Палачи в гуще народа

Алишер Таксанов: литературный дневник

Где-то прочитал, что вывод сотрудников СНБ (СГБ) из гражданской сферы, мол, приведет к росту коррупции и теперь возрастут ставки на откупные и мзду в министерствах и ведомствах. Это утверждали те сотрудники, которые занимали ведущие должности в этих структурах (замминистра, начальники управлений), но при этом не вносили никакой пользы, поскольку не обладали ни знаниями, ни опытом, ни навыками управленческого решения в курируемой сфере. Они просто бдели, чтобы враг не проник и не было саботажей и диверсий – надуманных причин нахождения в органах власти и управления. Их статус был определен как надсмотрщик. Влиятельный надмотрщик. И не отвечающий за последствия.
За годы их «работы» разве не было коррупции? Да она расцветала пышным букетом. Они, «рыцари плаща и кинжала», ничего не делали, чтобы ее уменьшить или разоблачить коррупционеров. Даже при Исламе Каримове сажали министров и заместителей, работников среднего звена, но это не в рамках борьбы с этим явлением, а потому что шло противостояние властных групп/кланов. Более того, сотрудники СНБ проводили через эти структуры свои операции, в частности, связанные с вывозом и сокрытием капиталов, легализации криминальных активов, установлеанием контактов с организованными преступными сообществами. То есть СНБешники становились обычными соучастниками преступлений. Другое дело, что и сказать в открытую это было нельзя, так как все совершалось под пресловутым грифом «секретно». Иначе говоря, преступления просто «паковались» под понятие национальной безопасности, и любого, кто выражал элементарное сомнение текущим событиям (не только уж критиковать или разоблачать) могли запросто упрятать за решетку.
Нахождение СНБешников в гражданском секторе не создает зону безопасности. Они не могут и не будут ее обеспечивать, так как невозможно использовать методы «скрытой войны», какая должна быть в отношении реальных противников, - в обществе. С коррупцией борются открыто, то есть всеми транспарентными и легальными механизмами – выборы, отчетность, открытость данных, дикуссии о целесообразности, независимые суды, пресса, а уж потом органы следствия и контроля на вскрывшихся фактах или в рамках проверок. СНБешники никогда не пользовались этими схемами, ибо это не вписывается в суть их функционирования. Для них преступниками станут не те, кто был разоблачен как коррупционер, а те, кто распространил эту информацию, сделал факт общедоступным. Именно это и считается для СНБ подрывом государственного строя – строя воров и мошенников. Потому что сами сотрудники СНБ – воры, палачи, бандиты и грабители. Или вы хотите сказать, что Р.Иноятов, Р.Кадыров и их потомки сумели заработать свои миллионы честным путем? Если такая возможность и есть – заработать миллионы баксов честным путем, то в итоге обладателями мешков с «зелеными» становятся почему-то не дети простых людей, а высокопоставленных сановников.
В этом и есть «парадокс» независимого Узбекистана. Независимость СНБешники давали ворам, а не народу.



Другие статьи в литературном дневнике: