О школатстве и схоластике.Не понимаю этих страстей вокруг проекта реформы школьного образования. Ну, где предлагают оставить четыре общеобязательных предмета, и выбрать гуманитарный либо мат-естественный блок. Не понимаю прежде всего потому, что речь идёт – о последних двух классах. Ответы были примерно следующие: «Из последних двух классов, честно сказать, я лучше всего помню актовый зал – нормально так в медляке потискаться – и подвал, где можно было развить дискурс». «Зимой – школа очень даже выручала. А то ж яйца отморозишь, на скамеечке в преф играть. А в школе – и чердак, и подвал. Тепло, культурно». У самого у меня за одиннадцатый класс было 123 дня прогула. Это официально учтённых. И ходили мы в школу – больше для общения, а не учения. И всем было похуй. Ситуация в старших классах видится предельно простой. Любой нормальный подросток в 15-16 лет – пьянствует, развратничает и совершает всякого рода асоциальные подвиги (хорошо, если не слишком большой тяжести). Иногда – он совмещает эти занятия с подготовкой к поступлению в вуз. Иногда – он не строит таких далеко идущих планов и живёт, как живётся. Но в любом случае, ему *** забить на эту школу. Она не поможет ему готовиться ко вступительным экзаменам и она тем более не поможет валять дурака в своё удовольствие (хотя, конечно, подвал – действительно бывает полезен для целей разврата и азартных игр). Тут главный вопрос не в том, чему учить в двух старших классах, а в том – на кой болт делать вид, будто эти два класса общеобязательны, и стравливать рвущихся на свободу подростков с бедолагами-учителями, взаимно озлобляя тех и других. Приверженцы обязательной двенадцатилетки – заявляют, что, конечно, наивно рассчитывать, будто в старших классах можно впихнуть «ребёнку» в голову какие-то знания против его воли (тем более, если большая часть этих знаний вообще никогда ему не понадобится, и все это прекрасно понимают), но – «зато они хоть как-то под контролем». Под чьим контролем? Вы большинство наших школьных училок себе представляете? Нет, они бывают милейшие люди, и добрые, и детей любят, но они – в лучшем случае кошку свою контролировать могут, а не стаю в две дюжины юных разбойников, которым всё похуй. Весь этот контроль сводится к – «а кому неинтересно – могут пойти погулять, я никого не держу». И я не понимаю, чем был бы хуже «контроль со стороны общества», если б вместо просиживания джинсов в классе подросток больше имел времени для работы в автосервисе, в магазине, в закусочной. Там – его действительно неким образом контролируют и дрессируют люди, которые платят ему деньги. И его деятельность – приобретает некоторую осмысленность, ко всеобщей пользе. Ну и занятие спортом – тоже как вариант. Но если отрешиться от мысли, что в двух последних классах общеобразовательных школ по-любому никто на самом деле не учится, а только делает вид, и поговорить о наборе предметов, то главный порок предлагаемой системы, наверное, в том, что выбирая блок естественных наук – ученик автоматически лишается возможности нормально изучать английский. Впрочем, поскольку в большинстве наших школ ученик по-любому не имеет возможности выучить английский сколько-нибудь прилично (во всяком случае, не от учителя) – проблему можно считать довольно-таки надуманной. С другой стороны, к услугам желающих – масса есть всяких самоучителей, компьютерных языковых курсов, учебные сайты в Инете, и вся фигня. Между тем, сама по себе идея разгрузить программу и сократить число обязательных предметов - мне нравится. Как и возможность выбора. Но лучше б, конечно, когда б ученик выбирал не блок предметов, а предметы по отдельности. Впрочем, это уже было. Конкретно в той школе, где я учился. Она считалась (и считается) одной из лучших в Питере спецанглийских, и входила в число тех, на которых в первую очередь ставились всякие прогрессивные эксперименты (а в конце восьмидесятых это было поветрие, посколько было ясно, что систему советского образования надо как-то менять). Одним из таких экспериментов было т.н. «углубление». То есть, углублённое изучение некоторых (конкретно – двух) предметов по выбору ученика. Я выбрал литературу и химию. Потому что с обеими учительницами имел хорошие отношения и, соответственно, мог невозбранно забивать на их уроки (а углубление – подразумевало увеличенное число часов). Прочие предметы – я невозбранно прогуливал потому, что они были «неуглублённые». Английским (а равно – этикой и психологией семейной жизни) – занимался на дому у Елены свет Александровны. Произношение и listening comprehension – поставил довольно быстро. Ну и она меня кое-чему научила :-) По «углублённым» предметам – нужно было сдавать экзамены. Но не сдать их было невозможно. Или – забиваешь болт на общее своё образование, идёшь в автосервис, и там тебя учат всему тому, что нужно для довольно денежной, престижной и полезной работы. А не ебёшь обществу мозги на тему «Почему я, такой охуенно образованный, получаю меньше автомеханика?» Потому что автомеханик – нашёл своё место в жизни, а ты – как гиацинт в полынье болтаешься. И вообще, если образованный человек не способен заработать столько денег, сколько ему нужно для комфортного самочувствия (а это необязательно немеряные миллионы), – значит, не в коня корм был. И вопрос не в качестве образования, а в том, что не тому оно дадено было. В том, что средства налогоплательщиков – разбазарены оказались. Поэтому я реально поддерживаю мысль о сокращении совокупного объёма знаний, которые задарма впихиваются в государственных школах всем без разбору. Конечно, в этом новом проекте наибольшее возмущение вызвал перечень предметов, которые обязательны для всех. Поскольку в первой публикации, вследствие технической накладки, создалось такое ощущение, будто бы эти четыре дисциплины – ЕДИНСТВЕННОЕ, чему теперь будут учить в школах. Оказалось, что не это имели в виду создатели проекта. Но попробуем разобраться с этими предметами. Как-то раз, Серёга, наш физрук (и бывший выпускник школы) подъебнул: «Вот ты, Железнов, типа, такой весь из себя крутой, коричневый пояс, чемпион, сэмпай, все дела, – а ну как подтянуться не сможешь, норматив не сдашь, когда надо будет?» Школьный норматив, по-моему, тринадцать подтягиваний был. Серёга погрозил пальцем: «Но-но! Я – наставник. Я – только рассказываю, как это надо делать». Но вообще, конечно, здоровое физическое развитие – возможно, и главное, чего стоит человеку обрести до достижения совершеннолетия (помимо умения не влетать в такие ситуации, которые грозят реальным тюремным сроком). Было бы здоровье – остальное приложится. Вот только школьная физра – возможно, скорее отвращает от физического развития, чем способствует ему. А в десятом классе – вдруг взял да похудел резко и ко мне в группу записался. И к концу школы – уже очень даже крутым пацаном был. Какую роль в сей трансформации сыграла школьная физра? Да никакой. Гормоны – и личное осознание необходимости привести себя в форму, чтобы нравиться девчонкам. Причём, возможно, он бы раньше собой занялся, если б не это отвращение к физическому самосовершенствованию, прививаемое школьной физрой. Но по хорошему счёту, какой ты обязательной физру ни делай – никогда не будет такого, чтобы неуспеваемость в ней стала препятствием для получения аттестата. И все это прекрасно понимают. Далее – ОБЖ, основы безопасности жизнедеятельности. Про Пушкина – можно и потом вычитать. Если не траванёшься метанолом в каком-то техническом говне, которым тебя кореша угощают в четырнадцать лет («Давай, блин, дёрни, если ты реальный пацан!») Хотя, конечно, заранее ясно, что в большинстве случаев это ОБЖ – будет занудной и малополезной ***нёй в исполнении всяких занудных и малополезных маразматиков. Которые будут вещать об опасности порнографии для твоей психики и о том, как жидомасоны похерили сраную жизнь этого маразматика, почему он и вынужден сейчас втирать всяким малолетним долбоёбам про вред порнографии. Но если хоть где-то появится адекватный, толковый препод и хоть что-то разумное внесёт хоть в чьё-то сознание – уже хорошо. Но и с этим предметом понятно, что какой бы он ни был общеобязательный, неуд по нему – никак не помешает получить аттестат (да его просто не будет, неуда). Далее – «Индивидуальный проект». Честно, я даже приблизительного понятия не имею, как это будет выглядеть на практике, но скорее всего – максимально необременительно для учащихся. И наконец, самая, как говорят, одиозная дисциплина, «Место России в мире». История и география – хорошо, конечно, но, возможно, требуется как-то систематизировать знания, полученные из истории и географии, для честного ответа на конкретный вопрос: в какой стране ты живёшь и как она соотносится с остальным миром. Типа того, что Россия – огромная страна, созданная великой нацией, имеющей древнюю и насыщенную историю. В которой, как и в истории у всякой другой великой нации, преимущественно – кровавое дерьмо, дурь и мракобесие. С редкими проблесками здравого смысла. Что на протяжении веков Россия цапалась со своими ближними и дальними соседями по планете, и это был естественный процесс, всё равно как вы, дети, ругались и дрались между собой по любой ничтожной ***не класса до… этого. Точно так же – цапались со своими соседями все народы и созданные ими государства. Кто больше преуспел – стал великими нациями. Но сейчас, конечно, России вовсе не в кайф и не в умат цапаться всерьёзку с другими цивилизованными нациями. Им – тоже. Мы все повзрослели, мы все поумнели. Мы гораздо больше выгод получаем от сотрудничества, чем от соперничества. И если какое тупое ***ло считает иначе – пусть расхуярит свой комп российской сборки из китайских деталей южнокорейского дизайна, где через пиндосские программы смотрит немецкую порнуху! А лучше – пусть сразу хуй себе отгрызёт, если считает, что совершает преступление против Родины, надрачивая на немецкую порнуху в китайском мониторе. Ибо - нехуй таким размножаться. И нахуй они не нужны ни России, ни миру. Всё понятно, дети? Ещё наша Россия – гордая победительница двух самых одиозных в истории форм социализма. Националистического немецкого и коммунистического советского. Причём последний – мы победили у себя, в самих себе. Мы вкололи себе эту инфекцию, переболели ею и побороли в считанные десятилетия, показав миру, что это возможно. Что ещё раз доказывает величие нашего народа. Им, величием, не следует чваниться (особенно, вам, маленькие засранцы, которые ещё нихуя не добились в своей жизни), но его следует сознавать. Что в какой-нибудь сраной Швеции – до сих пор социализм, а мы – уже победили это ублюдочное и ретроградное учение о том, что свободный человек якобы не принадлежит себе, а является рабом некоего «общего блага». Но при этом – мы ничего не имеем против Швеции. Всё, что нам от неё было нужно, – мы взяли уже в восемнадцатом веке. И нам, вообще-то, похуй, что у них там государство сдирает со своих рабов по три шкуры налогов для содержания каких-то лодырей и лузеров. Мы просто покручиваем пальцем у виска и показываем своим примером, что можно жить иначе. В России, где реально вольно дышит всякий чел, если у него есть яйца и мозги, и толстенный ***, чтоб положить его на закон, написанный для всяких одноклеточных лохов. Что ещё рассказать вам про Россию и мир? Ну, есть, есть некоторая несправедливость. У нас невзъебенные территории в Европе и Азии, но никогда – не было колоний в Африке. И это, конечно, нужно исправить. Когда-то Африка принадлежала другим великим цивилизованным нациям, но сейчас они оттуда ушли вследствие внутренних неурядиц, и получилось так, что африканский континент – вроде как бесхозный. Где много дикорастущих негров, изнывающих под игом навязанного им суверенитета. От чего мы, русские, как завзятые гуманисты, должны, конечно, избавить этих чернокожих бедолаг. И мы должны освободить Родезию из-под власти Зимбабве. Приходить на помощь угнетённым народам – это наша работа. Основа нашей национальной морали, блин! Что особенно греет душу, Россия – постоянный член (не смейтесь!) Совета Безопасности ООН, мы обладаем правом вето в этой тупой и никчёмной шарашке, а значит – никакая сука не посмеет залупнуться на нас в смысле санкций, когда мы пойдём освобождать Родезию и Мозамбик. Ну вот если отображать место России в мире этак грамотно, разумно и полезно – не вижу ничего плохого в этом предмете. Хотя, конечно, понимаю, что на практике всё равно будут преподавать его всякие унылые никчёмные о****олы, сводящие геополитику – к собственному, сугубо личному баттхёрту (за которым, конечно, стоит всемирный заговор против России). Вернее, преподавать его будут учителя то ли истории, то ли географии, ну и как они его будут преподавать – от их свойств зависит. Но и этот предмет – не повлияет на аттестат и поступление в вуз (если надо). По хорошему счёту, мне вообще плевать, чему там учат в государственных школах. Учат читать и писать – это на всю жизнь, и это полезно. Это ключик к дальнейшим знаниям, которые человек сам обретёт, если считает необходимыми для себя. Ну а вся та ненужная ему херня, которой засрали мозги в школе, – очень быстро выветривается. Человек должен иметь некий «минимальный багаж знаний в разных дисциплинах»? Окей, окей. Но даже и с этой позиции – как раз минимальный багаж знаний уже вполне напихан к десятому классу. А речь-то ведь в проекте идёт о последних двух. Ну-ка, скажите мне, чего вы помните из непрофильных для вас предметов за последние два класса? Если вы гуманитарий – вы помните теорему Виетта? Вы сможете решить квадратное уравнение хоть каким-то из способов, дающихся в рамках школьной алгебры? Возможно, вы только в путь их щёлкали тогда, но сейчас – застынете в ступоре: «Ну, это уравнение – оно такое, как бы, квадратное… и это очевидно… мда…». Если вы технарь или математик, – ну и когда был заключён Кучук-Кайнарджийский мир? В 1774? Ай, молодца! Хорошая память на цифры. А в чём его смысл-то был? Какие условия? Ну и кой хер помнить дату, когда не знаешь, о чём там конкретно договорились? А ведь это есть в школьной программе – но вы этого, разумеется, нихуя не помните, поскольку от вас это так же далеко, как квадратные уравнения – от гуманитария. И я, серьёзно, не очень понимаю, зачем нужна обязательная десятилетка (или двенадцатилетка), зачем нужно это клизмирование знаниями, которые либо никогда не пригодятся, либо ты их по-любому получишь на гораздо более высоком уровне, если именно это – тебе интересно. Что бы я на самом деле предложил – да отменить к чертям собачьим бесплатность и общеобязательность хотя бы двух последних классов! Да в пятнадцать лет – работать уже нужно, и именно так – врастать в общество. Бабло зашибать. И не надо лишать «детишек» такой возможности, отнимая у них время на всякую ненужную им херню. Но если сочтёт, что нужная херня – обратится к школе и возьмёт, за плату, те курсы, которые ему реально нужны (или – работодатель проплатит, когда заинтересован в повышении квалификации работника). В общем, та же фигня, что и с вузами. Голимый бред – бесплатное высшее образование, за счёт общества. Это можно сделать бесплатным для студента, здесь и сейчас, но – не за счёт общества, а за счёт грантов, за счёт тех, кто реально в нём заинтересован (и имеет соответствующий контракт). Иначе – вот мы и получаем, что у нас дохера лишенцев, не способных даже чистить сортиры, и не способных на это именно потому, что им внушили: «Вы получили охуенное образование, это очень ценная штука, вы – элита, надежда нации!» Ага. Говна-пирога. Элита они, блять! Суеверные, по жизни опущенные, умственно отсталые чмошники, которым их мозжечка не хватает даже, чтобы понять, на кой болт они получили это образование, когда получили они его – на халяву («Халява, приди!», йопты, блин). Не, ну я тоже своё первое образование (филфак МГУ) получил на халяву и невесть зачем. Я понта ради, в общем-то, поступил и окончил (последние курсы – экстерном). Но я не планировал быть филологом (я хотел быть криминал-буржуем – и стал криминал-буржуем, жизнь удалась). Честно сказать, для меня интерес был – поступить, потому что это считалось сложным, это был челлендж, а дальше – ну, уж пришлось закончить, если начал. Но я никогда не брал свою стипендию (это копейки, по-любому). И я вижу вокруг столько успешных людей, которые были рас****яями в школе и вообще не поступали в вуз после школы, но только потом как-то наверстали, подтянулись к свету научного знания и культуры. От этого я думаю, что образование, конечно, должно быть, но - где-то рядом и в доступности для тех, кто реально его возжаждет. Но гнилая тема – навязывать его ВСЕМ, в отрочестве, и в заведомо избыточных размерах. Чему же на самом деле следовало бы учить в школах, помимо чтения, обращения с компьютером и английского, - логике, как критическому восприятию любой информации, и этике, как способности ладить с людьми (ну и обращению с огнестрельным оружием на случай, если не сработала ни этика, ни логика :-) ). © Copyright: Артем Ферье, 2011.
Другие статьи в литературном дневнике:
|