О школатстве и схоластике.

Артем Ферье: литературный дневник

Не понимаю этих страстей вокруг проекта реформы школьного образования. Ну, где предлагают оставить четыре общеобязательных предмета, и выбрать гуманитарный либо мат-естественный блок.


Не понимаю прежде всего потому, что речь идёт – о последних двух классах.
Я провёл небольшой опрос среди своих коллег и друзей на тему «Что бы вы хотели получить от своей школы, когда учились в десятом-одиннадцатом классах?»


Ответы были примерно следующие:
«Знаешь, на самом деле от школы была польза. Сейчас я это понимаю. Помню, повинтили нас как-то мусора, когда я на спор голым по Крымскому мосту прошёлся, - так директор приехал, уболтал, вызволил. Хороший чел был».


«Из последних двух классов, честно сказать, я лучше всего помню актовый зал – нормально так в медляке потискаться – и подвал, где можно было развить дискурс».


«Зимой – школа очень даже выручала. А то ж яйца отморозишь, на скамеечке в преф играть. А в школе – и чердак, и подвал. Тепло, культурно».


У самого у меня за одиннадцатый класс было 123 дня прогула. Это официально учтённых. И ходили мы в школу – больше для общения, а не учения. И всем было похуй.


Ситуация в старших классах видится предельно простой. Любой нормальный подросток в 15-16 лет – пьянствует, развратничает и совершает всякого рода асоциальные подвиги (хорошо, если не слишком большой тяжести). Иногда – он совмещает эти занятия с подготовкой к поступлению в вуз. Иногда – он не строит таких далеко идущих планов и живёт, как живётся. Но в любом случае, ему *** забить на эту школу. Она не поможет ему готовиться ко вступительным экзаменам и она тем более не поможет валять дурака в своё удовольствие (хотя, конечно, подвал – действительно бывает полезен для целей разврата и азартных игр).


Тут главный вопрос не в том, чему учить в двух старших классах, а в том – на кой болт делать вид, будто эти два класса общеобязательны, и стравливать рвущихся на свободу подростков с бедолагами-учителями, взаимно озлобляя тех и других.


Приверженцы обязательной двенадцатилетки – заявляют, что, конечно, наивно рассчитывать, будто в старших классах можно впихнуть «ребёнку» в голову какие-то знания против его воли (тем более, если большая часть этих знаний вообще никогда ему не понадобится, и все это прекрасно понимают), но – «зато они хоть как-то под контролем».


Под чьим контролем? Вы большинство наших школьных училок себе представляете? Нет, они бывают милейшие люди, и добрые, и детей любят, но они – в лучшем случае кошку свою контролировать могут, а не стаю в две дюжины юных разбойников, которым всё похуй.


Весь этот контроль сводится к – «а кому неинтересно – могут пойти погулять, я никого не держу».


И я не понимаю, чем был бы хуже «контроль со стороны общества», если б вместо просиживания джинсов в классе подросток больше имел времени для работы в автосервисе, в магазине, в закусочной. Там – его действительно неким образом контролируют и дрессируют люди, которые платят ему деньги. И его деятельность – приобретает некоторую осмысленность, ко всеобщей пользе. Ну и занятие спортом – тоже как вариант.


Но если отрешиться от мысли, что в двух последних классах общеобразовательных школ по-любому никто на самом деле не учится, а только делает вид, и поговорить о наборе предметов, то главный порок предлагаемой системы, наверное, в том, что выбирая блок естественных наук – ученик автоматически лишается возможности нормально изучать английский.


Впрочем, поскольку в большинстве наших школ ученик по-любому не имеет возможности выучить английский сколько-нибудь прилично (во всяком случае, не от учителя) – проблему можно считать довольно-таки надуманной. С другой стороны, к услугам желающих – масса есть всяких самоучителей, компьютерных языковых курсов, учебные сайты в Инете, и вся фигня.


Между тем, сама по себе идея разгрузить программу и сократить число обязательных предметов - мне нравится. Как и возможность выбора. Но лучше б, конечно, когда б ученик выбирал не блок предметов, а предметы по отдельности.


Впрочем, это уже было. Конкретно в той школе, где я учился. Она считалась (и считается) одной из лучших в Питере спецанглийских, и входила в число тех, на которых в первую очередь ставились всякие прогрессивные эксперименты (а в конце восьмидесятых это было поветрие, посколько было ясно, что систему советского образования надо как-то менять).


Одним из таких экспериментов было т.н. «углубление». То есть, углублённое изучение некоторых (конкретно – двух) предметов по выбору ученика. Я выбрал литературу и химию. Потому что с обеими учительницами имел хорошие отношения и, соответственно, мог невозбранно забивать на их уроки (а углубление – подразумевало увеличенное число часов). Прочие предметы – я невозбранно прогуливал потому, что они были «неуглублённые». Английским (а равно – этикой и психологией семейной жизни) – занимался на дому у Елены свет Александровны. Произношение и listening comprehension – поставил довольно быстро. Ну и она меня кое-чему научила :-)


По «углублённым» предметам – нужно было сдавать экзамены. Но не сдать их было невозможно.
Работала ли система? Честно? Честно – я всегда держался мнения, что готовить к поступлению в приличный вуз – школа не может, да и не должна. Главное – чтоб не мешала. А так – читать научили? Вот и славненько! Берёшь книжки – и читаешь. Если не дебил и не лодырь – сам подготовишься. Это было возможно двадцать лет назад – и это тем более возможно сейчас, в век общедоступного скоростного Интернета.


Или – забиваешь болт на общее своё образование, идёшь в автосервис, и там тебя учат всему тому, что нужно для довольно денежной, престижной и полезной работы. А не ебёшь обществу мозги на тему «Почему я, такой охуенно образованный, получаю меньше автомеханика?» Потому что автомеханик – нашёл своё место в жизни, а ты – как гиацинт в полынье болтаешься. И вообще, если образованный человек не способен заработать столько денег, сколько ему нужно для комфортного самочувствия (а это необязательно немеряные миллионы), – значит, не в коня корм был. И вопрос не в качестве образования, а в том, что не тому оно дадено было. В том, что средства налогоплательщиков – разбазарены оказались.


Поэтому я реально поддерживаю мысль о сокращении совокупного объёма знаний, которые задарма впихиваются в государственных школах всем без разбору.


Конечно, в этом новом проекте наибольшее возмущение вызвал перечень предметов, которые обязательны для всех. Поскольку в первой публикации, вследствие технической накладки, создалось такое ощущение, будто бы эти четыре дисциплины – ЕДИНСТВЕННОЕ, чему теперь будут учить в школах. Оказалось, что не это имели в виду создатели проекта.


Но попробуем разобраться с этими предметами.
Физкультура.
Сам я практически не посещал её в последних классах. Да реально – лет с тринадцати забивал. Так, приходил в футбол погонять, в баскет. Но этот бег по кругу, эти лыжи… суета это всё. Не люблю. Да и школьная форма для физры – мне чисто эстетически не импонировала. Я кимоно предпочитал.


Как-то раз, Серёга, наш физрук (и бывший выпускник школы) подъебнул: «Вот ты, Железнов, типа, такой весь из себя крутой, коричневый пояс, чемпион, сэмпай, все дела, – а ну как подтянуться не сможешь, норматив не сдашь, когда надо будет?»


Школьный норматив, по-моему, тринадцать подтягиваний был.
Я поперхнулся и спросил: «Сер, а тебе оно надо, меня провоцировать? Так я ж легко поведусь. Давай, прямо завтра на уроке, перед всеми, устроим конкурс, кто больше. Только ты и я. Причём – ты можешь и на двух руках подтягиваться, мне похуй!»


Серёга погрозил пальцем: «Но-но! Я – наставник. Я – только рассказываю, как это надо делать».


Но вообще, конечно, здоровое физическое развитие – возможно, и главное, чего стоит человеку обрести до достижения совершеннолетия (помимо умения не влетать в такие ситуации, которые грозят реальным тюремным сроком).


Было бы здоровье – остальное приложится. Вот только школьная физра – возможно, скорее отвращает от физического развития, чем способствует ему.
Вследствие этого налёта «обязаловки» и «казарменности».
Был у меня приятель и одноклассник, Славик. Он всю дорогу довольно толстый и совершенно неспортивный парень был. Но обаятельный и очень неглупый. Класса с третьего – имел освобождение от физры, хотя ничем таким не болел. Просто и сам не любил этот предмет, и родители не считали его нужным. А потому справку сделали – очень легко.


А в десятом классе – вдруг взял да похудел резко и ко мне в группу записался. И к концу школы – уже очень даже крутым пацаном был. Какую роль в сей трансформации сыграла школьная физра? Да никакой. Гормоны – и личное осознание необходимости привести себя в форму, чтобы нравиться девчонкам. Причём, возможно, он бы раньше собой занялся, если б не это отвращение к физическому самосовершенствованию, прививаемое школьной физрой.


Но по хорошему счёту, какой ты обязательной физру ни делай – никогда не будет такого, чтобы неуспеваемость в ней стала препятствием для получения аттестата. И все это прекрасно понимают.


Далее – ОБЖ, основы безопасности жизнедеятельности.
Название уёбищное, тут не спорю. Лучше б было назвать это «Курс выживания» или хотя бы «Личная безопасность».
Но затея в целом нормальная. Действительно, что для человека, вступающего в жизнь, актуальней: знать, почему умер Пушкин, или знать, почему не следует очищать и пить политуру?


Про Пушкина – можно и потом вычитать. Если не траванёшься метанолом в каком-то техническом говне, которым тебя кореша угощают в четырнадцать лет («Давай, блин, дёрни, если ты реальный пацан!»)


Хотя, конечно, заранее ясно, что в большинстве случаев это ОБЖ – будет занудной и малополезной ***нёй в исполнении всяких занудных и малополезных маразматиков. Которые будут вещать об опасности порнографии для твоей психики и о том, как жидомасоны похерили сраную жизнь этого маразматика, почему он и вынужден сейчас втирать всяким малолетним долбоёбам про вред порнографии. Но если хоть где-то появится адекватный, толковый препод и хоть что-то разумное внесёт хоть в чьё-то сознание – уже хорошо.


Но и с этим предметом понятно, что какой бы он ни был общеобязательный, неуд по нему – никак не помешает получить аттестат (да его просто не будет, неуда).


Далее – «Индивидуальный проект». Честно, я даже приблизительного понятия не имею, как это будет выглядеть на практике, но скорее всего – максимально необременительно для учащихся.


И наконец, самая, как говорят, одиозная дисциплина, «Место России в мире».
Нет, ну а чего? Если это не будут всякие мазохистические мудовые рыдания про то, как злые западные демоны оттёрли Россию с её надлежащего места в мире и как «русских людей обижают», если вот без этого пидарского скулежа – то, может, и нормальный предмет.


История и география – хорошо, конечно, но, возможно, требуется как-то систематизировать знания, полученные из истории и географии, для честного ответа на конкретный вопрос: в какой стране ты живёшь и как она соотносится с остальным миром.


Типа того, что Россия – огромная страна, созданная великой нацией, имеющей древнюю и насыщенную историю. В которой, как и в истории у всякой другой великой нации, преимущественно – кровавое дерьмо, дурь и мракобесие. С редкими проблесками здравого смысла.


Что на протяжении веков Россия цапалась со своими ближними и дальними соседями по планете, и это был естественный процесс, всё равно как вы, дети, ругались и дрались между собой по любой ничтожной ***не класса до… этого. Точно так же – цапались со своими соседями все народы и созданные ими государства. Кто больше преуспел – стал великими нациями.


Но сейчас, конечно, России вовсе не в кайф и не в умат цапаться всерьёзку с другими цивилизованными нациями. Им – тоже. Мы все повзрослели, мы все поумнели. Мы гораздо больше выгод получаем от сотрудничества, чем от соперничества. И если какое тупое ***ло считает иначе – пусть расхуярит свой комп российской сборки из китайских деталей южнокорейского дизайна, где через пиндосские программы смотрит немецкую порнуху! А лучше – пусть сразу хуй себе отгрызёт, если считает, что совершает преступление против Родины, надрачивая на немецкую порнуху в китайском мониторе. Ибо - нехуй таким размножаться. И нахуй они не нужны ни России, ни миру. Всё понятно, дети?


Ещё наша Россия – гордая победительница двух самых одиозных в истории форм социализма. Националистического немецкого и коммунистического советского. Причём последний – мы победили у себя, в самих себе. Мы вкололи себе эту инфекцию, переболели ею и побороли в считанные десятилетия, показав миру, что это возможно. Что ещё раз доказывает величие нашего народа. Им, величием, не следует чваниться (особенно, вам, маленькие засранцы, которые ещё нихуя не добились в своей жизни), но его следует сознавать. Что в какой-нибудь сраной Швеции – до сих пор социализм, а мы – уже победили это ублюдочное и ретроградное учение о том, что свободный человек якобы не принадлежит себе, а является рабом некоего «общего блага».


Но при этом – мы ничего не имеем против Швеции. Всё, что нам от неё было нужно, – мы взяли уже в восемнадцатом веке. И нам, вообще-то, похуй, что у них там государство сдирает со своих рабов по три шкуры налогов для содержания каких-то лодырей и лузеров. Мы просто покручиваем пальцем у виска и показываем своим примером, что можно жить иначе. В России, где реально вольно дышит всякий чел, если у него есть яйца и мозги, и толстенный ***, чтоб положить его на закон, написанный для всяких одноклеточных лохов.


Что ещё рассказать вам про Россию и мир? Ну, есть, есть некоторая несправедливость. У нас невзъебенные территории в Европе и Азии, но никогда – не было колоний в Африке. И это, конечно, нужно исправить. Когда-то Африка принадлежала другим великим цивилизованным нациям, но сейчас они оттуда ушли вследствие внутренних неурядиц, и получилось так, что африканский континент – вроде как бесхозный. Где много дикорастущих негров, изнывающих под игом навязанного им суверенитета. От чего мы, русские, как завзятые гуманисты, должны, конечно, избавить этих чернокожих бедолаг. И мы должны освободить Родезию из-под власти Зимбабве. Приходить на помощь угнетённым народам – это наша работа. Основа нашей национальной морали, блин!


Что особенно греет душу, Россия – постоянный член (не смейтесь!) Совета Безопасности ООН, мы обладаем правом вето в этой тупой и никчёмной шарашке, а значит – никакая сука не посмеет залупнуться на нас в смысле санкций, когда мы пойдём освобождать Родезию и Мозамбик.


Ну вот если отображать место России в мире этак грамотно, разумно и полезно – не вижу ничего плохого в этом предмете.


Хотя, конечно, понимаю, что на практике всё равно будут преподавать его всякие унылые никчёмные о****олы, сводящие геополитику – к собственному, сугубо личному баттхёрту (за которым, конечно, стоит всемирный заговор против России).


Вернее, преподавать его будут учителя то ли истории, то ли географии, ну и как они его будут преподавать – от их свойств зависит.


Но и этот предмет – не повлияет на аттестат и поступление в вуз (если надо).


По хорошему счёту, мне вообще плевать, чему там учат в государственных школах. Учат читать и писать – это на всю жизнь, и это полезно. Это ключик к дальнейшим знаниям, которые человек сам обретёт, если считает необходимыми для себя. Ну а вся та ненужная ему херня, которой засрали мозги в школе, – очень быстро выветривается.


Человек должен иметь некий «минимальный багаж знаний в разных дисциплинах»? Окей, окей. Но даже и с этой позиции – как раз минимальный багаж знаний уже вполне напихан к десятому классу. А речь-то ведь в проекте идёт о последних двух. Ну-ка, скажите мне, чего вы помните из непрофильных для вас предметов за последние два класса?


Если вы гуманитарий – вы помните теорему Виетта? Вы сможете решить квадратное уравнение хоть каким-то из способов, дающихся в рамках школьной алгебры? Возможно, вы только в путь их щёлкали тогда, но сейчас – застынете в ступоре: «Ну, это уравнение – оно такое, как бы, квадратное… и это очевидно… мда…».


Если вы технарь или математик, – ну и когда был заключён Кучук-Кайнарджийский мир? В 1774? Ай, молодца! Хорошая память на цифры. А в чём его смысл-то был? Какие условия? Ну и кой хер помнить дату, когда не знаешь, о чём там конкретно договорились? А ведь это есть в школьной программе – но вы этого, разумеется, нихуя не помните, поскольку от вас это так же далеко, как квадратные уравнения – от гуманитария.

Ну и к чему эта вся профанация-то, с «глубокими и обширными научными знаниями для каждого гражданина»? Да он их всё равно не помнит нихера, большей частью. И никакие они не глубокие, по хорошему счёту. Но лишь создают опасную иллюзию, что ты, такой всесторонне развитый и образованный, можешь собой подменить эксперта в любом вопросе.


И я, серьёзно, не очень понимаю, зачем нужна обязательная десятилетка (или двенадцатилетка), зачем нужно это клизмирование знаниями, которые либо никогда не пригодятся, либо ты их по-любому получишь на гораздо более высоком уровне, если именно это – тебе интересно.


Что бы я на самом деле предложил – да отменить к чертям собачьим бесплатность и общеобязательность хотя бы двух последних классов!
Я, ей-богу, не очень большой фанат товарища Сталина, но идея с семилеткой (при добровольном и платном образовании в последующих классах) – она была здравая и правильная.


Да в пятнадцать лет – работать уже нужно, и именно так – врастать в общество. Бабло зашибать. И не надо лишать «детишек» такой возможности, отнимая у них время на всякую ненужную им херню. Но если сочтёт, что нужная херня – обратится к школе и возьмёт, за плату, те курсы, которые ему реально нужны (или – работодатель проплатит, когда заинтересован в повышении квалификации работника).


В общем, та же фигня, что и с вузами. Голимый бред – бесплатное высшее образование, за счёт общества. Это можно сделать бесплатным для студента, здесь и сейчас, но – не за счёт общества, а за счёт грантов, за счёт тех, кто реально в нём заинтересован (и имеет соответствующий контракт).


Иначе – вот мы и получаем, что у нас дохера лишенцев, не способных даже чистить сортиры, и не способных на это именно потому, что им внушили: «Вы получили охуенное образование, это очень ценная штука, вы – элита, надежда нации!»


Ага. Говна-пирога. Элита они, блять! Суеверные, по жизни опущенные, умственно отсталые чмошники, которым их мозжечка не хватает даже, чтобы понять, на кой болт они получили это образование, когда получили они его – на халяву («Халява, приди!», йопты, блин).


Не, ну я тоже своё первое образование (филфак МГУ) получил на халяву и невесть зачем. Я понта ради, в общем-то, поступил и окончил (последние курсы – экстерном). Но я не планировал быть филологом (я хотел быть криминал-буржуем – и стал криминал-буржуем, жизнь удалась). Честно сказать, для меня интерес был – поступить, потому что это считалось сложным, это был челлендж, а дальше – ну, уж пришлось закончить, если начал. Но я никогда не брал свою стипендию (это копейки, по-любому).


И я вижу вокруг столько успешных людей, которые были рас****яями в школе и вообще не поступали в вуз после школы, но только потом как-то наверстали, подтянулись к свету научного знания и культуры.


От этого я думаю, что образование, конечно, должно быть, но - где-то рядом и в доступности для тех, кто реально его возжаждет. Но гнилая тема – навязывать его ВСЕМ, в отрочестве, и в заведомо избыточных размерах.


Чему же на самом деле следовало бы учить в школах, помимо чтения, обращения с компьютером и английского, - логике, как критическому восприятию любой информации, и этике, как способности ладить с людьми (ну и обращению с огнестрельным оружием на случай, если не сработала ни этика, ни логика :-) ).



Другие статьи в литературном дневнике: