Стандартная пирамида непотизма

Алишер Таксанов: литературный дневник

Любая экономическая или административная реформа не может проходить вне политической плоскости. Управление активами – это перераспределение власти, контроля за движением материальных и финансовых средств, и здесь всегда затрагиваешь интересы групп, которые прямо или косвенно увязывали свое благосостояние и статус именно с их управлением. При социализме это был партийносоваппарат, состоящий из кланов и управляющих бонз, в новых условиях – это чиновники, находящиеся как под авторитарным лицом, так и влияющие на это лицо через свои кланово-родственные и промышленно-финансовые группы.
При Исламе Каримове эти группы сложились в стандартную пирамиду непотизма и коррупции, система (условно оформленная как «узбекская модель развития») удерживалась при поддержке репрессионно-карательных структур и зомби-пропаганды, именуемой как иделогия национальной независимости. В итоге сложилась такая ситуация, когда небольшая когорта властных семей владели 2/3 экономики страны, в основном такие ресурсы как золото, хлопок, углеводородное сырье, металл, энергетику, транспорт, услуги, стройматериалы. Отсутствовала прозрачность бюджетного распределения и освоения средств, не транспарентными были госзакупки и тендеры. Все это позволило появится таким структурам, основанных именно на коррупционных связях, как компания «Зеромакс». Кстати, до сих пор нет ясности с этой бизнес-структурой, и как государство намерено посвятить народ в то, что творила Гульнара Каримова в национальной экономике посредством «Зеромакса» и других псевдо-экономических учреждений.
Чтобы очистить экономику от присутствия кланов и коррупционеров необходима политическая реформа, иначе без этого все иные реформы все равно упрутся в тупик. Нам нужен реальный парламент, а не сборище молчащий и инертных сенаторов и депутатов, которые ныне в единогласном порыве поднимают руки для любого решения, удобного для «Ок Сарая». Парламент – это поле политических и идеологических страстей и битв, плюрализм мнений различных групп, основанных на поддержке различных слоев населения. Компромисс – это механизм согласования решений, удовлетворяющий все стороны, а не просто признание чего-то лишь по указке другой ветви власти. А для этого партии, представляющие своих членов в Олий Мажлисе, должны быть по-настояще политически активными и добиваться поддержки избирателей. Но разве это есть сейчас? Конечно, имитация, что ныне демонстрируется партиями, это форма надувательства, но не борьбы и не работы. Имитация обсуждения и утверждения законов в итоге порождает неработающие законы и правовые нормы. Парламент никогда самостоятельно не выступал с политическими заявлениями, порой кажется, это просто рудимент государства.
Для политической реформы нужны, безусловно, независимые СМИ и свободный доступ в Интернет. Также социологические центры, изучающие общественное мнение, присутствие международных институтов, дающих оценку состояния тех или иных отраслей и сфер (банки, финансы, бизнес, экология, коррупция, демократические свободы, права человека) и выставляющие рейтинги. Сеть неправительственных учреждений, причем те, что подконтрольны власти, не создают среду для поддержки тех или иных социальных групп, а искусственное ограничение НПО в итоге приводит к появлению подпольных организаций, причем, часто радикального характера. Самостоятельные профсоюзы защищают трудовые слои, как и в частном секторе, так и в бюджетных организациях, и принудительный или не соответствующий профилю труд станет невозможным. В совокупности вся эта гражданская масса и формирует ту среду, которая позволяет реализовать экономические реформы и контролировать властные элементы. И тогда репрессивная машина не выходит за рамки правового поля, действует исключительно по законам.
Я это говорю, что Шавкату Мирзияеву следует вовлекать в процесс трансформации системы не чиновничьий аппарат, который всегда изначально инертен и аморфен, а партии, движения, политиков, специалистов. Теряющие возможность извлекать ренту с должности чиновники, естественно, будут саботировать любые решения, и вот здесь нужно гражданское сообщество, которое будет указывать на произвол, хищения, отсутствие результатов по работе местных органов власти и министерств, требовать искоренения местничества, кумовства, коррупции.
А так мы будем иметь МВД, которое создает иллюзию работы с населением и смены проектов, а в реалии продолжает прежнюю политику репрессий и ограничений. Открытие страницы в Фэйсбуке – это лишь односторонняя монета, ибо нет обратной связи. Виртуальная приемная тоже есть псевдореакция на запросы людей. Смена вывески «Чистка-Антитеррор» на «Безопасный город» не отменило ни прописку, ни регистрацию, ни «выездную визу». Таким образом, все это имитация.
Реальные реформы невозможны без активных граждан. А это значит, Шавкату Мирзияеву, если он реально радеет за страну, следует опираться на оппозицию, на партии, на простых активистов. Но именно в этом направлении не видно пока шагов. Президент ругает хокимов и министров, ставит на место коррупционеров, но ведь система выживает, подстраивается как мимикрия/хамелион, сохраняет свои позиции. В итоге Шавкат Мирзияев может остаться один на один с огромной массой недовольных чиновников, имеющих реальные рычаги влияния. Здесь возможны и организация (точнее, провокация) бунта/революции части сограждан против президента, и путч военных из числа сотрудников МВД/СНБ, и союз чиновников как ОПГ/мафией, так и подпольными радикальными течениями, которые гарантируют чиновникам их капиталы и свободу взамен за их легализацию и участию во власти.



Другие статьи в литературном дневнике: