобы грабить магазины и склады, убивая сторожей, а попутно – соблазнять тёток и мочить их ради денег. Что и делает весьма успешно.
Стоп! А так бывает?

Да всякое бывает. Но последнее – с одной оговоркой: этот человек доселе не попадал в поле зрения блатных и сыскарей только потому, что не имел с ними дела. То есть, он до недавнего времени – не занимался на территории СССР какой-либо деятельностью, которая считается преступной по советским законам. Но это не значит, что он был «паинькой» и «тихоней». Он – абсолютно состоявшийся, поднаторевший в насилии отморозок, который давно привык людей щёлкать – что сэмки лузгать.


И кто же он?
Тут могут быть разные версии.
Но по крайней мере две – выглядят достаточно правдоподобно.


Первая: Фокс – советский гражданин, офицер вооружённых сил или спецслужб. Возможно, и реальный фронтовик. Почему нет? Это сейчас мы привыкли с огромным почтением относиться к немногим дожившим старичкам-ветеранам, почти как к святым. В значительной мере – это и почтение к возрасту, и к жизненному опыту, и результат сакрализации Войны.


Но это не значит, что любой человек, побывавший на той Войне, и даже реально рисковавший там жизнью, и проявивший себя героем, – не может стать криминальным отморозком. Да запросто! Не всякий, конечно, но есть такие авантюристические и крайне циничные типажи, которые на войне будут очень хорошими солдатами, а на гражданке – очень опасными преступниками. И военный опыт для них – это не только повышение боевых навыков, но и повышение порога чувствительности к насилию. То есть, они привыкли убивать на фронте, когда за это давали медали, - но готовы продолжить это дело с той же лёгкостью, когда получают от этого бабки.
Или вы серьёзно считаете, что только афганские и чеченские ветераны способны были податься в криминал и убивать уже не за Родину, а за своекорыстные интересы? А в те времена – все такие уж поголовно праведные и правильные были? Ага. Да конечно!


Хотя, разумеется, успешный армейский или «чекистский» офицер - должен иметь какой-то очень веский повод, чтоб отказаться от государственной карьеры и уйти на нелегальное положение.


Но, навскидку, скажем, такой повод: Фокс почувствовал, что над ним сгущаются тучи уголовного преследования за какие-то его дела (допустим, имущественные злоупотребления на оккупированных территориях), что на него сейчас наедут другие желающие «имущественно позлоупотреблять», и понял, что надо рвать когти. Уходить в вольное плавание.


Ну или – был он смершевцем и грохнул кого-то не того, да так – что не отмазаться.
Да мало ли ещё может быть ситуаций, в которых не слишком лояльный к советской системе офицер-стяжатель, не желающий отправиться в лагеря, отправляется в криминальное подполье, видя в том единственный для себя выход?


Это всё невозможно, тогда офицеры были по-другому устроены? Скажем: это было редкостью. Но и Фокс ведь – довольно-таки уникальный персонаж.


Но ещё более правдоподобной видится – другая версия.


Фокс – реально Фокс. Евгений Фокс. Остзейский обрусевший немец. Когда появилась возможность встать на службу Райха – разумеется, он этой возможностью воспользовался. Ведь он искренне, люто и бешено ненавидит Советскую Россию, которая отняла у него всё, что можно было отнять. Кроме его ненависти к ней.


Имея хорошие данные для агентурной работы (перечислены выше), Фокс был принят Абвером и, после подготовки, заброшен в советский тыл. Обосновался в Москве. В целях диверсионной деятельности, вроде дезорганизации продовольственного снабжения для пущего народного ропота. Ради чего – Фокс сближается с криминальными кругами, задабривает их деньгами, которые ему выдали. А самые интересные фигуры, вроде Горбатого, - вербует и повязывает работой на вражескую разведку. Что подразумевает не суд и срок по супергуманному к мокрушникам УК-26, а – ****ец по полной программе.


Возможно, в военные годы Фокс соблюдал конспирацию отменно. Но вот война проиграна – и всё кончено. Так – хоть погулять напоследок. Или – по-быстрому (и по-беспредельному) надыбать бабла, материализовать рубли в некие общечеловеческие ценности, и свалить. А то хер знает, какие там архивы Абвер успел уничтожить, какие нет, и какие ничточки на него выведут.


А может, он просто немножко крышей подвинулся от такой фрустрации, как полная победа СССР, и ему вообще всё похуй. Ему уже просто в кайф бегать по краю, перепрыгивая с уступа на уступ, глумясь над ментами, пока не грохнули.


Допущение, что Фокс – обрусевший остзейский немец с реальной фамилией «Фокс» (кстати, не уверен, что много есть немцев с такой фамилией) – это ради красного словца. Да может, и русский, переметнувшийся к Абверу и получивший там кличку «Фокс». Так-то, может, он вовсе Лисичкин какой-нибудь. Отец – царский офицер, служивший в РККА, но ликвидированный в начале тридцатых, операция «Весна». Отчего сын – понял: служить в этом мире можно кому угодно (себе – прежде всего), но только – не Красным.


Ну или ещё тысяча вариантов того, как человек, прекрасно знающий русский язык и здешние обыкновения, мог стать агентом Абвера.


Ей-богу, я припомню с десяток советских фильмов, где какой-то криминальный главарь – на поверку оказывался тщательно внедрённым иностранным «шапиёном». Обычно – германским, ещё с военных лет.


Как правило – это бредятина лютая была, конечно. Но вот Фокс – он реально мог быть немецким агентом-диверсантом. Кроме шуток.
Или – «деклассированным» советским офицером.


По-моему, это две версии, которые хоть как-то способны объяснить, почему этот Фокс свалился, практически, как снег на голову и ментам, и блатным, и никто его толком не знает, но свалился он – уже будучи вполне состоявшимся, резким профессионалом.


Он начал с краж, потом гоп-стоп, потом разбой и бандитизм?
No way! Его, при таком стандартном пути, знали бы и блатные, и менты. А он – тёмная лошадка. Выпрыгнувшая из тумана…


Вообще же, надо почитать «Эру милосердия». Может, в книге-то раскрывается тайна Фокса, как её видели сами Вайнеры.



Другие статьи в литературном дневнике: