7

Тер-Степонянц Антонина: литературный дневник

1. Общее понятие о деятельности и ее психологической структуре
Деятельность – это активное взаимодействие человека со средой, в кото-ром он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива.Без деятельности не-возможна человеческая жизнь. В процессе деятельности человек познает окружающий мир, создает духовные продукты, изменяет окружающую действительность. Деятельность человека формирует и изменяет его само-го. Понятия сознания и деятельности — узловые категории пси¬хологической науки. Систематическая разработка этого прин¬ципа в советской психологии началась в 30-е годы (CЛ.Рубин¬штейн, АНЛеонтьев, Б.Г.Ананьев, Б.М.Теплов и др.).CЛ. Рубинштейн впервые выдвинул положение о единстве сознания и деятельности. Суть данного принципа: не может быть деятельности без сознания и сознания без деятельности. Введение этого принципа ставило новые теоретические и методо¬логические задачи - необходимо было преодолеть идущую от психологии со¬знания точку зрения, что психика — это внутреннее, а деятель¬ность — внешнее. В действительности психика, сознание не является чем-то внутренним. Точно так же деятельность нико¬им образом не сводится только к внешнему: она имеет внеш¬нюю сторону, но эта сторона не характеризует деятельность од¬нозначно. По определению С.Л.Рубинштейна, сама деятельность явля¬ется единством внешнего и внутреннего. Принцип единства сознания и деятельности делает возможным через деятель¬ность изучать сознание. Это позволяет объективно исследовать психику и сознание: от деятельности, ее продук¬тов — к выявляющимся в ней психическим процессам. Таким образом, принцип единства сознания и деятельности становит¬ся основой всех объективных методов психологии.Структура деятельности. Прежде все-го различают цели и мотивы деятельности. Всякая деятельность человека определяется целями, задачами, которые он перед собой ставит. Если нет цели, то нет и деятельности. Деятельность вызывается определенными мо-тивами, причинами, которые побудили человека поставить перед собой ту или иную цель и организовать деятельность по ее достижению. Цель - это то, ради чего действует человек; мотив - это то, почему действует че-ловек. Обычно деятельность человека определяется не каким-нибудь од-ним мотивом и одной целью, а целой системой целей и мотивов - ближай-шими и все более общими и отдаленными. Деятельность оценивают и по уровню мотивации, по тому, носят ли мотивы общественный характер или ярко выраженный узколичностный. Идеально когда общественные мотивы приобретают личностный смысл, становятся и его личным делом. Дейст-вие - составная часть, или, другими словами, отдельный акт, деятельности. Действие имеет подобную деятельности структуру: цель – мотив, способ – результат. Различают действия: сенсорные (действия по восприятию объ-екта), моторные (двигательные действия), волевые, мыслительные, мне-мические (действия памяти), внешние предметные (действия направлены на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира) и умст-венные, внутренние (действия, выполняемые во внутреннем плане созна-ния). Основные виды деятельности, обеспечивающие существование че-ловека и формирование его как личности – это общение, игра, учение и труд. Сенсомоторные процессы – это процессы, в которых осуществля-ют связь восприятия и движения. В них различают четыре психических акта: 1) сенсорный момент реакции – процесс восприятия; 2) центральный момент реакции – более или менее сложные процессы, связанные с пере-работкой воспринятого, иногда различием, узнаванием, оценкой и выбо-ром; 3) моторный момент реакции – процессы, определяющие начало и ход движения; 4) сенсорные коррекции движения (обратная связь). Идео-моторные процессы связывают представление о движении с выполнени-ем движения. Проблема образа и его роли в регуляции моторных актов – центральная проблема психологии правильных движений человека. Эмо-ционально-моторные процессы – это процессы, связывающие выполне-ние движений с эмоциями, чувствами, психическими состояниями, пере-живаемыми человеком.


2. Теории старения и старости
Развитие психики не завершается в период юности. Опре¬деленная дина-мика психического развития отмечается и в более позднее время. Поэтому в современной психологии принято выделять еще два периода: акмеологи-ческий период развития, или период взрослости, и период геронтогенеза. Специфику возрастного характера определяют следующие условия: фи-зиологические; психологические (индивидуальные личностные особенно-сти, уровень знаний, мышления); социальные (особенности условий жиз-ни и требований общества, особенности взаимоотношений с окружающи-ми). Возраст можно определять по хронологическим, биологическим или психологическим признакам. Причем не всегда обнаруживается жесткая связь между психологическим возрастом и данным метрического свиде-тельства. Как определить хронологический возраст понятно: откройте свой паспорт. Биологический - это состояние вашего организма. Психоло-гический возраст отражает свойство личности, его психику, включает по-знавательные, мотивационные, эмоциональные возможности человека.
Период геронтогенеза — это поздний период человеческой жизни. В нем приня¬то выделять три фазы: пожилой возраст (для мужчин — 60-74 года, для женщин — 55-74 года); старческий возраст — 75-90 лет; долго-жители — 90 лет и старше. В целом данный период характеризуется уга-санием физических и психических функций.
При упоминании о «пожилых людях», «стариках», «престарелых», «ве-теранах» зачастую возникают негативные ассоциации. Дело в том, что наше отношение к старости опосредовано возрастными стереотипами, ус-военными нами с детства. Эти стереотипы поддерживаются культурной традицией, усиливаются средствами массовой информации и социальным окружением. В геронтологической литературе доказано их влияние на то, как пожилые люди воспринимают и ощущают себя и как регули-руют свое взаимодействие с окружающими. Распространенное, к сожа-лению, мнение, что пожилые — бесполезные, интеллектуально дегради-рующие люди, которые не живут полноценной жизнью, а лишь доживают, воздействует на их поведение. Бесспорно, разного рода утраты, нередко сопутствующие пожилому возрасту, такие как потеря работы, смерть близкого человека, ухудшение здоровья, снижение социального статуса, престижа, могут вызвать депрессию: это естественная реакция человека на сильный стресс. Но ведь депрессия бывает и адаптивной: понимание, об-ретенное в период депрессивной бездеятельности, может в будущем обер-нуться более эффективными стратегиями взаимодействия с миром. Сего-дня все активнее звуча такие термины, как «активное, продуктивное ста-рение».
Биологические теории старения: теории программированного старе-ния (Генетические теории: Старение вызывается запрограммированными изменениями экспрессии генов, или экспрессией специфических белков; Гены смерти: Существуют гены клеточной гибели; -Накопление «загряз-нений»: Накопление отходов метаболизма снижает жизнеспособность кле-ток; -Иммунологическая теория - Определенные аллели могут увеличи-вать или сокращать продолжительность жизни. Часы старения: Старение и смерть являются результатом предопределенного биологического плана; Эволюционные теории - Естественный отбор устраняет индивидуумов по-сле того, как они произведут потомство) теории «непрограммированно-го» старения. (Свободнорадикальная теория старения: Старение являет-ся результатом случайного вредоносного повреждения тканей свободными радикалами. – Теория изнашивания; Старение по ошибке: основной при-чиной старения является накопление с возрастом генетических поврежде-ний в результате мутаций, которые могут быть как случайными (спонтан-ными), так и вызванными различными повреждающими факторами (иони-зирующая радиация, стрессы, ультрафиолетовые лучи, вирусы, накопле-ние в организме побочных продуктов химических реакций и другие).
Социально-психологические подходы к старению и старости. Соци-альные проблемы людей пожилого возраста, их социальный статус, место в современном обществе, в социальной структуре в различных социаль-ных системах, общностях, в собственной семье, взаимоотношения с дру-гими возрастными группами, изменение с возрастом личности - все это еще не стало предметом специальных социологических исследований. Эти проблемы должны рассматриваться особой областью социологии -геронтосоциологией. Практически отсутствуют синтетические исследо-вания, учитывающие имеющиеся достижения в различных разделах герон-тологии: социальной политики в отношении пожилого поколения, соци-альной психологии, социального статуса пожилого человека в сообщест-вах различных уровней, старения как социального феномена.
Психоаналитические подходы к старению. Переход к старости вос-принимается как кризис идентичности – внутриличностный кризис. Осоз-нание старения и старости бывает неожиданным (встреча с одноклассни-ками) и мучительным, приводя к внутренним конфликтам. Старость рас-сматривается Эриксоном как «завершение предшествующего жизненного пути». Пекк: 3 кризиса: 1)переосознание своего «я» не через призму про-фессионала или родителя; 2)Осознание факта ухудшения здоровья; 3) принять факт приближающейся смерти. Задачи развития: принятие и ос-воение новых социальных ролей, адаптация к потере физических возмож-ностей, подведение итогов жизни и ее принятие, развитие личностной по-зиции в отношении смерти, деятельность самообслуживания как возмож-ность сохранения самостоятельности и независимости. Развитие потреб-ности в передаче накопленного опыта, уважении и самоутверждении.
Выход на пенсию может рассматривается как завершение одной дея-тельной фазы социальной жизни человека и начало другой, резко отли-чающейся от предшествуемой. По своей значимости он может сравниться с такими событиями, как выбор профессии, вступление в брак и т.п.
Советы долгожителей Кавказа: -старые люди, в том числе старше 90 лет, ежедневно беседуют с родственниками и ближайшими соседями, по крайней мере раз в неделю встречаются со своими друзьями. Цель общей части бесед молодежи и людей среднего возраста со стариками- получить совет по важным вопросам повседневной жизни; - старики в Абхазии пользуются большим уважением, что укрепляет в них столь выраженное чувство собственного достоинства; - стремление быть здоровым, отсутст-вие привычки жаловаться на болезни, отсутствие интереса к болезням (из-вестно, что самооценка возможностей собственной кончины является по-рождением депрессии или другими эмоциональными осложнениями); - у стариков Абхазии нет признаков депрессии, часто являющейся причиной старческого маразма;- старики Абхазии не испытывают одиночества- они ежедневно чувствуют заботу со стороны родственников и соседей. Харак-теристика долгожителей. Все убеждены, что лучшее лекарство- любовь и забота окружающих;- многообразие интересов, желание жить полной жиз-нью;- это люди с особым чувством юмора, стремлением быть всегда в ок-ружении других людей;- о стариках заботятся, это естественное проявле-ние философии жизни;- дружелюбное и гостеприимное отношение к лю-дям других национальностей;-долгожители склонны воспринимать все, что происходит в их жизни, результатом их собственных действий, а не каких-то внешних сил; это относится к возможности преодолевать жиз-ненные стрессы. Долгожители чаще всего являются личностями, берущи-ми на себя ответственность за все, что с ними происходит, чувствующие себя хозяевами своей судьбы;- в Абхазии ни один старик не отозвался о старости явно и резко отрицательно. В Абхазии невозможно преступление против нее, как невозможно представить в роли преступника старика.


3. Стадии психологического консультирования и их характеристика
Рассмотрим самую общую модель структуры консультативного процес-са, называемую эклектической. 1. Исследование проблем. На этой стадии консультант устанавливает контакт (raport) с клиентом и достигает обо-юдного доверия: необходимо внимательно выслушать клиента, говоряще-го о своих трудностях, и проявить максимальную искренность, эмпатию, заботу, не прибегая к оценкам и манипулированию. Следует поощрять клиента к углубленному рассмотрению возникших у него проблем и фик-сировать его чувства, содержание высказываний, невербальное поведение. 2.Двумерное определение проблем. На этой стадии консультант стремит-ся точно охарактеризовать проблемы клиента, устанавливая как эмоцио-нальные, так и когнитивные их аспекты. Уточнение проблем ведется до тех пор, пока клиент и консультант не достигнут одинакового понимания; проблемы определяются конкретными понятиями. Точное определение проблем позволяет понять их причины, а иногда указывает и способы раз-решения. Если при определении проблем возникают трудности, неясности, то надо вернуться к стадии исследования. 3. Идентификация альтерна-тив. На этой стадии выясняются и открыто обсуждаются возможные аль-тернативы решения проблем. Пользуясь открытыми вопросами, консуль-тант побуждает клиента назвать все возможные варианты, которые тот считает подходящими и реальными, помогает выдвинуть дополнительные альтернативы, однако не навязывает своих решений. Во время беседы можно составить письменный список вариантов, чтобы их было легче сравнивать. Следует найти такие альтернативы решения проблем, которые клиент мог бы использовать непосредственно. 4. Планирование. На этой стадии осуществляется критическая оценка выбранных альтернатив реше-ния. Консультант помогает клиенту разобраться, какие альтернативы под-ходят и являются реалистичными с точки зрения предыдущего опыта и настоящей готовности измениться. Составление плана реалистичного ре-шения проблем должно также помочь клиенту понять, что не все пробле-мы разрешимы. Некоторые проблемы требуют слишком много времени; другие могут быть решены лишь частично посредством уменьшения их деструктивного, дезорганизующего поведение воздействия. В плане реше-ния проблем следует предусмотреть, какими средствами и способами кли-ент проверит реалистичность выбранного решения (ролевые игры, "репе-тиция" действий и др.). 5. Деятельность. На этой стадии происходит по-следовательная реализация плана решения проблем. Консультант помога-ет клиенту строить деятельность с учетом обстоятельств, времени, эмо-циональных затрат, а также с пониманием возможности неудачи в дости-жении целей. Клиент должен усвоить, что частичная неудача — еще не катастрофа и следует продолжать реализовывать план решения проблемы, связывая все действия с конечной целью. 6. Оценка и обратная связь. На этой стадии клиент вместе с консультантом оценивает уровень достиже-ния цели (степень разрешения проблемы) и обобщает достигнутые резуль-таты. В случае надобности возможно уточнение плана решения. При воз-никновении новых или глубоко скрытых проблем необходим возврат к предыдущим стадиям.
Эта модель, отражающая консультативный процесс, помогает лишь луч-ше понять, как происходит конкретное консультирование. Реальный про-цесс консультирования значительно обширнее и нередко не подчиняется данному алгоритму. Выделение стадий условно, поскольку в практической работе одни стадии смыкаются с другими, и их взаимозависимость слож-нее, чем в представленной схеме.
Здесь следует еще раз подчеркнуть то, о чем упоминалось выше, — в процессе консультирования важны не столько схемы (хотя общее пред-ставление и понимание хода консультирования обязательны), сколько профессиональная и человеческая компетенция консультанта. Общие правила и установки консультанта, структурирующие процесс кон-сультирования и делающие его эффективным: - не бывает двух одина-ковых клиентов и ситуаций консультирования. Человеческие проблемы только извне могут казаться схожими, однако поскольку они возникают, развиваются, существуют в контексте уникальных человеческих жизней, то и сами проблемы в действительности являются уникальными. Поэтому каждое консультативное взаимодействие уникально и неповторимо. - В процессе консультирования клиент и консультант постоянно изменяются сообразно их отношениям; в психологическом консультировании нет ста-тичных ситуаций. - Самым лучшим экспертом собственных проблем явля-ется клиент, поэтому при консультировании следует помочь ему принять на себя ответственность за решение его проблем. Видение собственных проблем клиентом не менее, а может быть, и более важно, нежели пред-ставление о них консультанта. - В процессе консультирования чувство безопасности клиента важнее, чем требования консультанта. Таким обра-зом, в консультировании неуместно добиваться цели любой ценой, не об-ращая внимания на эмоциональное состояние клиента. - Стремясь помочь клиенту, консультант обязан "подключить" все свои профессиональные и личностные возможности, однако в каждом конкретном случае он не дол-жен забывать, что он всего лишь человек и поэтому не способен полно-стью отвечать за другого человека, за его жизнь и трудности. - Не следует ожидать непосредственного эффекта от каждой отдельно взятой консуль-тативной встречи — решение проблем, а также успех консультирования не похожи на равномерно поднимающуюся вверх прямую; это процесс, в ко-тором заметные улучшения сменяются ухудшениями, потому что самоиз-менение требует многих усилий и риска, которые не всегда и не сразу за-вершаются успехом. - Компетентный консультант знает уровень своей профессиональной квалификации и собственные недостатки, он ответст-венен за соблюдение правил этики и работу на благо клиентов. - Для обо-значения и концептуализации каждой проблемы могут быть использованы различные теоретические подходы, но нет и не может быть наилучшего теоретического подхода. - Некоторые проблемы — это сущностные чело-веческие дилеммы и в принципе неразрешимы (например, проблема экзи-стенциальной вины). В таких случаях консультант должен помочь клиенту понять неизбежность ситуации и смириться с ней. - Эффективное кон-сультирование — это процесс, который выполняется вместе с клиентом, но не вместо клиента.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 28.02.2012. 1
  • 27.02.2012. 2
  • 26.02.2012. 3
  • 25.02.2012. 4
  • 24.02.2012. 5
  • 23.02.2012. 6
  • 22.02.2012. 7
  • 21.02.2012. 8
  • 20.02.2012. 9
  • 19.02.2012. 10
  • 18.02.2012. 11
  • 17.02.2012. 12
  • 16.02.2012. 13
  • 15.02.2012. 14
  • 14.02.2012. 15
  • 13.02.2012. 16
  • 12.02.2012. 17
  • 11.02.2012. 18
  • 10.02.2012. 19
  • 09.02.2012. 20
  • 08.02.2012. 21
  • 07.02.2012. 22
  • 06.02.2012. 23
  • 05.02.2012. 24
  • 04.02.2012. 25
  • 03.02.2012. 26
  • 02.02.2012. 27
  • 01.02.2012. 28