11
1. Закономерности ощущения и их основной психофизический закон
Ощущение наряду с восприятием и мышлением служат неразрывными частями единого процесса отражения действительности. Чувственное наглядное познание предметов и явлений окружающего мира есть исходное. Однако ощущая, воспринимая, наглядно представляя себе любой предмет, любое явление, человек должен как-то анализировать, обобщать, конкретизировать, другими словами, мыслить о том, что отражается в ощущениях и восприятиях. Ощущения, восприятия, представления, мышление составляют познавательные процессы. Ощущения есть отражение конкретных, отдельных свойств, качеств, сторон предметов и явлений материальной действительности, воздействующих на органы чувств в данный момент. Физиологические исследования показывают, что ощущение не является пассивным процессом. В результате ощущения возникают дви¬гательные реакции, иногда в виде вегетативной реакции (сужение сосудов, кожно-гальванический рефлекс), иногда в виде мышечных ре¬акций (поворот глаз, напряжение мышц шеи, двигательные ре¬акции руки и т.д.). Двигательные реакции обеспечиваются за счет эфферентных нейронов, несущих нервный импульс к исполнительным органам. Физиологическая основа ощущений – сложная деятельность органов чувств. И.П.Павлов назвал эту деятельность анализаторной, а системы клеток, наиболее сложно организованных и являющихся воспринимающими аппаратами, которые непосредственно осуществляют анализ раздражений, – анализаторами. Не всякое раздражение вызывает ощущение. Чтобы ощущение возникло, раздражитель должен достичь определен¬ной величины. Минимальная величина раздражителя, при ко¬торой впервые возникает ощущение, называется нижним абсолютным порогом ощущения. Раздражители, которые не достигают ее, ле¬жат под порогом ощущения. Так, мы не ощущаем отдельных пылинок и мелких частиц, опускающихся на нашу кожу. Све¬товые раздражители ниже определенной границы яркости не вызывают зрительных ощущений. Величина нижнего абсолютного порога характеризует абсолютную чув¬ствительность органов чувств. Чем слабее раздражители, вызы¬вающие ощущения (т.е., чем меньше величина абсолютного по¬рога), тем выше абсолютная чувствительность органов чувств. Различные анализаторы обладают разной чувствительностью. Порог одной обонятельной клетки человека для некоторых пахучих веществ не превышает 8 молекул. Чтобы вызвать вкусовое ощущение, требуется по крайней мере в 25000 раз боль¬ше молекул, чем для возникновения обонятельного ощущения. У человека очень высока чувствительность зрительного и слу¬хового анализаторов. Абсолютная чувствительность анализатора ограничивает¬ся не только нижним, но и вер¬хним абсолютным порогом ощущения - мак¬симальная сила раздражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение. Дальней¬шее увеличение силы раздражителей, действующих на наши рецепторы, вызывает болевое ощущение (сверхгромкий звук, слепящая яркость). Величина абсолютных порогов, как ниж¬него, так и верхнего, изменяется в зависимости от разных условий: возраста человека, функ¬ционального состояния рецептора, силы и длительности дей¬ствия раздражения и т.д. Относи¬тельная (разностная), чувствительность, т.е. чувствитель¬ность к изменению раздражителя, открытую немецким ученым М.Вебером. Разностная чувствительность — величина относительная, а не абсолютная. Это значит, что чем больше величина первоначального раздражите¬ля, тем больше должна быть и прибавка к ней для того, чтобы возникло изменение ощущения. Например, изменения в освещенности комна¬ты мы замечаем в зависимости от исходного уровня осве¬щенности. Если исходная освещенность составляет 100 лк (люксов), то прибавка освещенности, которую мы впервые заметим, должна составлять не менее 1 лк. Если же осве¬щенность составляет 1000 лк,, то прибавка должна составлять не менее 10 лк. То же самое относится и к слуховым, и к двигательным, и к другим ощущениям. Адаптация – изменение абсолютной и относительной чувствительности органов чувств под влиянием внешних воздействий, характерна и для слуховой сферы, и для обоняния, осязания, вкуса. Изменение чувствительно¬сти, происходящее по типу адаптации, не происходит сразу, оно имеет свои временные ха¬рактеристики, различные для разных органов чувств (чтобы зрение в темной комнате приобрело нужную чувствительность, должно пройти около 30 мин). Адап¬тация слуховых органов идет гораздо быстрее. Слух человека адаптируется к окружающему фону уже через 15 с. Так же бы¬стро происходит изменение чувствительности в осязании (сла¬бое прикосновение к коже перестает восприниматься уже через несколько секунд). Хорошо известны явления тепловой адаптации (привыкание к изменению температуры). Разновидности явления адаптации: полное исчезновение ощущения при продолжительном действии раздражителя; притупление ощущения под влиянием дей¬ствия сильного раздражителя; повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя. Этот вид адапта¬ции определяется как позитивная адаптация. В зрительном ана¬лизаторе темновая адаптация глаза, когда увеличивается его чув¬ствительность под влиянием темноты, — это позитивная адап¬тация. Аналогичной формой слуховой адаптации является адап¬тация к тишине. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раз¬дражения других органов чувств называется взаимодействием ощу¬щений. Интенсивность ощущений зависит не только от силы раз¬дражителя и уровня адаптации рецептора, но и от раздраже¬ний, воздействующих в данный момент на другие органы чувств. Так, например, зву¬ковое раздражение (свист) может обострить работу зрительного ощущения, повысив его чувствительность к свето¬вым раздражителям. Таким же образом влияют и некоторые за¬пахи, повышая или понижая световую и слуховую чувствитель¬ность. Все наши анализаторные системы способны влиять друг на друга. При этом взаимодейст¬вие ощущений, как и адаптация, проявляется в двух противоположных процессах — повышении и понижении чувствитель¬ности. Общая закономерность состоит в том, что слабые раз¬дражители повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии. Повышение чувствительности в результате взаимодейст¬вия анализаторов называется сенсибилизацией. А.Р.Лурия выделяет два типа сенсибилизации: первый носит длительный, по¬стоянный характер и зависит преимущественно от устойчи¬вых изменений, происходящих в организме; второй — вре¬менный характер и зависит от экстренных воздействий на состояние субъекта — физиологических и психологических. Возраст субъекта отчетливо связан с изменением чувстви¬тельности. Исследования показали, что острота чувствитель¬ности органов чувств нарастает с возрастом, достигая мак¬симума к 20—30 годам с тем, чтобы в дальнейшем постепен¬но снижаться. Взаимодействие ощущений проявляется еще в явлении, на¬зываемом синестезией — возникновении под влиянием раз¬дражения одного анализатора ощущения, характерного для дру¬гих анализаторов. В психологии хорошо известны факты «окра¬шенного слуха», который встречается у многих людей, и осо¬бенно у многих музыкантов (например, у Скрябина). Так, ши¬роко известно, что высокие звуки мы расцениваем как «свет¬лые», а низкие как «темные». Закон Бугера – Вебера согласно которому едва заметное изменение ощущения при изменении интенсивности раздражителя возникает при увеличении исходного раздражителя на некоторую постоянную его долю. Так, исследуя способность человека распознавать тень на экране, который одновременно освещался другим источником света, Бугер показал, что минимальный прирост освещения предмета &, необходимый для того, чтобы вызвать ощущение едва заметного различия тени от освещенного экрана, зависит от уровня освещенности экрана I, но отношение &/I - величина постоянная. Закон Вербера –Фехнера - логарифмическая зависимость силы ощущения (Е) от физической интенсивности раздражителя (Р): Е = k logP + c, где k и c — некоторые постоянные, определяемые данной сенсорной системой. Эта зависимость была выведена немецким психологом и физиологом Г.Т.Фехнером на основе закона Вебера и дополнительного предположения о субъективном равенстве едва заметных различий ощущений.
2. Я-концепция личности в юношеском возрасте
Ранняя юность - время реального перехода к настоящей взрослости. На этот возрастной период приходится ряд новообразований в структуре личности – в нравственной сфере, мировоззренческой, существенно изменяются особенности общения со взрослыми и сверстниками. Несмотря на некоторые колебания в уровнях самооценки и тре¬вожности и разнообразие вариантов личностного развитая, можно говорить об общей стабилизации личности в этот период. Стабилизация личности на¬чинается с формирования «Я-концепции» на границе подростко¬вого и старшего школьного возрастов. Старшеклассники в боль¬шей степени принимают себя, чем подростки, их самоуважение в целом выше. Происходят изменения и в эмоциональной сфере. Интенсивно развивается саморегуляция, контроль за своим поведением и эмоциями. Улучшается общее физическое и эмоциональное самочувствие детей, снижается тревожность, повышаются их контактность и общи¬тельность. Настроение в ранней юности становится более устойчивым и осознанным. Де¬ти в 16-17 лет, независимо от темперамента, выглядят более сдер¬жанными, уравновешенными, чем в 11-15. Все это говорит о том, что кризис подросткового возраста или миновал, или идет на убыль. Для юности характерно повышенное внимание к внутреннему ми¬ру человека, определенная возрастная интровертированность. Но это не есть думы и размышления только о себе. Это, как правило, мысли обо всем: о людях, о мире, о философских, бытовых и дру¬гих проблемах. Все они личностно затрагивают старших школьников.Налицо в этом возрасте выраженная полоролевая дифференциа¬ция, т. е. развитость форм мужского и женского поведения у юношей и девушек. Они знают, как себя вести в тех или иных ситуациях, их ролевое поведение является достаточно гибким. Наряду с этим иног¬да наблюдается своеобразная инфантильно-ролевая ригидность в ситуациях общения с разными людьми. Период ранней юности характеризуется большими противо¬речиями, внутренней несогласованностью и изменчивостью многих со¬циальных установок. К концу юношеского возраста завершается формирование сложной системы социальных установок, причем оно касается всех компонентов установок: когнитивного, эмоционального и поведенческого.
3. Требования к личности психолога-консультанта
Личность консультанта (психотерапевта) выделяется почти во всех теоретических системах как важнейшее целительное средство в процессе консультирования. Можно сказать, что основная техника психологического консультирования — это "я-как-инструмент", т.е. основным средством, стимулирующим совершенствование личности клиента, является личность консультанта (A. Adber: "техника лечения заложена в Вас"). Эффективность консультанта определяется свойствами личности, профессиональными знаниями и специальными навыками. Каждый из этих факторов обеспечивает качественный консультативный контакт, который и является стержнем психологического консультирования. В итоге от консультативного контакта зависит окончательный эффект консультирования — изменение личности клиента в процессе конструктивных действий консультанта. Нисколько не умаляя значения теоретической и практической подготовки, рассмотрим требования к личности консультанта. Национальная ассоциация профессиональной ориентации США выделяет следующие свойства личности: - проявление глубокого интереса к людям и терпение в общении с ними. - чувствительность к установкам и поведению других людей; - эмоциональная стабильность и объективность; способность вызывать доверие других людей; уважение прав других людей. Комитет по надзору и подготовке консультантов США установил следующие шесть качеств личности, необходимых консультанту: -доверие к людям; - уважение ценностей другой личности; - проницательность; - отсутствие предубеждений; - самопонимание; - сознание профессионального долга. К ВРЕДНЫМИ для консультанта чертам можно отнести авторитарность, пассивность и зависимость, замкнутость, склонность использовать клиентов для удовлетворения своих потребностей, неумение быть терпимым к различным побуждениям клиентов, невротическую установку в отношении денег. Преуспевающий консультант обычно воспринимает других как способных решать собственные проблемы и принимать на себя ответственность, как предпочитающих отождествляться с людьми, а не с предметами. Идеальным психотерапевтом или консультантом в состоянии быть симпатичный человек, откровенный и открытый чувствам других; способный отождествляться с самыми разными людьми; теплый, но не сентиментальный, не стремящийся к самоутверждению, однако имеющий свое мнение и способный его защитить; умеющий служить на благо своим клиентам. Модель личности эффективного консультанта ("подвижная", поскольку каждый консультант имеет возможность ее дополнить): 1. Аутентичность. (полное осознание настоящего момента; выбор способа жизни в данный момент; принятие ответственности за свой выбор.) 2. Открытость собственному опыту (не в смысле откровенности перед другими людьми, а как искренность в восприятии собственных чувств). Социальный опыт учит нас отрицать, отбрасывать свои чувства, особенно отрицательные. Ребенку говорят: "Замолчи, большие дети (или мальчики) не плачут!" Взрослым окружающие говорят то же: "Не плачь!" или "Не нервничай!" Давление окружающих заставляет вытеснять печаль, раздражительность, злость. Эффективный консультант не должен отгонять любые чувства, в том числе и отрицательные. 3. Сила личности и идентичность. Консультант должен знать, кто он таков, кем может стать, чего хочет от жизни, что для него важно по существу. Как в профессиональной работе, так и в личной жизни консультанту не следует быть простым отражением надежд других людей, он должен действовать, руководствуясь собственной внутренней позицией. Это позволит ему чувствовать себя сильным в межличностных отношениях. 5. Толерантность к неопределенности (уверенность в себе в ситуациях неопределенности). 6. Принятие личной ответственности (нести ответственность за свои действия). 7. Глубина отношений с другими людьми. Консультант обязан оценивать людей — их чувства, взгляды, своеобразные черты личности, но делать это без осуждения и наклеивания ярлыков. 8. Постановка реалистичных целей (должен понимать ограниченность своих возможностей). 9. Эмпатия. Постулаты квалифицированного психологического консультирования и психотерапии: 1. Личная зрелость консультанта. Подразумевается, что консультант успешно решает свои жизненные проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к себе. 2. Социальная зрелость консультанта. Подразумевается, что консультант способен помочь другим людям эффективно решать их проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к клиентам. 3. Зрелость консультанта — это процесс, а не состояние. Подразумевается, что невозможно быть зрелым всегда и везде.
Другие статьи в литературном дневнике:
- 28.02.2012. 1
- 27.02.2012. 2
- 26.02.2012. 3
- 25.02.2012. 4
- 24.02.2012. 5
- 23.02.2012. 6
- 22.02.2012. 7
- 21.02.2012. 8
- 20.02.2012. 9
- 19.02.2012. 10
- 18.02.2012. 11
- 17.02.2012. 12
- 16.02.2012. 13
- 15.02.2012. 14
- 14.02.2012. 15
- 13.02.2012. 16
- 12.02.2012. 17
- 11.02.2012. 18
- 10.02.2012. 19
- 09.02.2012. 20
- 08.02.2012. 21
- 07.02.2012. 22
- 06.02.2012. 23
- 05.02.2012. 24
- 04.02.2012. 25
- 03.02.2012. 26
- 02.02.2012. 27
- 01.02.2012. 28