Развитие образного мышления

Анна Дудка: литературный дневник

Тренинг для писателя


Приветствую вас, друзья. Сегодня у меня понедельник, а значит, время разминать и тренировать мозги. Кстати, если кто-то забыл подписаться на мой канал, то не упускайте возможности, потом может быть не до этого.


Помните, я вам уже рассказывала о том, что в литературном творчестве важно взаимодействие полушарий головного мозга и переключение с образного мышления на абстрактно-логическое.


Если логическому мышлению нас худо-бедно обучают в школе, то образным после детского садика никто не занимается. А оно необходимо писателю. Вот и получается, что те, у кого от природы активно правое полушарие (или родители позаботились), проявляет больше способностей к писательству. Но это не значит, что у всех остальных нельзя развить способность оперировать образами. Было бы желание!


Как развивать образное мышление
Качество литературного текста напрямую связано с яркостью, живостью, объёмностью образов. И, конечно, способностью автора подбирать слова для передачи этих образов.


Скажу вам по секрету, взрослый человек мыслить только образами не может. Вот такой у нас диктат слова над образом. Но можно попробовать обмануть контролирующее всю нашу психическую деятельность рациональное левое полушарие.


Для этого старайтесь замечать как можно больше образов, а затем воссоздавать их. Например, вечером закройте глаза (главное, случайно не уснуть при этом) и вспомните самый яркий образ этого дня. Что это? Пейзаж? Человек? Городская улица? Животное? Вспомните обязательно во всех деталях, подробностях, красках. Причём лучше, чтобы это был не только зрительный образ, хоть воссоздание таких образов даётся легче всего. Но всё же припомните звуки, которые слышались в тот момент, когда вы видели это. Какие были запахи? Возможно, были тактильные ощущения? А может, вы были в кафе, тогда важны и вкусовые ощущения.


А теперь вспомните, какие эмоции вы почувствовали в этот момент. С чем они связаны? Как повлиял увиденный или услышанный объект на ваше настроение? Почему вы вспомнили именно его?


Ну а теперь запишите всё, что вспомнили, почувствовали, поняли. Старайтесь как можно точнее передать краски, звуки, чувства.


Можно так развивать не только образное мышление, но и целенаправленное восприятие. Отправляясь на работу, на прогулку, на встречу с друзьями, создайте установку. (Установка – это заранее заданный ракурс восприятия.) Например, на восприятие автомобилей. Обращайте внимание на цвет, марки, какие-то особенности тюнинга. Пофантазируйте, как бы изменился внешний вид увиденных моделей через 100-200 лет. А если бы вместо двигателя внутреннего сгорания была магия?


Подобные задания можно разнообразить, придумывая их самостоятельно – это тоже развивает творческое мышление. А ещё их можно превратить в интересную игру и играть с друзьями, в своей группе в социальной сети. И обязательно обсуждать, у кого самый интересный и необычный образ.


Ну и ещё одно упражнение, которое, на мой взгляд, полезно для писателей.


Образ знака
Это ещё один способ перехитрить левое полушарие, оно ведь у нас отвечает за работу со знаками. Упражнение предложено М. И. Меерович и Л.И. Шрагиной в книге «Технология творческого мышления». Суть его в следующем.


Возьмите любую, первую попавшуюся букву. Например, «Б». Посмотрите на неё, произнесите про себя и вслух, «попробуйте на вкус». А теперь надо создать живой образ этой буквы. Именно живой. Представить её в виде живого существа. Возможно, разумного, а может, и не очень, реального или фантастического, но главное – живого.


Если задание покажется сначала сложным, то подключите ассоциативное мышление. Ассоциации могут быть и по внешнему виду (ишь, какая толстуха), и по звучанию, и по словам, в которых буква встречается (не зря толстуха, раз тут и батон, и булочка, и биточки). Или ей всё-таки близок спорт? Тут и бокс, и борьба, и бадминтон с биатлоном. Теперь стало проще?


Итак, представили существо? Опишите его, придумайте ему характер. Чем оно питается, где живет, чем любит заниматься и т. д. Напишите небольшую миниатюру, буквально 5–6 предложений, в которой воссоздайте образ буквы. Можно, кстати, взять и любую другую.


Записки литературного редактора


Самые распространенные ошибки в диалогах


Диалоги – важная составляющая часть любого художественного текста, особенно большого формата. Но в то же время это источник разнообразных и распространенных ошибок.


Увлеченность диалогами нужно дозировать
Понимая значение диалогов, начинающие писатели часто ими злоупотребляют. Некоторое время назад по писательской тусовке прошёл слух, что диалоги придают повествованию увлекательности, они его как бы разгоняют, и читатели, не замечая, проглатывают большие куски текста.


С одной стороны, да, текст проглатывается. С другой стороны, пустопорожний «пинг-понг» ничего не значащими фразами приводит к тому, что книга в голове не задерживается, смысл исчезает, сюжет теряется за пустой болтовней героев.


И ещё один момент. Диалог в тексте идёт в режиме реального времени, а вот события описываются намного быстрее. Поэтому создается впечатление, что, кроме диалогов, в книге почти ничего и нет. Если в любовном романе это ещё терпимо, то в других жанрах недопустимо.


Поэтому обращайте внимание на то, чтобы описание событий и действий персонажей не терялось за обилием диалогов.


Соблюдайте речевую дифференциацию
Речь человека индивидуальна, она несёт информацию о нём самом: характере, темпераменте, эмоциональном состоянии, возрасте и т. д. К тому же мы выросли в разной среде, у всех есть своя манера говорить, какие-то слова-паразиты, диалектные и сленговые словечки. Авторы, строя диалог своих героев, часто об этом забывают. Персонажи говорят совершенно одинаково, просто копируя манеру речи самого автора.


Это даже не ошибка, а свидетельство непрофессионализма, неопытности и невнимательности. Так, в фэнтези и даже в исторических романах в речи персонажей проскакивают несвойственные времени и месту словечки. Например, «на автомате», «механически», «зациклилась», «это всё гормоны» — люди Средневековья знали, что это такое? Или ещё сногсшибательно: «лошадь внезапно затормозила». И где там у неё тормоза?


К речи персонажей нужно отнестись максимально внимательно, иначе придется попрощаться с достоверностью.


Ошибки в атрибуции
Диалог делится на две части: реплику – слова персонажа, и атрибуцию – слова автора. Атрибуции может и не быть, если общаются два человека и недолго. Однако если диалог продолжительный, или общается несколько человек, то без атрибуции не обойтись. Но и злоупотреблять не стоит, растягивая её на несколько предложений.


Правда, главная ошибка не в этом, а в том, что в последнее время стала модна атрибуция без атрибуции. Что это значит? Слова автора в диалоге предполагают наличие атрибутивного глагола, который обозначает речевое действие: сказал, пробормотал, воскликнул, заявил и т. д.


Но это же скучно! И авторы вставляют в диалоги описание эмоций и действий персонажей («поправила прическу», «вздрогнул от ужаса», «схватился за меч» и т. д.) и даже характеристику обстановки («вдали раздался удар грома», «порыв ветра закрутил опавшую листву»). И выдают всё это за полноценную атрибуцию.


Конечно, подобный приём позволяет создать необходимую эмоциональную атмосферу, передать чувства героев и оживить повествование. Что делать, если персонаж вытащил меч одновременно с тем, как начал говорить. Но, с другой стороны, это не атрибуция, не комментирующие речь персонажа слова автора, а совершено отдельное предложение, в котором нет атрибутивного глагола. Поэтому нужно либо такой глагол добавить («воскликнул Дик, хватаясь за меч»), либо оформлять как самостоятельное предложение. То есть начинать с заглавной буквы после знака, завершающего предложение.


«На вот, держи! – Джон достал фляжку и протянул её напарнику».


А если такое пояснение большое, да ещё и состоит из нескольких предложений, то лучше вообще перенести его на новый абзац.


Небольшой совет
Начинающие писатели, как правило, учатся строить диалоги, читая книги коллег по жанру. И к сожалению, не всегда это действительно качественная литература, поэтому ошибки тиражируются.


Советовать учиться у классиков тоже не буду. Вы представьте, что герои современной прозы заговорят, как персонажи из «Войны и мира» Л. Толстого. Это будет по меньшей мере забавно. Нет. Всему своё время, литературным героям тоже. Так что же делать?


Есть два пути учиться писать диалоги:


Наблюдать за окружающими, слушать, записывать, анализировать. Отмечать в том числе речевые особенности, порядок построения фраз (Привет, магистр Йода!), сленг и т. д. Возможно, записывать какие-то интересные обороты, словечки.
Смотреть хорошие современные фильмы и тоже слушать и анализировать диалоги.
Главное, замечать особенности речи, её эмоциональную составляющую у разных героев и в разных ситуациях. И тогда не будет такого, что граф и кучер говорят одинаково, а в ситуации, когда горит крыша, начинаются пространные рассуждения о тайнах мироздания или о законах магии.




Другие статьи в литературном дневнике: