Ученые доказали, что люди не верят в свою смерть

Анна Дудка: литературный дневник

Судя по всему мозг убеждает нас в том, что смерть касается кого угодно, но не нас


Ученые выяснили, что наш мозг делает все, чтобы мы не задумывались о своей безвременной кончине. Согласно новым исследованиям, мозг защищает нас от страха, уверяя в том, что это грустное событие случится с кем-то другим, не с нами. «Мозг отказывается принимать тот факт, что смерть неизбежна, — рассказывает профессор Яир Дор-Цидерман из Университета Бар-Лиан в Израиле. — Когда мозг получает информацию, которая тем или иным образом относится к смерти, что-то подсказывает нам, что эта информация недостоверная, что этому нельзя верить».


Этот защитный механизм мозга чрезвычайно важен для нашего благополучного существования здесь и сейчас. Он может включаться даже в самые ранние этапы нашей жизни, когда мы только начинаем осознавать тот факт, что смерть неизбежна.


«В тот самый момент, когда мы задумываемся о будущем, мы начинаем осознавать, что рано или поздно умрем и что ничего не можем с этим сделать, — говорит Дор-Цидерман. — А это в свою очередь противоречит нашей биологии, которая в первую очередь настроена на выживание».


Чтобы изучить восприятие смерти нашим мозгом доктор Дор-Цидерман с коллегами провели исследование, в рамках которого разработали тест для создания неожиданных сигналов в мозге. 24 добровольцам показывали лица людей, в том числе их собственные, а учёные следили за активностью мозга. Над лицами на экране появлялись и слова, связанные со смертью. По результатам эксперимента оказалось, что, когда вместе с подобным словом появляется лицо участника теста, мозг отключает систему предсказаний. Он отказывается ассоциировать себя со смертью.


***


Что было прилично и неприлично в театре и концертном зале 100 лет назад


Сегодня зритель, пришедший в театр или концертный зал, попадает в систему жёстких ограничений, когда нельзя практически всё: опаздывать, шептаться с соседом, шуршать бумажками от конфет, ронять на пол номерок, кашлять, сопеть, выходить во время исполнения, пользоваться гаджетами и хлопать не там, где надо - например, между частями произведения.


Сто - сто пятьдесят лет назад всё было совсем иначе.


Приходили, когда хотели
Появляться в зале после начала концерта и уходить до его окончания было нормой, а на балет - даже хорошим тоном. Поэтому в начале и в конце концерта (под шумок) организаторы всегда ставили какую-нибудь увертюру или часть симфонии (то, что публику меньше интересовало). Эти номера называли "подъездными" и "разъездными" соответственно.


Перемещаться по залу во время концерта, оперы или балета тоже не считалось каким-то страшным моветоном. На концертных афишах Петербурга, правда, иногда можно было увидеть характерные приписки: "Просьба не ходить по залу и не разговаривать". Но на это никто не обращал внимания.


Разговаривали и шумели
Зрители делились впечатлениями и разговаривали не шёпотом, а в полный голос. Партер в те далёкие времена был зоной дешёвых стоячих мест, где люди свободно перемещались по залу и общались.


Ложи итальянских оперных театров представляли собой кабинеты со шторками, оборудованные для приёма гостей: в них играли в шахматы, ели, пили, обсуждали новости.


От этого весь театр шумел как улей. Моцарт писал отцу из Италии, что у примадонны "прелестный голос, но в зале такой шум, что ничего не слышно".


Так же шумно бывало и на концертах, если музыка была не очень интересная, и исполнители даже позволяли себе шикать на публику со сцены, чтобы не мешали играть.


Свободно выражали свои эмоции
Не только в итальянских театрах публика не испытывала трепета перед исполнителями, и позволяла себе крики, свист, мяуканье и прицельное метание апельсинов. В России сто лет назад тоже было принято выражать свои эмоции шумно и открыто.


Восторг - не только аплодисментами, но также топаньем и криками. А если исполнение не нравилось, никто не терпел и не хлопал из вежливости, как сейчас. Недовольство тут же выражали шиканьем, свистом и разнообразными ругательными выкриками. Даже вполне приличные люди позволяли себе такие выходки.


Потомственный дворянин и почтенный профессор Петербургской консерватории Николай Андреевич Римский-Корсаков в возрасте 60 лет, например, лихо свистел из своей ложи, выражая возмущение декадентской "Саломеей" Рихарда Штрауса.
Вот ну никак на него не подумаешь!


Какого-либо регламента для аплодисментов тоже не существовало. Публика хлопала и между частями, и во время исполнения (если понравился какой-то пассаж), и в конце, обычно, не дожидаясь даже заключительного аккорда.


Вступали в стычки на почве культурных противоречий
Люди, судя по всему, были раньше как-то горячее, и могли подраться не только на почве политических разногласий в зале Госдумы, но и в театре.


Рукопашная с вмешательством полиции была зафиксирована на парижских премьерах Русского балета Дягилева ("Весна священная" Стравинского и "Парад" Сати).


Что-то подобное бывало и в России. Знаменитый русский критик и популярный композитор Александр Николаевич Серов инициировал однажды крупную потасовку в зале Дворянского собрания в Петербурге.



Поводом стало исполнение совершенно бездарного сочинения композитора А.Лазарева, которым автор сам же и дирижировал.


Лучше всего процитировать очевидца (Ю.Арнольда, русского музыкального критика).


"Серов взобрался на стул и стал выкрикивать "Срам и стыд! Долой Лазарева!" В ответ Лазарев с ответными ругательствами бросил в него дирижёрской палкой (!). Серов ответил метким броском подушки от стула.
Оркестранты бежали, а Лазарев стал швыряться пюпитрами в свистящую и галдящую публику.
Публика сначала бросала пюпитры в обратном направлении, а потом двинулась на дирижёра со стульями в руках. Только вмешательство жандармов смогло остановить эту потасовку. Все её участники была арестованы".


Вот какая бурная жизнь кипела в филармонических залах!



Другие статьи в литературном дневнике: