Записки литературного редактора

Анна Дудка: литературный дневник

Как работает мозг писателя


На первый взгляд, вопрос странный. Но только на первый, потому что творчество писателя особенное. И дело не в том, что художник рисует красками, музыкант издает звуки, а писатель стучит по клавиатуре.


Процесс творчества происходит в голове, и есть особенности, которые отличают работу головного мозга писателя. Я сейчас не о том, что они немного «сдвинутые». Это, скорее, следствие мозговой активности. Шутка, конечно, но близкая к правде. Давайте разберемся.


Творчество или логика
Два полушария нашего мозга отвечают за разные виды мыслительной деятельности, формы хранения информации и даже используют разные языки.


Правое полушарие управляет образным мышлением, хранит и обрабатывает информацию в образах. Кстати, именно здесь находятся центры творческих способностей. Правое «рулит» нашим мышлением где-то до пятилетнего возраста. Потом его активность снижается.
Левое рациональное, управляет логикой, операциями со знаками – словами, цифрами, особенно письменной речью.
Как только ребенок полностью овладеет речью, левое полушарие начинает быстро развиваться. Дальше – больше. Человек осваивает чтение, письмо, счет, учится планировать и рассуждать логически. И левое полушарие окончательно подавляет правое, которое становится латентным, то есть дремлет. Лишь время от времени оно просыпается и включается в работу, подкидывая нам яркие образы-ассоциации или фантазии. Но обычно рациональное левое его быстро затыкает своей логикой.


По сути, взрослого человека надо специально учить развивать и поддерживать активность левого полушария.


А что у писателя?
Основой любого творчества является образное мышление, или рождение образов воображения. И разной творческой деятельностью занимаются люди, не слишком ориентированные на логику, с повышенной активностью правого полушария. Живописцу и музыканту проще, они не только мыслят образами, но и творят ими. Можно сказать, что у них профессиональное образное мышление. А вот с литератором сложнее.


Писатель тоже не может без образного мышления. Идея книги, сюжет, образы героев, события и мир рождаются благодаря воображению и активности правого полушария. Без этого невозможно создать живую, яркую, захватывающую историю.


Однако, думаю, многие пишущие сталкивались с ситуацией, когда образы теснятся в голове, переплетаются, заполняют, кажется, всё пространство мозга. Но стоит взять ручку и блокнот или открыть чистый файл, как возникает растерянность. Что дальше-то? Куда испарились все слова? Почему такие корявые предложения получаются, ведь в голове было всё так гладко и красиво?


Всё дело в том, что воплощение образов в словах, создание из них предложений и текста – это уже задача левого полушария, оно отвечает за письменную (и устную) речь. Сочетать работу обоих полушарий и быстро переключаться с одного типа мышления на другое, очень непросто. Поэтому так часто встречаются проблемы либо с придумыванием интересного, оригинального сюжета и живых героев, либо с воплощением всего этого в словах.


Да, напряженная работа головного мозга и создание условий для взаимодействия полушарий требуют особого подхода к литературному творчеству. Особенно если учесть, что писатель работает над текстом 24 часа в сутки – мозг не отключается и ночью, продолжая обрабатывать информацию и создавать образы.


Продолжительное время общаясь с писателями, я заметила вот ещё какую интересную деталь. Когда человек погружён в литературное творчество, в реале он становится косноязычен и не может иной раз сформулировать даже простую мысль. Что-то типа этого: «Э-э-э, дай это, ну, вон то, стоит которое. Э-э-э-э, ну штука, забыла, как называется, красная…» Как объясняют писатели: «Все слова ушли в текст».


***


Зачем писателю рисовать?


А, правда, зачем? Кажется, литература и изобразительное искусство – это совершенно разные виды творчества и средства выразительные у них разные, и способности тоже нужны разные. Но даже небольшое поверхностное исследование дает нам очень интересные факты. Оказывается, среди поэтов и писателей много тех, кому не чуждо изобразительное искусство.


Пером и кистью
Ну, о рисунках А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова знают все. И если изобразительное творчество Пушкина можно отнести к разряду «почеркушек», хоть и талантливых, то у Лермонтова вполне профессиональные акварели.


Неплохо рисовали Тарас Шевченко и Василий Жуковский, у которого осталось много альбомов с великолепными графическими пейзажами. Более тысячи рисунков оставил после себя Виктор Гюго, рисовали В. Маяковский и Максимилиан Волошин, поэт-мистик Уильям Блэйк и К. Батюшков.


Первое издание «Алисы в Стране чудес» вышло с иллюстрациями самого Л. Кэролла, а «Маленький принц» Сент-Экзюпери и до сих пор печатается с его рисунками.


Рисовали Р. Киплинг, Гарсиа Лорка, Х. Андерсен. А Герман Гессе называл своё увлечение красками и кистью хмельным вином. И. С. Тургенев любил рисовать орнаменты на полях своих рукописей, а Ф. М. Достоевский изображал карикатуры на преподавателей инженерного училища, где учился, и персонажей своих книг. И это далеко не все писатели, дружившие с карандашами и красками. Но, согласитесь, и этих примеров достаточно, чтобы задуматься.


Как влияет рисование на литературное творчество?
Увлечение писателей рисованием связано не только с потребностью реализовать и этот свой талант – качество рисунков очень разное. Главное в другом. Рисунок – это очень мощное средство активизации правого полушария, образного мышления и вообще творчества.


Любая новая мысль рождается как образ, лишь потом облекаясь в слова. Это доказанный факт. И как только в процессе рождения мыслей возникает затык, сразу беритесь за карандаш и начинайте рисовать. Этот процесс, как маховик, буквально разгоняет воображение и творческое мышление.


А если я не умею рисовать, спросите вы? Вот здесь я могла бы прочитать вам целую лекцию, но задам только один встречный вопрос. А можно подумать, писать вы умели от рождения, или всё же пришлось учиться? Рисовать-то значительно легче. Тем более ваша цель не победа на региональной выставке. Вы рисуете для себя, можете никому эти рисунки не показывать, но научитесь получать от этого удовольствие.


Рисуйте каждый день то, что вас заинтересовало, мысли, чувства, страхи. Можно выбрать символический или абстрактный стиль. А еще лучше рисовать то, что пишете – образы героев, какие-то существа, карту мира.


И чтобы вам показать, насколько рисунок может быть разным, даже совершенно абстрактным, но очень выразительным, я предложу вам два упражнения. Это упражнения с линиями. Линии очень информативны, да и, вообще, любой рисунок – это просто линии разной длины и формы. Линии-то всякий может нарисовать. Но ещё интереснее работать с линиями, если они не оформлены в какой-то образ. Просто сами по себе.


Упражнение 1. Линии и эмоции
Возьмите чистый лист бумаги и карандаш, можно, и шариковую ручку. Нарисуйте линиями четыре разных эмоциональных состояния: радость, печаль, страх и гнев. Можно использовать конкретные образы, но интереснее поэкспериментировать просто с линиями, с их формой, динамикой, толщиной. Но не рисуйте смайлики, это не оригинально. Вы же творческие люди, не стоит тиражировать чужое.


Упражнение 2. Линии и образ книги
Вспомните какую-нибудь недавно прочитанную книгу или возьмите свою. Подумайте, какие чувства и мысли она у вас вызвала и попробуйте передать впечатление от книги линиями – где-то спокойными и плавными, где-то дрожащее-тревожными, где-то яростными. Не спешите, прочувствуйте книгу, дополните рисунок по необходимости.


Посмотрите и подумайте, отражает ли ваша работа впечатление от книги? Или, может быть, оно совсем другое. Возможно, это ваше подсознание зафиксировало то, о чём умолчало сознание?


Если рисунки вам понравились, то можете взять цветные карандаши и раскрасить их, как раскраски антистресс. Только помните, что цвет тоже связан с эмоциями, и цветовая гамма подчеркнет эмоциональную атмосферу рисунка, а значит, и книги.




Другие статьи в литературном дневнике: