1
1. Современная психология, ее структура и место в системе наук
Слово «пси» в переводе с древнегреческого означает «наука о душе». В науч-ном употреблении этот термин появился в 16 в. и относился к особой науке, кот занималась изучением душевных или пси явлений, кот кажд чел легко обнаружи-вает в рез-те самонабл. В 17-19 вв область, изучаемая пси расширяется и вкл в себя и неосознаваемые явл. Т.о. психология – это наука о психике и пси явл. Да-той рождения пси как науки считается год открытия научной лаборатории экспе-риментальной пси в Лейпциге (Вундт, 1879 г.). Понятие «психология» имеет как научный, так и житейский смысл. В первом случае оно употребляется для обо-значения соответствующей научной дисциплины, во втором – для описания по-ведения или пси особ. отдельных лиц и групп людей. Каждый чел, в той или иной степени психолог, т.к. умеет с детства читать мимику и жесты…Но житей-ские пси знания оч. приблизительны и отличаются от научных знаний: 1) житей-ские пси знания конкретны, привязаны к определенному челу; наука же стремит-ся к обобщению, для этого используются соответств. понятия. 2) житейские пси знания носят интуитивный хар-р; научное познание основано на эксперименте, полученные знания рациональны. 3) знания житейской пси трудно передаются; в науке знания аккумулируются и передаются намного легче. 4) научная пси рас-полагает обширным фактическим материалом, недоступным носителю житей-ской пси.
Современная психология представляет собой разветвленную систему научных дисциплин. Их можно разделить на фундаментальные и прикладные. Фундамен-тальные психологические науки имеют значение для понимания психологии и поведения людей, независимо от их профессиональной ориентации, возраста, личностных особенностей и пр. Специальные (прикладные) отрасли выделяют вопросы, представляющие особый интерес для познания какой-либо одной или нескольких групп явлений. Достижения специальных отраслей используются на практике. Генетическая психология изучает наследственные механизмы психи-ки и поведения, их зависимость от генотипа. Дифференциальная психология вы-являет и описывает индивидуальные различия поведения, способностей, деятель-ности людей, предпосылки этих различий и процессы их формирования. Воз-растная психология изучает онтогенез различных психических процессов и психологических качеств личности. Она также имеет ряд отраслей: детская пси-хология, психология подростка, психология юности, психология взрослого и по-жилого человека и геронтопсихология. Педагогическая психология изучает пси-хологические закономерности обучения и воспитания. Медицинская психоло-гия:патопсихологию, изучающую психические заболевания; нейропсихологию, изучающую соотношение психических явлений с физиологическими мозговыми структурами; психофармакологию, изучающую влияние лекарственных веществ на психическую деятельность человека; психотерапию, изучающую и исполь-зующую средства психического воздействия для лечения больного; психопрофи-лактику и психогигиену. Специальная, коррекционная психология включает ряд отраслей: олигофренопсихологию (психология умственно-отсталых детей), сурдопсихологию (психология плохо слышащих детей), и другие отрасли. Со-циальная психология изучает человеческие взаимоотношения в обществе, в раз-ного рода группах, в частности в семье, школе. Психология труда изучает пси-хологические аспекты научной организации труда Юридическая психология рассматривает усвоение человеком правовых норм и правил поведения. В курсе общей психологии дается научное представление об общих теоретических прин-ципах и важнейших методах психологии, характеризуются основные научные понятия психологии. Общая психология исследует индивида, выделяя в нем по-знавательные процессы и личность. Познавательные процессы охватывают ощу-щения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. С помо-щью этих процессов человек получает и перерабатывает информацию о мире, они же участвуют в формировании и преобразовании знаний. Личность содержит психические свойства, которые определяют поведение человека. Это — эмоции, способности, установки, мотивация, темперамент, характер и воля. Современная психология находится в системе наук, занимая промежуточное положение меж-ду философскими науками, с одной стороны, естественными – с другой, социаль-ными – с третьей. Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и названные выше науки, но в других аспектах
Задачи психологии: научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности; научиться управлять ими; использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с кото-рыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли; быть теоретической основой практики психологической службы/
2. Развитие психологических и психофизиологических функций в зрелом возрасте
Следует отметить, что развитие психики не завершается в период юности. Опре¬деленная динамика психического развития отмечается и в более позднее время. Поэтому в современной психологии принято выделять еще два периода: акмеологический период развития, или период взрослости, и период геронтогенеза.
Акмеологический период развития охватывает возраст от 18 до 60 лет. Впер¬вые тер-мин «акмеология» был предложен Н. Н. Рыбниковым в 1928 г. Данным термином (акме — высшая точка, расцвет, зрелость, лучшая пора) принято обо¬значать период зрелости как самого продуктивного, творческого периода жизни человека. В отличие от юноше-ского периода акмеологический период характери¬зуется тем, что в нем завершается об-щесоматическое развитие и половое созрева¬ние человека, который достигает своего оп-тимума физического развития. Этот период характеризуется также наиболее высоким уровнем интеллектуальных, творческих, профессиональных достижений.К особенностям развития в данный период можно отнести гетерохронность развития, характеризующая-ся тем, что не совпадают во времени физическая зрелость, умственная, гражданская и др.
По возрастной периодизации, принятой Международ¬ным симпозиумом в г. Москве в 1965г, средний (зрелый) возраст разделяют на 2 периода. Первый период — 22-35 для мужчин, 21-35 для женщин и второй период — 36-60 для мужчин, 36-55 для женщин.
Вероятно, наиболее полную характеристику данного периода дал Б. Г. Анань¬ев, кото-рый в онтогенетическом развитии человека выделил две особые фазы. Первая фаза охва-тывает юность, молодость и начало среднего возраста. Она ха¬рактеризуется общим фрон-тальным прогрессом функций. В частности, объем и показатели переключаемости вни-мания нарастают к 33 годам, а затем начинают понижаться. Наиболее высокие показатели кратковременной вербальной памяти отмечаются в возрасте 18-30 лет, а после 33 начи-нают снижаться. Аналогичные изменения происходят и с интеллектом. Так, Фульдс и Равен считают, что если уровень развития логической способности 20-летних принять за 100 %, то в 30 лет он будет составлять 96 %, в 40 - 87 %, в 50 лет - 80 %, а в 60 - 75 %.
Вторая фаза данного периода, по мнению Б. Г. Ананьева, характеризуется спе¬циализацией психических функций применительно к определенной деятельности. На этой фазе в качестве главных выступают операционные механизмы, а продол¬жительность этой фазы определяется степенью активности человека как субъекта и личности. В этом возрасте продолжают развиваться актуальные для человека функции, под которыми сле-дует понимать те психические функции, которые яв¬ляются наиболее значимыми для ос-новного вида деятельности конкретного чело¬века. У одних людей это глазомер, точность, движений, у других — мышление, память, внимание. Достижение высокого уровня раз-вития актуальных психиче¬ских функций в зрелые годы возможно потому, что они нахо-дятся в условиях оп¬тимальной нагрузки, усиленной мотивации, операционных преобра-зований.
По Ананьеву, интенсивность старения интеллектуальных функций зависит от двух фак-торов: внутренним фактором является одарённость человека, внешним — образова-ние. До 35 лет происходит становление целостности функцио¬нальной основы интеллек-туальной деятельности челове¬ка; в период между 26 и 35 годами повышается интегриро-ванность межфункциональной системы; в период меж¬ду 35 и 46 годами под влиянием усиливающейся жёстко¬сти связей между функциями и их показателями проис¬ходит сни-жение возможностей новообразований. Это создает противоречие, выражающееся в том, что имеют место высокая интеллектуальная активность и продук¬тивность в привычных условиях профессиональной рабо¬ты и вместе с тем серьезные затруднения в овладении новыми видами деятельности. Поэтому оч. важны подготовка, пе¬реподготовка и посто-янное повышение квалификации работников.
Уорнер Шейо предполагал, что характерной чертой мышления взрослых является та гибкость, с которой они применяют когнитивные способности, которыми уже обладают. Он утверждал, что в течение детства и подросткового периода мы приобретаем все более и более сложные внутренние структуры для понимания мира (период приобретений). В ранней взрослости мы используем наши интеллектуальные способности, чтобы дос-тичь успеха и выбрать стиль жизни (период достижений). Мы применяем наш интеллекту-альный потенциал, навыки решения проблем и принятия решений к процессу достижения целей и выполнения плана жизни. Успешно справляющиеся с этим люди достигают оп-ределенной степени независимости и переходят на другую фазу применения когнитивных способностей, период, который включает в себя социальную ответственность. В сред-нем возрасте, согласно Шейо, мы применяем наши когнитивные способности для реше-ния проблем других людей в семье, в обществе и на работе. В дальнейшем природа ре-шения проблем снова претерпевает изменения. Центральной задачей становится повтор-ная интеграция прежних событий жизни: необходимо придать смысл своему существова-нию в целом и исследовать вопросы, связанные со своим предназначением. Согласно Шейо, в центре когнитивного развития взрослого возраста находятся не повышенные возможности или изменения в когнитивных структурах, а гибкое использование интел-лекта на разных жизненных этапах.
К 23 - 25 годам многие психофизиологические функции достигают своего макси-мального развития и сохраняются на достигнутом уровне до 40 лет. Зрение человека практические не меняется с юношеского возраста и до перехода им 50-летнего рубежа, когда острота зрения начинает снижаться более быстро. Однако близорукие люди часто начинают видеть в среднем возрасте лучше, чем во времена своей молодости. Но измене-ние психофизиологических функций зрения у людей, достигших возраста средней взрос-лости, никак не отражается на функционировании их когнитивной сферы. Слух в целом становится менее острым после 20 - летнего возраста, продолжая ухуд¬шаться и далее, что вызывает у человека определённые трудности при восприятии звуков высо¬кой частоты. Вкусовая и обонятельная чувствительность человека также снижается в разных точках периода средней взрослости, хотя эти изменения происходят более плавно и не столь за-метны, как снижение зрения и слуха. При этом чувствительность к температурным изменениям практически остаётся высокой. Кроме того, следует отметить, что описанная выше закономерность является обобщен¬ной, ни в коей мере не является всеобщей. Разви-тие сенсорной сферы носит индивидуально обусловленный характер. Трудовая деятель-ность чело¬века определяет возможность сохранения достигнутого уровня развития пси-хофизиологических функций. Таким образом,
Б.Г. Ананьев указывал на необходимость проведения фундаменталь¬ных исследований зрелости, отмечая, что это наиболее важные периоды развития личности, для которых характерна высокая и творческая и социальная активность. Под его руководством в 1965 году в Ленинграде была создана школа экспериментального исследования личности, а проведённые исследования сломали существовавшие представления о зрелости как о пе-риоде «окаменения».
3. Психологическая помощь: определение и виды
Психологическое консультирование как профессия является относительно но-вой областью психологической практики, выделившейся из психотерапии. Эта профессия возникла в ответ на потребности людей, не имеющих клинических нарушений, однако ищущих психологическую помощь. Поэтому в психологиче-ском консультировании мы сталкиваемся прежде всего с людьми, испытываю-щими трудности в повседневной жизни. Спектр проблем поистине широк: труд-ности на работе (неудовлетворенность работой, конфликты с коллегами и руко-водителями, возможность увольнения), неустроенность личной жизни и неуряди-цы в семье, плохая успеваемость в школе, недостаток уверенности в себе и само-уважения, мучительные колебания в принятии решений, трудности в завязыва-нии и поддержании межличностных отношений и т. п. С другой стороны, психо-логическое консультирование, как молодая область психологической практики, пока еще не имеет строго очерченных границ, в его поле зрения попадают самые разнообразные проблемы.
Некоторая неопределенность предмета психологического консультирования от-ражается в разнообразии определений. Так, лицензионная комиссия Ассоциации служащих и менеджеров США, выдающая разрешения на частную практику, предлагает следующее определение: "Консультирование — это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенство-вания личности и межличностных отношений". Н. Burks и В. Steffire (1979) пред-ложили несколько более широкое определение консультирования: "Консульти-рование — это профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно представляется как "личность-личность", хотя иногда в нем участвуют более двух человек. Цель консультирования — помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь по-ставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмо-ционального и межличностного характера".
Имеется много сходных определений, и все они включают несколько основных положений:
1. Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собст-венному усмотрению.
2. Консультирование помогает обучаться новому поведению.
3. Консультирование способствует развитию личности.
4. В консультировании акцентируется ответственность клиента. 5. Серд-цевиной консультирования является "консультативное взаимодействие" между клиентом и консультантом, основанное на философии "клиент-центрированной" терапии.
Основоположник клиент-центрированной терапии известный американский психотерапевт С. Rogers выделил три основных принципа этого направления:
a. каждая личность обладает безусловной ценностью и заслуживает уваже-ния как таковая;
b. каждая личность в состоянии быть ответственной за себя;
c. каждая личность имеет право выбирать ценности и цели, принимать са-мостоятельные решения.
Психологическое консультирование и психотерапия. Как в консультирова-нии, так и в психотерапии используются те же самые профессиональные навыки; требования, предъявляемые к личности клиента и психотерапевта, одинаковы; процедуры, используемые в консультировании и психотерапии, тоже подобны. Наконец, в первом и втором случаях помощь клиенту основывается на взаимо-действии между консультантом (психотерапевтом) и клиентом. Из-за трудности разделения этих двух областей некоторые практики используют понятия "психо-логическое консультирование" и "психотерапия" как синонимы, аргументируя свою точку зрения схожестью деятельности психотерапевта и консультанта-психолога.
На одном полюсе работа профессионала затрагивает в основном ситуационные проблемы, решаемые на уровне сознания и возникающие у клинически здоровых индивидов. Здесь расположена область консультирования. На другом полюсе — большее стремление к глубокому анализу проблем с ориентацией на бессозна-тельные процессы, структурную перестройку личности. Здесь расположена об-ласть психотерапии. Область между полюсами принадлежит деятельности, кото-рую можно называть как консультированием, так и психотерапией.
Специфические черты психологического консультирования, отличающие его от психотерапии:
• консультирование ориентировано на клинически здоровую личность; это лю-ди, имеющие в повседневной жизни психологические трудности и проблемы, жа-лобы невротического характера, а также люди, чувствующие себя хорошо, одна-ко ставящие перед собой цель дальнейшего развития личности;
• консультирование сориентировано на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения; • консультирование чаще ориентируется на настоя-щее и будущее клиентов;
• консультирование обычно ориентируется на краткосрочную помощь (до 15 встреч);
• консультирование ориентируется на проблемы, возникающие во взаимодейст-вии личности и среды;
• в консультировании акцентируется ценностное участие консультанта, хотя от-клоняется навязывание ценностей клиентам;
• консультирование направлено на изменение поведения и развитие личности клиента.
Другие статьи в литературном дневнике:
- 28.02.2012. 1
- 27.02.2012. 2
- 26.02.2012. 3
- 25.02.2012. 4
- 24.02.2012. 5
- 23.02.2012. 6
- 22.02.2012. 7
- 21.02.2012. 8
- 20.02.2012. 9
- 19.02.2012. 10
- 18.02.2012. 11
- 17.02.2012. 12
- 16.02.2012. 13
- 15.02.2012. 14
- 14.02.2012. 15
- 13.02.2012. 16
- 12.02.2012. 17
- 11.02.2012. 18
- 10.02.2012. 19
- 09.02.2012. 20
- 08.02.2012. 21
- 07.02.2012. 22
- 06.02.2012. 23
- 05.02.2012. 24
- 04.02.2012. 25
- 03.02.2012. 26
- 02.02.2012. 27
- 01.02.2012. 28