19
Билет № 19
1. Общие представления о личности и ее психологической стр.
В значении слова «личность» м. выделить 2 осн. смысла: 1) несовпадение собственных хар-к чела, его лица с содержанием роли, кот он исполняет (persona – «личина», маска); 2) социальная типичность персонажа, его открытость др. людям. Др. словами: «маска» - ее носитель» - «его роль». Ролевая теория личности: личность как система ролевого поведения: в семье –роль дочери; на работе – профессиональная роль; в общении – роль друга и т.п. Но для понимания существа личности главное – не многообразие социальных ролей, а выбор, принятие челом определенных социальных действий, внутреннее отношение к ним. В понятие «индивид» вхо¬дят как общие для многих людей свойства, так и качества, отличающие данного человека от других людей. Понятие «инди¬вид» характеризует конкретного человека и включает все многообразие характеристик человека - психологические и биологические свойства, личностные качества, которые ему присущи. Индивидуальность— это самое узкое по содержанию понятие из всех обсуждаемых. Оно содержит в себе лишь те индивидные психологические свойства человека, такое их сочетание, которое составляет своеобразие данного человека, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах характера, темпе¬рамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах по¬знавательных процессов, в способностях, индивидуальном сти¬ле деятельности. Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жиз¬ни в обществе. Субъект - это: человек тот, кто осуществляет деятельность, общение, поведение, созерцание и другие виды специфически человеческой активности: творческой, нравственной, свободной. Субъектом является не психика человека, а человек, обладающий психикой, не те или иные психические свойства и вообще формы активности, а сам человек - деятельный, общающийся и т. д. Таким образом, субъект - важнейшее из бесконечно многообразных противоречивых качеств человека. Структура личности человека шире структуры индивидуальности. Поэтому внее включены не только черты и общее строение его индивидуальности, наиболее полно выраженные в темпераменте, характере, способностях и т.д., но и проявления личности, зафиксированные в группах разного уровня развития, в межиндивидных отношениях, опосредствованных ведущей для этой группы деятельностью. Проблема соотношения биологического (природного) и социального. Природные предпосылки развития индивида, его телесная организация, его нервная и эндокринная системы, преимущества и дефекты его физической организации властно влияют на формирование его индивидуально-психологических особенностей. Однако биологическое, входя в личность человека, становится социальным. Так, мозговая патология порождает индивидуальные биологически обусловленные психологические черты, но личностными чертами, конкретными особенностями личности они становятся или не становятся в силу социальной детерминации. Природные органические стороны и черты существуют в структуре индивидуальности человеческой личности как социально обусловленные ее элементы. Природное (анатомические, физиологические и другие качества) и социальное образуют единство и не могут быть механически противопоставлены друг другу, как самостоятельные подструктуры личности. В биологизаторских концепциях все осо¬бенности психических процессов, состояний и свойств чело¬века выводят из биологических законов. При этом нередко используются законы, открытые при изучении животных, например основной биогенетический закон. Согласно этому закону в развитии индивида воспроизводится в главных чертах эволю¬ция вида, к которому этот индивид принадлежит. С помощью этого закона пытаются найти в психическом развитии человека повторение ступе¬ней эволюционного развития вида. Социологозаторскими называются теории, в которых главную роль в детерминации поведения отводят внешней ситуации и не придают существенного значения внутренним свойствам личности. А.Н.Леонтьев не относил к личности генотипические особенности человека: физи¬ческую конституцию, тип нервной системы, темперамент, аффективность, природные задатки, а также прижизненно приобре¬тенные навыки, знания и умения, в том числе профессио¬нальные. Генотипические особенности человека, по Леонтьеву, составляют его индивидные свойства. Индивидуальные свойства человека могут многообразно менять¬ся в ходе жизни. Свойства индивида не переходят в свойст¬ва личности. Хотя и трансформированные, они так и оста¬ются индивидными свойствами, не определяя складывающей¬ся личности, а составляя предпосылки и условия ее форми¬рования. А. Н. Леонтьев представил свою концепцию структуры и развития личности, в которой центральное место отведено понятию деятель¬ности. Теорию А. Н. Леонтьева можно оценить как психодинамическую, неэкспериментальную, структурно-динамическую, охватывающую всю жизнь человека и описывающую личность в психологических (мотивы) и поведенческих (деятельность) терминах. Основной внутренней характеристикой личности у А. Н. Леонтьева является мотивационная сфера личности. Другим важным понятием в его теории служит «личностный смысл». Он выражает отношение целей деятельности человека, т. е. того, на что она в данный момент непосредственно направлена, к ее мотивам, тому, что ее побуждает. Чем шире, разнообразнее виды деятельности, в которые личность включена, тем богаче сама личность. А.В.Петровский дается следующее опре¬деление личности: «Личностью обозначается сис¬темное социальное качество, приобретаемое индивидом в пред¬метной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в инди¬виде». Это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе. Только анализ отношения «индивид-общество» позволяет понять, почему формируются те или иные свойства личности. Включенность индивида в общество определяет содержание и характер его деятельности, круг и способы об¬щения с другими людьми, т.е. образ жизни. Рассматривая личность в системе субъективных отношений, А. В. Петровский выделяет 3 ас¬пекта трактовки личности (3 типа атрибуции - при¬писывания, наделения): 1) интраиндивидная личностная атрибуция - личность тракту¬ется как свойство, присущее самому субъекту; личностное трактуется как внутреннее свойство ин¬дивида. 2) интериндивидная личностная атрибуция - сферой определения личности становится «пространство меж¬индивидных связей». 3) метаиндивидная личностная атрибуция - здесь обращается вни¬мание на воздействие, которое индивид оказывает своей деятельностью (индивидуальной и совместной) на других людей. Личностные характеристики при этом оказываются детерминированны не только качествами индивида, но и особенностями других людей. Факт персонализации может быть установлен экспериментально, что получило подтверждение в большом количестве исследований, выполненных с помощью метода отраженной субъектности. К.К.Платонов, понимал под лич¬ностью некую биосоциальную структуру, включающую подсистемы. В его трактовке такая подсистема как направленность личности проявляется у человека как интересы идеалы, мотивы, желания, иерархия ценностей человека. В этой подсистеме соотношение биологического и социального явно в пользу социального. А видом формирования и развитие определено воспитание, т.е. воздействие, которое требует от учителя высокого уровня компетенций учителя в сфере общения, умения организовать образовательную среду как культурную в самом широком смысле этого слова.Вторая подструктура личности по Платонову – опыт - хоть и социальна по сути, но уже включает в себя некоторые биологические факторы. Знания, умения, навыки и привычки требуют обучения, как основной деятельности по их развитию. Третья подсистема личности –психические процессы - включает такие структуры как воля, чувства, ощущения, эмоции, память, внимание, ведущий канал восприятия информации, доминирование полушарий и др. Несомненно, что эта подсистема опирается гораздо больше на биологическое, чем на социальное в человеке, однако, так как практически любой признак имеет норму реакции, т.е. наследуется как диапазон значений, появляется возможность определенными упражнениями развивать и корректировать и эту подсистему. Самая «биологическая» из всех подсистем индивидуальности – биопсихические свойства, характеризующие человека. Возрастные особенности, половые различия, темперамент – в этом практически нет социального, и - на первый взгляд – это есть предмет рассмотрения для таких наук как эндокринология, физиология. Ананьев был не согласен с подходом Платонова. Он считал, что структуру личности определяет ее социальное развитие. Индивидуальность человека есть та совокупность психических особенностей, которая будучи взятой как целое, отличает его от другого. Индивидуально-типологические св-ва в структуре личности выделением физиологических индивидуальных черт; разнообразием типичных сочетаний психических черт, поведенческих реакций, а также прижизненными образованиями и изменениям социального индивида.
2. Развитие «Я-концепции» младшего школьника
Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапа¬зон от 6-7 до 10-11 лет (I—IV классы школы). Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребе¬нок сохраняет много детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него — значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.С поступлением в школу изменяется положение ребенка в семье, у него появляются первые серьезные обязанности по дому, связанные с учением и трудом. Взрослые начинают предъявлять к нему повышенные требования. Все это вместе взятое образует проблемы, которые ребенку необходимо решать с помощью взрослых на на¬чальном этапе обучения в школе. Особенностью детей младшего школьного возраста, которая род¬нит их с дошкольниками, является безграничное доверие к взрослым, главным образом учителям, подчинение и подражание им. Дети этого возраста полностью признают авторитет взрослого человека, почти безогово¬рочно принимают его оценки.
Эта особенность детского сознания напрямую касается такого важного личностного образова¬ния, закрепляющегося в данном возрасте, как самооценка. Она не¬посредственно зависит от характера оценок, даваемых взрослым ре¬бенку и его успехам в различных видах деятельности.
Дети, ори¬ентируясь на оценку учителя, сами считают себя и своих сверст¬ников отличниками, «двоечниками» и «троечниками», хорошими и средними учениками, наделяя представителей каждой группы набором соответствующих качеств. Оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка. Типы самооценки. У младших школьников в отличие от дошкольников уже встречаются самооцен¬ки различных типов: адекватные, завышенные и заниженные.У отличников и некоторых хорошо успевающих детей склады¬вается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки снижают их уверенность в себе, в своих возможностях, у таких детей склады¬вается заниженная самооценка. Среди разнообразных социальных мотивов учения главное место занимает мотив получения высоких отметок. Высокие отметки для маленького ученика — источник других по¬ощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордо¬сти. Когда ребенок успешно учится, его хвалят и учитель, и роди¬тели, его ставят в пример другим детям, высокие отметки и прочие оценки обеспечивают соответствующий статус.Другие широкие социальные мотивы учения — долг, ответ¬ственность, необходимость получить образование («быть грамот¬ным», как говорят дети). Но эти мотивы остают¬ся только «знаемыми», по выражению А.Н. Леонтьева. Абстрактное для него понятие долга или далекая перспектива продолжить образование в вузе не¬посредственно побуждать его к учебной работе не могут. Отмет¬ка — реально действующий мотив; чтобы получить высокую от¬метку или похвалу, ребенок готов немедленно сесть заниматься и старательно выполнить все задание. Познаватель¬ная мотивация. Развитая познаватель¬ная мотивация, обеспечивающая интерес к изучению какого-либо учебно¬го предмета в начальных классах встречается редко. Большинству младших школьников присущи познавательные интересы не слишком высокого уровня.Если ре¬бенок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился, — значит, у него развивается мотивация, адекватная структуре учебной деятельности. К сожале¬нию, даже среди хорошо успевающих учеников крайне мало де¬тей, имеющих учебно-познавательные мотивы.Мотивация достижения успехов. Младший школьный возраст можно рассматривать как период возникно¬вения и закрепления очень важной личностной характеристики ребен¬ка, которая, становясь достаточно устойчивой, определяет его успе¬хи в различных видах деятельности. В младшем школьном возрасте складываются предпосылки для оформления мотивации достижения успехов. Мотивация достижения включает два разных мотива: мотив достижения успехов и мотив избегания неудачи.У детей с высокой успеваемостью ярко вы¬ражена мотивация достижения успеха — желание хорошо, пра¬вильно выполнить задание, получить нужный результат. И хотя она обычно сочетается с мотивом получения высокой оценки своей работы (отметки и одобрения взрослых), все же ориентирует ребенка на качество и результативность учебных действий. Мотивация достижения успеха, наряду с познавательными интересами, — наиболее ценный мотив, ее сле¬дует отличать от престижной мотивации.Престижная мотивация, менее распространенная, чем мотива¬ция достижения, характерна для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. У неуспевающих учеников развивает¬ся мотивация избегания неудачи. Дети стараются из¬бежать «двойки» и тех последствий, которые влечет за собой низ¬кая отметка, — недовольства учителя, санкций родителей (будут ругать, запретят гулять, и т.д.).
3. Роль ценностей консультанта в психологическом консультировании
Система ценностей консультанта определяет исходные предпосылки консультирования. Любая проблема личности, как отмечает, это моральная проблема; иначе говоря, каждая проблема личности имеет свой моральный подтекст. Уже сам вопрос, часто задаваемый в консультировании и психотерапии, — "Как я должен жить?" — является сущностным для всех моральных систем. Здесь и возникает второй вопрос: в какой степени собственно процесс консультирования имеет или должен иметь характер ценностной дискуссии, а также в какой степени ценности консультанта должны "участвовать" в процессе консультирования. Если ответ на первый вопрос более или менее ясен — проблемы клиента следует воспринимать как следствие психического и духовного нездоровья, а не как предмет моральности, — то по второму вопросу существуют две крайние позиции.
Одна из них — консультант должен быть "объективным", ценностно нейтральным и не вносить в консультативные отношения свою жизненную философию и ценностную систему. Он обязан полностью сконцентрироваться на ценностях клиентов. Это не означает, что идеальным считается консультант, не имеющий собственной системы ценностей, — просто он не должен занимать во время консультирования определенную позицию по моральным и ценностным аспектам. Причины, по которым консультанту следует избегать оказывать воздействие на ценности клиента:
• жизненная философия каждого индивида уникальна и нежелательно навязывать ее другим;
• ни один консультант не может утверждать, что имеет полностью развитую, адекватную философию жизни;
• наиболее подходящие места для усвоения ценностей — это семья, церковь и школа, а не кабинет консультанта;
• индивид развивает собственную этическую систему, пользуясь не одним источником и не за один день, а под влиянием многих жизненных факторов и в течение длительного отрезка времени;
• никто не может воспрепятствовать другому человеку в формировании уникальной философии жизни, которая была бы для него самой осмысленной;
• клиент имеет право на неприятие этических принципов и философии жизни другого лица.
На противоположном полюсе — мнение Е. Williamson (1958; цит. по: George, Cristiani, 1990), согласно которому консультант должен открыто и ясно демонстрировать клиенту свою ценностную позицию, поскольку попытка быть нейтральным в ценностных ситуациях побуждает клиента полагать, что консультант считает приемлемым и оправданным пагубное с социальной, моральной и правовой точек зрения поведение. Это позиция консультанта- воспитателя, знающего, что хорошо и что плохо.
Трудно согласиться с обоими крайними мнениями. Если реально посмотреть на ситуацию консультирования, станет ясно, что полностью исключить ценности консультанта, мировоззренческие аспекты из консультативного контакта с клиентом просто невозможно, если консультирование понимать как отношения двух людей, а не как нечто механическое или заранее запрограммированное. Консультант должен четко знать свои ценности, не скрывать их от клиента и не избегать ценностных дискуссий на консультативных встречах, поскольку немало проблем скрыто именно в ценностных конфликтах клиентов или в непонимании ими собственной ценностной системы. Однако ясная ценностная позиция консультанта не подразумевает нравоучений и морализирования. В любом случае влияние ценностей консультанта на клиента имеет свою этическую сторону, если признать, что выдвигаемые консультантом цели и используемые методы отражают и его философию жизни. Даже прямо не навязывая клиенту свои ценности, однако придерживаясь в работе определенной философии, мы неизбежно "вносим" в консультирование свое воззрение на систему сущностных вопросов жизни.
По мнению G. Corey (1986), консультант или психотерапевт, желая избежать ценностных коллизий в процессе консультирования, должен иметь четкую позицию по некоторым вопросам. Важнейшие сферы, в которых важна позиция консультанта, — это семья, секс, аборты, религия, наркотики.
Консультанту бесконечно важно знать, какое влияние оказывают его ценности на ход консультирования, чтобы он мог быть самим собой и тем не менее избежать навязывания собственных установок клиентам. Жизненная философия каждого человека и его ценности уникальны. Было бы слишком высокомерно думать, что только консультант знает, что такое "хорошая и праведная жизнь". С другой стороны, нейтральность консультанта означает или его амбивалентность в отношении ценностей, или то, что он заботится только о "защите" процесса консультирования от своих ценностей, и это мешает аутентичности и искренности. В процессе консультирования мы должны помочь клиентам наиболее полно выявить систему их ценностей и принять на ее основании самостоятельное решение, каким образом они могут изменить поведение или даже сами ценности. Следовательно, консультант поднимает вопросы, а ответы на них ищет и находит клиент на основе собственных ценностей. Консультант, ориентируясь на свою систему ценностей, также помогает клиенту лучше понять последствия некоторых решений, поступков для его собственной жизни и благополучия близких ему людей.
Другие статьи в литературном дневнике:
- 28.02.2012. 1
- 27.02.2012. 2
- 26.02.2012. 3
- 25.02.2012. 4
- 24.02.2012. 5
- 23.02.2012. 6
- 22.02.2012. 7
- 21.02.2012. 8
- 20.02.2012. 9
- 19.02.2012. 10
- 18.02.2012. 11
- 17.02.2012. 12
- 16.02.2012. 13
- 15.02.2012. 14
- 14.02.2012. 15
- 13.02.2012. 16
- 12.02.2012. 17
- 11.02.2012. 18
- 10.02.2012. 19
- 09.02.2012. 20
- 08.02.2012. 21
- 07.02.2012. 22
- 06.02.2012. 23
- 05.02.2012. 24
- 04.02.2012. 25
- 03.02.2012. 26
- 02.02.2012. 27
- 01.02.2012. 28