О благозвучии текста

Анна Дудка: литературный дневник

Мы с вами говорили об эмоциональной атмосфере текста, в которую погружается читатель, когда у него в голове звучат разные ритмы, рождённые сочетанием длинных и коротких предложений, слов, слогов. Но в тексте важен не только ритм, но и благозвучие, то есть приятное звучание слов. Благозвучный текст музыкален, даже если это проза, он легко читается, и на нём не спотыкается язык и мозг.


Сочетание звуков и слогов
В первую очередь, благозвучие связано с сочетанием звуков языка, причём представители разных национальностей это благозвучие оценивают по-разному. В русской лексике есть сочетания звуков, слишком частых повторений которых стоит избегать, потому что они портят текст, делают его неблагозвучным. Это такие, как, например, вдр, взгр, вск, встр. Их сложно произносить, язык на них спотыкается. Вот такое предложение «Вдруг взгрустнулось, задремавши» явно неблагозвучно.


А ещё благозвучие нарушается из-за нехарактерного для языка количества слогов. Так, в русском языке чаще всего встречаются слова из трёх слогов, а односложные слова в предложении более редки. Поэтому вот такой текст: «Жил-был жук. Жук был мал. Он грыз бук. Пил. Ел, спал. Бук был твёрд - жук был горд» воспринимается как неблагозвучный. Также неприятно для русского слуха звучат предложения из одних длинных слов (более 5 слогов).


Но дело не только в этом, а ещё и в эмоциональном восприятии и оценке отдельных звуков и их сочетаний.


Хорошие и плохие звуки
В 70-е годы прошлого века в нескольких странах проходили исследования восприятия звуков родного языка с помощью метода семантического дифференциала. О методе рассказывать не буду, а вот результаты оказались очень интересны.


Проведенные опросы показали, что звуки могут быть оценены носителями языка как «хорошие» и «плохие», «большие» и «маленькие», «грубые» и «нежные», «светлые» и «тёмные». Например, большинство опрашиваемых носителей русского языка звук «А» считают хорошим, а звуки «Ф» и «Х» - плохими; звук «Ш» - тёмным, а звук «О» - светлым; «Щ» - горячим, а «Р» - холодным.


Если посмотреть все характеристики, например, звука «Ф», то окажется, что он плохой, грубый, тёмный, пассивный, отталкивающий, шероховатый, тяжёлый, грустный, страшный, тусклый, печальный, тихий, трусливый, злой, хилый, медленный.


Можно представить, какое настроение возникнет у читателя при восприятии текста, в котором много слов с этим звуком.


Роль эмоциональной окраски звуков, составляющих слова, настолько велика, что нередко приводит к заблуждениям в отношении реальных объектов, этими словами обозначаемых. Например, на территории центральной части России водятся такие хищные птицы, как сокол и коршун. На вопрос, какая из них опаснее, большинство людей назовёт коршуна. Он в сознании среднестатистического обывателя связан с чем-то неприятным, страшным, злобным. Тогда как сокол представляется скорее приятным, если не добрым, то, по крайней мере, благородным. На самом деле нас ввело в заблуждение сочетание звуков в словах. Звук «Ш», особенно в сочетании с «Р» вызывает ощущение злобности, коварства, предательства. Вспомните, какая презрительная злоба звучит во фразе Ужа из «Песни о Соколе» М. Горького: «Ш-ш-то-о-о, умираеш-ш-шь?»


В слове же «сокол» есть приятный мягкий звук «Л». А слог «кол» у русского человека ассоциируется со светом («коло» - древнее название солнца), солнечным кругом, звоном колоколов. На самом деле коршун значительно меньше сокола и представляет опасность только для мелких птиц, например, воробьёв или цыплят, даже с петухом ему не справиться. А вот сокол нападает на довольно крупных животных, например, зайцев. Это не только сильная, но и довольно агрессивная птица, именно поэтому их использовали в знаменитой соколиной охоте.


Звуки не только насыщены эмоциональным содержанием, они имеют ещё и цветовую окраску. По результатам опросов оказалось, что большинство людей придают гласным звукам сходную окраску: «А» - густо-красный, «Я» - ярко-красный, «И» - синий, «О» - светло-жёлтый или белый, «Е» - зелёный, «У» - тёмно-синий или сине-зелёный, «Ы» - тёмно-коричневый или чёрный и т. д.


С точки зрения практической, эта информация может пригодиться при подборе имен для положительных и отрицательных героев, географических названий и т. д. Ну и, надо стараться не перегружать предложения словами с буквами, воспринимающимися негативно.


Записки литературного редактора


Что почитать начинающему писателю:


Нора Галь "Слово живое и мёртвое"


Стивен Кинг "Как писать книги"


Юрген Вольф "Школа литературного мастерства"


Наталья Гарбер "Как писать в XXI веке"


Михаил Веллер "Технология рассказа"


Марта Олдерсон "Бест-селлер"



Другие статьи в литературном дневнике: