Как кубики Лего

Алишер Таксанов: литературный дневник

Результат суда над журналистом Бобомуродом Абдуллаевым и тремя еще персонами, которых СНБ считает соучастниками заговора, покажет, насколько далеко идут реформы в Узбекистане. И как СНБ переформатируется для борьбы с реальными, а не фабрикуемыми угрозами. Смешно читать выводы следствия, что журналист, блогер, ресторатор и бизнесмен планировали организовать переворот в стране, зная, что в силовых ведомствах служит 200 тыс. человек, у которых и мощь и технические ресурсы. В материалах СНБ нет данных, за счет каких средств могли они осуществить такое – ведь на это нужно не десятки, а сотни милли онов долларов, причем наличных; сколько людей они могли и уже навербовали (а для таких масштабов нужно количество равное или превышающее число профессиональных военных); откуда они могли найти оружие и боеприпасы... Вопросов к следствию много, но вряд ли сотрудники СНБ способны дать внятный ответ. Ссылка на то, что Мохамад Салих из-за границы обещал все это, не сработает. Обещать можно и звезды с неба достать, и сказки о царстве мертвых заодно рассказать – нужны факты, подкрепленные материальными доказательствами. А вот в этой части - полный провал.
Проект «Жатва» - это полный бред. Нельзя принимать за него статьи Усмана Хакназарова. Бобомурод под этим псевдонимом готовил аналитические материалы о ситуации в стране и правами граждан, о коррупции и произволе, а если их считать антиконституционными, то тогда это больше похоже на борьбу Святой инквизиции Испании с ересью и ведьмами. И если условно журналист и говорил, что такая власть должна быть свергнута, так как неконституциона, то это не призыв, а требование, чтобы избиратели (народ) использовал свои права в поддержку Основного закона страны. Кстати, в Конституции США есть особое место, где американцы вправе свергнуть даже силовым способом власть, если она перестала осуществлять те функции, которые определены народом через законы.
Кстати, об антиконституционности. Ислам Каримов в течение 26 лет власти неоднократно ее нарушал, но при этом закон молчал. Не реагировали ни Конституционный суд, ни Олий Мажлис, ни партии, ни Верховный суд, ни Генеральная прокуратура, то есть те государственные органы и ветви власти, которые обязаны были остановить нарушения/преступления. Более того, они всячески обосновывали легитимность таких деяний. Например, в Конституции нет положения о том, что сроки президентских полномочий можно продлевать, а значит даже референдум, как демократическая форма волеизъявления народа, не может заменить этот «пробел» в нормативном акте. Необходимо внести вначале такую правку в Конституцию, а затем осуществлять референдум «продления». После окончания сроков оставаться еще 11 месяцев у власти, что почему-то разрешено одним законом, но не предусмотрено самой Конституцией, тоже антиконституционное действие, имеющее отражение в Уголовном кодексе. И избираться свыше двух сроков подряд – это уже неприкрытое нарушение закона, но опять-таки «никто» этого не заметил.
Поэтому призывы вернуться к Конституции уже по смыслу не могут носить антиконституционность. Требования сохранять и придерживаться законов – это положение, которое положено в основу Конституции. Если я призову избирателей отказаться от президентской формы правления и вернутся к парламентской, той, что была в советское время, это посчитают антиконституционным актом, хотя это вполне вписывается в демократическое пространство. Изменять государственное устройство мирными средствами – это «естественная» легитимная возможность гражданина проводить политические реформы.
А вот подавлять такие требования – это деяния, противоположные Основному закону. Таким образом, то, что делали СНБ/МВД/Генпрокуратура в отношении оппозиционеров и журналистов, призывавших людей защитить права и свободы и государство от узурпации и фактически ОПГ во власти, это преступление, и все руководители этих структур должны предстать перед Трибуналом. Все сотрудники силовых структур, которые игнорировали Конституцию, пройти люстрацию. Нужно распустить парламент, равнодушно смотревший на преступления президента Ислама Каримова, и избрать новый на основе действительно демократических выборов. Никаких хокимов и госчиновников в депутатском составе – нельзя совмещать исполнительную и законодательную ветви власти.
И пора пересмотреть вообще роль и значимость Ислама Каримова для Узбекистана. И памятники ему нужно ставить не только на колесах, чтобы можно было перевозить из публичных мест в квартиры его сторонников, но и делать складными или сборно-разборными, как кубики «Лего», чтобы каждый мог «ваять» «Человека, определившего эпоху», по своему вкусу, размеру и цвету.



Другие статьи в литературном дневнике: