Ученые доказали, что люди не верят в свою смертьСудя по всему мозг убеждает нас в том, что смерть касается кого угодно, но не нас Ученые выяснили, что наш мозг делает все, чтобы мы не задумывались о своей безвременной кончине. Согласно новым исследованиям, мозг защищает нас от страха, уверяя в том, что это грустное событие случится с кем-то другим, не с нами. «Мозг отказывается принимать тот факт, что смерть неизбежна, — рассказывает профессор Яир Дор-Цидерман из Университета Бар-Лиан в Израиле. — Когда мозг получает информацию, которая тем или иным образом относится к смерти, что-то подсказывает нам, что эта информация недостоверная, что этому нельзя верить». Этот защитный механизм мозга чрезвычайно важен для нашего благополучного существования здесь и сейчас. Он может включаться даже в самые ранние этапы нашей жизни, когда мы только начинаем осознавать тот факт, что смерть неизбежна. «В тот самый момент, когда мы задумываемся о будущем, мы начинаем осознавать, что рано или поздно умрем и что ничего не можем с этим сделать, — говорит Дор-Цидерман. — А это в свою очередь противоречит нашей биологии, которая в первую очередь настроена на выживание». Чтобы изучить восприятие смерти нашим мозгом доктор Дор-Цидерман с коллегами провели исследование, в рамках которого разработали тест для создания неожиданных сигналов в мозге. 24 добровольцам показывали лица людей, в том числе их собственные, а учёные следили за активностью мозга. Над лицами на экране появлялись и слова, связанные со смертью. По результатам эксперимента оказалось, что, когда вместе с подобным словом появляется лицо участника теста, мозг отключает систему предсказаний. Он отказывается ассоциировать себя со смертью. *** Что было прилично и неприлично в театре и концертном зале 100 лет назад Сегодня зритель, пришедший в театр или концертный зал, попадает в систему жёстких ограничений, когда нельзя практически всё: опаздывать, шептаться с соседом, шуршать бумажками от конфет, ронять на пол номерок, кашлять, сопеть, выходить во время исполнения, пользоваться гаджетами и хлопать не там, где надо - например, между частями произведения. Сто - сто пятьдесят лет назад всё было совсем иначе. Приходили, когда хотели Перемещаться по залу во время концерта, оперы или балета тоже не считалось каким-то страшным моветоном. На концертных афишах Петербурга, правда, иногда можно было увидеть характерные приписки: "Просьба не ходить по залу и не разговаривать". Но на это никто не обращал внимания. Разговаривали и шумели Ложи итальянских оперных театров представляли собой кабинеты со шторками, оборудованные для приёма гостей: в них играли в шахматы, ели, пили, обсуждали новости. От этого весь театр шумел как улей. Моцарт писал отцу из Италии, что у примадонны "прелестный голос, но в зале такой шум, что ничего не слышно". Так же шумно бывало и на концертах, если музыка была не очень интересная, и исполнители даже позволяли себе шикать на публику со сцены, чтобы не мешали играть. Свободно выражали свои эмоции Восторг - не только аплодисментами, но также топаньем и криками. А если исполнение не нравилось, никто не терпел и не хлопал из вежливости, как сейчас. Недовольство тут же выражали шиканьем, свистом и разнообразными ругательными выкриками. Даже вполне приличные люди позволяли себе такие выходки. Потомственный дворянин и почтенный профессор Петербургской консерватории Николай Андреевич Римский-Корсаков в возрасте 60 лет, например, лихо свистел из своей ложи, выражая возмущение декадентской "Саломеей" Рихарда Штрауса. Какого-либо регламента для аплодисментов тоже не существовало. Публика хлопала и между частями, и во время исполнения (если понравился какой-то пассаж), и в конце, обычно, не дожидаясь даже заключительного аккорда. Вступали в стычки на почве культурных противоречий Рукопашная с вмешательством полиции была зафиксирована на парижских премьерах Русского балета Дягилева ("Весна священная" Стравинского и "Парад" Сати). Что-то подобное бывало и в России. Знаменитый русский критик и популярный композитор Александр Николаевич Серов инициировал однажды крупную потасовку в зале Дворянского собрания в Петербурге.
Лучше всего процитировать очевидца (Ю.Арнольда, русского музыкального критика). "Серов взобрался на стул и стал выкрикивать "Срам и стыд! Долой Лазарева!" В ответ Лазарев с ответными ругательствами бросил в него дирижёрской палкой (!). Серов ответил метким броском подушки от стула. Вот какая бурная жизнь кипела в филармонических залах! © Copyright: Анна Дудка, 2019.
Другие статьи в литературном дневнике:
|