Забывать всегда легче

Алишер Таксанов: литературный дневник

На:
Номер отправленного письма 21/2/1860
Дата отправленного письма 2017-04-29



Господин президент!


Обращаюсь к Вам в очередной раз, хотя внутренне понимаю, что это бесполезно. Ваша Виртуальная приемная - это бездушная и инфантильная машина, которая по цепочке передает письмо, а что там будет дальше - нет никакого дела. Просто технологически обновленная форма бюрократии.


Как сообщили мне из Министерства обороны Республики Узбекистан (я это скачал из Вашего сайта), 27 апреля 2017 года было отправлено письмо (Исх. 6/3/2058) в Министерство иностранных дел Узбекистана для дальнейшего запроса в архивные учреждения Министерства обороны России относительно моего погибшего на территории Украины в 1943 году деда Хайдара Джураева, 1912 года рождения, призванного Керменинским Райвоенкоматом Бухарской области.
Целью запроса было: получить копии (или оригиналы, если такие сохранились) наград и документов, прилагающимся к ним, поскольку это является материальной и духовной ценностью нашей семьи, доказательством того, что наш дед честно и самоотверженно воевал с фашизмом. К сожалению, личное обращение в Минобороны РФ положительного результата не дало - российская сторона лицемерно ответила, что "частные архивы она не пополняет". Иначе говоря, нам не положено знать о военной истории Хайдара Джураева, тем более претендовать на свидетельства его подвигов. А он, кстати, был на передовой с первых месяцев войны, служил в саперном батальоне, то есть практически в самом пекле сражений. И теперь я имею циничный ответ, что достаточно с меня того, что я уведомлен о смерти своего деда - и на большее не смею расчитывать.
Более того, Управление СНБ Узбекистана по Навоийской области допрашивало моего дядю Хасана Орзиева относительно меня и моего деда, словно оба мы преступники (один Второй мировой войны, а я - войны Каримова с народом). В любом случае, это результат действий Вашей Виртуальной приемной, господин президент. Уж не знаю, с какой целью это делалось, но не уверен, что учреждение тогдашнего главы Р.Иноятова имело благородную цель.
И все же... Я полагал, что Узбекистан не должен был оставаться в стороне в этом конфликте - моего и российской бюрократии. И я продолжал "штурмовать" Виртуальную приемную президента, пока не получил ответ от ВРИО начальника Управления узбекского оборонного ведомства Б.Мирсадыкова, что будет отправлено официальное обращение по линии дипломатических отношений.
И что? Прошел год - где результат? Как видно, кто-то спрятал это письмо под сукно письменного стола и "забыл" - то ли по приказу министра Абдулазиза Камилова (что вполне вероятно), то ли сам Б.Мирсадыков запамятовал, что существуют сроки рассмотрения запросов и не стал дальше ворошить бумаги. Могу допустить, что и в Москве, откровенно говоря, плюнули за письмо из узбМИДа, но всегда есть механизм напоминания - это говорю из своего дипломатического опыта. Только напоминать России кому-то сидящему в посольстве Узбекистана в Москве не хочется - то ли по лени, то ли по приказу свыше, то ли ради саботажа. Саботируют Вас, господин Мирзияев, и Ваши начинания по демократизации государства.
В любом случае я имею нулевой результат.
Между тем, вопрос касался не только одного моего деда. В постановлении президента Шавката Мирзияева "О мерах по подготовке и проведению мероприятий, посвященных Дню Памяти и Почестей" от 16 апреля 2018 года говорится: "Наш народ всегда будет помнить, что из 1,5 миллиона узбекистанцев, принимавших участие в этой беспощадной войне, погибли свыше полумиллиона человек".
Так что же вы, господин президент, не защитили память тех полумиллиона узбекских солдат и офицеров, которые остались в братских могилах или пропали без вести, погибли в концлагерях и в плену? Ведь до сих пор о их судьбах не знают родственники, потомки - нет никаких бумаг совершенных подвигов, историй их сражений, похоронки, в конце концов. Мы чествуем живых - и это правильно, но не помним, что в 500 тыс. семьях до сих пор скорбят о невернувшихся с той войны. Для этих семей война еще не закончилась. И если имена погибших и высечены на мемориальных досках, то это всего лишь десятая часть того, что должно было сделать когда-то советское государство, а теперь узбекское и российское. Где архивы? Где награды? Если Москве нет дела до узбекистанцев, то почему узбекское правительство не озаботилось о них? Разве это не наши сыновья, отцы, деды, мужья, братья? Вы говорите об Амире Темуре, далеком предке, и не хотите помнить о тех людях, что жили совсем недавно...
Поэтому я требовал от узбекских властей:
- получить из России все архивы об узбекистанцах, которые погибли на войне или прошли до конца и остались в живых - это наша история;
- получить и раздать причитающиеся советские награды семьям погибших;
- учредить свой, узбекский орден "Славы" для погибших и передать их потомках тех 500 тыс. семей, где до сих пор хранят память о родственнике, отдавшему жизнь за свободу страны.
К сожалению, именно об этой части я не нашел никаких фраз в Ваших двух документах от 16 апреля, господин президент. И это грустно. Забывать, наверное, легче, чем нести бремя памяти. А говорить высокопарные слова - это приятнее и проще, тем более, если за ними нет искренности.


Алишер Таксанов, гражданин Республики Узбекистан



P.S. Кстати, теперь отправить данное письмо через Виртуальную приемную мне не удалось. На сайте возникает надпись: "Ждите... Номер введен неправильный". А если нет телефона домашнего? И нет мобилы - тогда нет шанса вообще отправить и с территории Узбекистана?
Тогда тем более "Виртуалка" - это фарс.



Другие статьи в литературном дневнике: