Режим порождает революционеров

Алишер Таксанов: литературный дневник

Бобомурод Абдуллаев заявил на суде, что следователи СНБ пытками заставили его написать "признание", мол, Алишер Таксанов то ли поставлял информацию Мохаммаду Салиху (Салай Мадаминову), то ли участвовал в заговоре против власти. Какую ценную информацию я мог предоставить такому же эмигранту, как и я сам? С кем я мог участвовать в заговоре, живя за тысячи километров от Узбекистана и при этом работая в правоохранительной системе Швейцарии?
Я знаю Бобомурода и уверен, что подобное заставить написать могли только силой, угрозами и под пыткой. Бобомурод - мой друг, товарищ и коллега по перу, можно сказать, соратник журналистского фронта. Я ему доверяю как брату. Когда мне сказали, что за моими друзьями, кто активно пишет против Ислама Каримова, ведется усиленное наблюдение и я, поддерживая с ними контакты, могу им навредить, то принял решение - и удалил Бобомурода на ФБ из списка друзей. Потому что не хотел ему навредить. Я-то на свободе, это он живет в условиях преследования и репрессий, и это ему опасно. Но, видимо, это не спасло его, раз ему в обвинение поставили нашу дружбу.


Что касается свержения власти в Узбекистане... Признаюсь, Ислам Каримов и его модель развития мне не нравились - это чудовищная смесь лицемерия, лжи и безграмотности, помноженные на преступления. Я не ставил своей целью свергать власть насильственным путем. Если бы жил в 1950-60-х годах - период национально-освободительного движения и постколониализма, и был такой лидер как Че Гевара, и была идея, за которую не жалко жизнь отдать, может, я и встал в строй пламенных революционеров, взял бы оружие в руки. А сейчас эпоха другая, осознание времени тоже иное: марксизм - это утопия, под знамена религии меня не затащишь - я атеист, нет достойной фигуры среди политиков, которые бы мне нравились, а глобализм и технологии стирают границы - нет смысла менять физически систему. Менять нужно ментальность и мироосознание, и тогда люди сами трансформируют систему, гуманизируют государство... Хотя, наверное, я идеализирую, излишне оптимист...


Так что борьбу с режимом я вел в одиночку, как ученый, как сатирик, как журналист - мирными средствами. Я хотел изменить мышление людей, показать, что зомбирование - это то оружие, которое используется властями, чтобы скрыть свои преступления, ошибки, близорукость, жадность и глупость. Гражданам следовало понять, что они - не толпа, не масса, а индивидуальности с правами и свободами, уникальными по сути, и каждый из них несет свою историческую миссию. И власть не вправе паразитировать на них. И таких как я, мыслящих иначе, в Узбекистане много.
То есть я "революционер" мирной революции. И Бобомурод такой же.
Но план "Жатва", что приписывается ему и, возможно, мне - это глупость. Такое могут придумать только сотрудники СНБ, у которых вместо мозгов просто кусок мыла. И очень страшно, когда таким типам доверяют безопасность страны. И именно такие сотрудники, совершая преступления, обманывая и убивая, и приводят таких как я к революции.
Это режим порождает нас.



Другие статьи в литературном дневнике: