10
1. Понятие об ощущениях и классификация ощущений
Ощущение наряду с восприятием и мышлением служат неразрывными частями единого процесса отражения действительности. Чувственное на-глядное познание предметов и явлений окружающего мира есть исходное. Однако ощущая, воспринимая, наглядно представляя себе любой предмет, любое явление, человек должен как-то анализировать, обобщать, конкре-тизировать, другими словами, мыслить о том, что отражается в ощущени-ях и восприятиях. Ощущения, восприятия, представления, мышление со-ставляют познавательные процессы. Ощущения есть отражение конкрет-ных, отдельных свойств, качеств, сторон предметов и явлений материаль-ной действительности, воздействующих на органы чувств в данный мо-мент. Для возникновения ощущений необходимо прежде всего наличие воздействующих на органы чувств предметов и явлений реального мира, которые называются в этом случае раздражителями. Воздействие раз-дражителей на органы чувств называется раздражением. В нервной ткани процесс раздражения вызывает возбуждение. Возбуждение систем нерв-ных клеток, наиболее совершенных по своей организации, при обязатель-ном участии клеток коры головного мозга и дает ощущение.
Физиологическая основа ощущений – сложная деятельность органов чувств. И.П.Павлов назвал эту деятельность анализаторной, а системы клеток, наиболее сложно организованных и являющихся воспринимаю-щими аппаратами, которые непосредственно осуществляют анализ раз-дражений, – анализаторами. Анализатор характеризуется наличием трех специфических отделов: периферического (рецепторного), передающего (проводникового) и центрального (мозгового). Периферический (рецеп-торный) отдел анализаторов составляют все органы чувств – глаз, ухо, нос, кожа, а также специальные рецепторные аппараты, расположенные во внутренней среде организма (в органах пищеварения, дыхания, в сердеч-но-сосудистой системе, в мочеполовых органах). Этот отдел анализатора реагирует на конкретный вид раздражителя и перерабатывает его в опре-деленное возбуждение. Рецепторы могут находиться на поверхности тела (экстероцепторы) и во внутренних органах и тканях (интероцепторы). Ре-цепторы, находящиеся на поверхности тела, реагируют на внешние раз-дражители. Такими рецепторами обладают зрительный, слуховой, кож-ный, вкусовой, обонятельный анализаторы. Рецепторы, расположенные на поверхности внутренних органов тела, реагируют на изменения, происхо-дящие внутри организма. С деятельностью интероцепторов связаны орга-нические ощущения. Промежуточное положение занимают проприоцеп-торы, находящиеся в мышцах и связках, которые служат для ощущения движения и положения органов тела, а также участвуют в определении свойств, качеств объектов, в частности при осязании их рукой. Таким об-разом, периферический отдел анализатора выполняет роль специализиро-ванного, воспринимающего аппарата. В зависимости от месторасположе-ния рецептора различают внешние анализаторы (у которых рецепторы на-ходятся на поверхности тела) и внутренние (у которых рецепторы распо-ложены во внутренних органах и тканях). Промежуточное положение за-нимает двигательный анализатор, рецепторы которого находятся в мыш-цах и связках. Для всех анализаторов общими являются болевые ощуще-ния, благодаря которым организм получает информацию о разрушитель-ных для него свойствах раздражителя.
Виды ощущений. I) по наличию или отсутствию непосредственного контакта с раздражителем, вызывающим ощущение (дистантную и кон-тактную рецепцию. Зрение, слух, обоняние относятся к дистантной рецеп-ции. Эти виды ощущений обеспечивают ориентировку в ближайшей сре-де. Вкусовые, болевые, тактильные ощущения – контактные.); 2) по месту расположения рецепторов (; 3) по времени возникновения в ходе эволюции; 4) по модальности (виду) раздражителя (зрительные, слуховые, обоня-тельные, вкусовые, тактильные, статические и кинестетические, темпера-турные, болевые, жажды, голода). Характеристика ощущений. Зри-тельные ощущениявозникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на чувствительную часть нашего глаза – сетчат-ку, являющуюся рецептором зрительного анализатора. Свет воздействует на находящиеся в сетчатке светочувствительные клетки двух типов – па-лочки и колбочки, названные так за их внешнюю форму. Слуховые ощу-щения относятся к дистантным и также имеют большое значение в жизни человека. Благодаря им, человек слышит речь, имеет возможность об-щаться с другими людьми. Раздражителями для слуховых ощущений яв-ляются звуковые волны – продольные колебания частиц воздуха, распро-страняющиеся во все стороны от источника звука. Орган слуха человека реагирует на звуки в пределах от 16 до 20 000 колебаний в секунду. Слухо-вые ощущения отражают высоту звука, которая зависит от частоты коле-бания звуковых волн; громкость, которая зависит от амплитуды их коле-баний; тембр звука – формы колебаний звуковых волн. Все слуховые ощущения можно свести к трем видам – речевые, музыкальные, шумы. Вибрационные ощущения. К слуховым ощущениям примыкает вибрацион-ная чувствительность. У них общая природа отражаемых физических яв-лений. Вибрационные ощущения отражают колебания упругой среды. Этот вид чувствительности образно называют "контактным слухом". Спе-циальных вибрационных рецепторов / человека не обнаружено. В настоя-щее время считают, что отражать вибрации внешней и внутренней среды могут все ткани организма. У человека вибрационная чувствительность подчинена слуховой и зрительной. Обонятельные ощущения. относятся к дистантным ощущениям, которые отражают запахи окружающих нас предметов. Органами обоняния являются обонятельные клетки, располо-женные в верхней части носовой полости. В группу контактных ощуще-ний, как уже отмечалось, входят вкусовые, кожные (болевые, тактильные, температурные). Вкусовые ощущения. Вызываются действием на вкусовые рецепторы веществ, растворенных в слюне или воде. Вкусовые рецепторы – вкусовые почки, расположенные на поверхности языка, глотки, неба – различают ощущения сладкого, кислого, соленого и горького. Кожные ощущения. В кожных покровах имеется несколько анализаторных систем: тактильная (ощущения прикосновения), температурная (ощущения холода и тепла), болевая. Система тактильной чувствительности неравномерно распределена по всему телу. Но более всего скопление тактильных клеток наблюдается на ладони, на кончиках пальцев и на губах. Тактильные ощущения руки, объединяясь с мышечно-суставной чувствительностью, образуют осязание – специфически человеческую, выработавшуюся в тру-де систему познавательной деятельности руки. О положении тела в про-странстве сигнализируют статические ощущения. Рецепторы статической чувствительности расположены в вестибулярном аппарате внутреннего уха. Резкие и частые изменения положения тела относительно плоскости земли могут приводить к головокружению. Особое место и роль в жизни и деятельности человека занимают интероцептивные (органические) ощу-щения, которые возникают от рецепторов, расположенных во внутренних органах и сигнализируют о функционировании последних. Эти ощущения образуют органическое чувство (самочувствие) человека.
2. Самоопределение и самореализация юношей и девушек
Юность - время реального перехода к настоящей взрослости. На этот возрастной период приходится ряд новообразований в структуре лично-сти – в нравственной сфере, мировоззренческой, существенно изменя-ются особенности общения со взрослыми и сверстниками.Варианты развития. 1. Некоторые старшеклассники плавно и постепенно продви¬гаются к переломному моменту в своей жизни, а затем относи¬тельно легко включаются в новую систему отношений. Их жизнь остается спокойной и упорядоченной, они больше интересуются общепринятыми ценностями, в большей степени ориентируются на оценку окружающих, опираются на ав¬торитет. У них, как правило, хорошие отношения с родителями, а учителям они практически не доставляют хлопот.Тем не менее, при таком благополучном протекании ранней юности существуют и некоторые минусы в личностном развитии. Дети менее самостоятельны, более пассивны, более по¬верхностны в своих привязанностях и увлечениях. 2. К полноценному становлению личности приводят поиски и сомнения, характерные для юношеского возраста. Те, кто про¬шел через них, обычно в большей мере независимы, творчески от¬носятся к делу, обладают более гибким мышлением, позволяющим принимать самостоятельные решения в сложных ситуациях, — по сравнению с теми, у кого процесс формирования личности прохо¬дил в это время легко.3. Третий вариант развития - это быстрые, скачкообразные изменения, которые, благодаря высоко¬му уровню саморегуляции, хорошо контролируются, не вызывая резких эмоциональных срывов. Дети рано определяют свои жиз¬ненные цели и настойчиво стремятся к их достижению. Однако при высокой произвольности, самодисциплине у них слабее разви¬ты рефлексия и эмоциональная сфера. 4. Четвертый вариант развития связан с особенно мучительными поисками своего пути. Недостаточное развитие ре¬флексии, отсутствие глубокого самопознания здесь не компенси¬руется высокой произвольностью. Дети импульсивны, непоследо¬вательны в поступках и отношениях, недостаточно ответственны. Такие дети не уве¬рены в себе и себя плохо понимают. Часто они отвергают ценности родителей, но вместо этого не в состоянии предложить ничего своего. Вступив во взрослую жизнь, они еще долго не обретают устойчивого положения.
Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план — решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное или моральное самоопределение). Самоопределение связано с новым восприятием времени — соотнесением прошлого и будущего, восприятием настоящего с точ¬ки зрения будущего. В детстве время осознанно не воспринима¬лось и не переживалось, теперь осознается временная перспектива: «Я» охватывает принадлежащее ему прошлое, настоящее и будущее. В ходе исследования, проведенного Т.В.Снегиревой, выявлены несколько типов временной структуры «Я», выражающиеся в соотношении между прошлым, настоящим и будущим «Я». В раннем юношеском возрасте наиболее часто встречается вариант, при котором кри-тичность к прошедшему детству сопровождается умеренно высокой самооценкой и нацеленностью жизненных перспектив на буду¬щее. «Я-прошлое» представляется чуждым, и отношение к нему неизменно критическое. «Наличное Я» в большей степени тяготеет к будущему и выступает как новая ступень в личностном самоопределении. Вероятно, такой вариант в большей степени соответствует юношеской возрастной норме - сочетание критического отношения к себе в прошлом и устремленность в будущее. Значительно у меньшего числа старшеклассников все три «Я» преемственно связаны друг с другом и в равной степени соответствуют идеальному «Я». Это — субъективное гармоническое представление человека о себе.
3. Виды психологического консультирования и их характеристика
Психологическое консультирование как профессия является относительно новой областью психологической практики, выделившейся из психотера-пии. Эта профессия возникла в ответ на потребности людей, не имеющих клинических нарушений, однако ищущих психологическую помощь. По-этому в психологическом консультировании мы сталкиваемся прежде все-го с людьми, испытывающими трудности в повседневной жизни. Спектр проблем поистине широк: трудности на работе (неудовлетворенность ра-ботой, конфликты с коллегами и руководителями, возможность увольне-ния), неустроенность личной жизни и неурядицы в семье, плохая успевае-мость в школе, недостаток уверенности в себе и самоуважения, мучитель-ные колебания в принятии решений, трудности в завязывании и поддер-жании межличностных отношений и т. п. С другой стороны, психологиче-ское консультирование, как молодая область психологической практики, пока еще не имеет строго очерченных границ, в его поле зрения попадают самые разнообразные проблемы, исходя из которых можно определить це-лесообразность того или иного вида пси консультирования. Прежде всего, выделим так называемое интимно-личностное психологическое кон-сультирование, необходимость в котором возникает довольно часто и у многих людей. К этому виду можно отнести консультирование по таким вопросам, которые глубоко затрагивают человека как личность, вызывают у него сильные переживания, обычно тщательно скрываемые от окру-жающих людей. Это, например, такие проблемы, как психологические или поведенческие недостатки, от которых человек во что бы то ни стало хо-тел бы избавиться, проблемы, связанные с его личными взаимоотноше-ниями со значимыми людьми, различные страхи, неудачи, психогенные заболевания, не требующие вмешательства врача, и многое другое. Сюда же может относиться глубокое недовольство человека самим собой, про-блемы интимных, например половых, отношений.Следующий по значимо-сти и частоте встречаемости в жизни вид психологического консультиро-вания - семейное консультирование. К нему можно отнести консультиро-вание по вопросам, возникающим у человека в собственной семье или в семьях других, близких для него людей. Это, в частности, выбор будущего супруга (супруги), оптимальное построение и регулирование взаимоотно-шений в семье, предупреждение и разрешение конфликтов во внутрисе-мейных взаимоотношениях, отношения мужа или жены с родственниками, поведение супругов в момент развода и после него, решение текущих внутрисемейных проблем. К последним относится, например, решение во-просов распределения обязанностей между членами семьи, экономики се-мьи и ряда других. Третий вид консультирования - психолого-педагогическое консультирование. К нему можно отнести обсуждение консультантом с клиентом вопросов обучения и воспитания детей, науче-ния чему-либо и повышения педагогической квалификации взрослых лю-дей, педагогического руководства, управления детскими и взрослыми группами и коллективами. К психолого-педагогическому консультирова-нию относятся вопросы совершенствования программ, методов и средств обучения, психологическое обоснование педагогических инноваций и ряд других.Четвертый из числа наиболее распространенных видов психологи-ческого консультирования - деловое консультирование. Оно, в свою оче-редь, имеет столько разновидностей, сколько существует разнообразных дел и видов деятельности у людей. В целом же деловым называется такое консультирование, которое связано с решением людьми деловых проблем. Сюда, к примеру, можно отнести вопросы выбора профессии, совершенст-вования и развития у человека способностей, организации его труда, по-вышения работоспособности, ведения деловых переговоров и т.п.
Каждый из перечисленных видов психологического консультирования в чем-то сходен с другими, например в том, что одинаковые по своей психо-логической трактовке проблемы могут возникать в разных видах деятель-ности и в различных ситуациях. Но вместе с тем в каждом из названных видов психологического консультирования есть свои особенности. Ин-тимно-личностное консультирование обычно требует закрытых от посто-ронних лиц и одновременно открытых для общения консультанта и клиен-та, доверительных отношений между ними. Такое психологическое кон-сультирование требует создания особой обстановки, так как напоминает исповедь. Этот вид консультирования по самой природе тех проблем, ко-торых он непосредственно касается, не может быть эпизодическим или кратковременным. Он предполагает, во-первых, большую психологиче-скую преднастройку на него как психолога-консультанта, так и самого клиента; во-вторых, длительного и, как правило, нелегкого разговора пси-холога-консультанта с клиентом; в-третьих, обычно достаточно длитель-ного периода решения возникшей у клиента проблемы. Последнее связано с тем, что большинство проблем интимно-личностного характера сразу не решается. Семейное консультирование в свою очередь требует знания психологом-консультантом сути семейных проблем, способов их разре-шения, желательно - на собственном опыте семейной жизни. Вряд ли се-мейным консультированием могут успешно заниматься люди, которые не имеют или не имели семьи. Как вполне вероятное можно допустить и об-ратное: хорошим психологом-консультантом по семейным вопросам вряд ли сможет стать человек, который сам неоднократно пытался создать или сохранить семью, но ему это сделать не удалось. Его личный опыт если и может оказаться в чем-то полезным другим людям, то скорее всего в отри-цательном плане. Вместе с тем надо отметить, что в этом и в других по-добных случаях собственный опыт необходим для того, чтобы стать хо-рошим психологом-консультантом. Человек, имеющий отрицательный жизненный опыт семейных взаимоотношений, хорошо мог бы рассказать другим о том, чего следует избегать в семейной жизни, но не о том, что нужно делать для того, чтобы сохранить семью и наладить внутрисемей-ные взаимоотношения. Однако из этого правила могут быть, наверное, ис-ключения. В психологической практике известно немало случаев, когда психологами-консультантами по семейным вопросам - и неплохими - ста-новились люди, сами неоднократно потерпевшие неудачи в семейной жизни. Психолого-педагогическое консультирование в свою очередь пред-полагает наличие у консультанта педагогического образования и опыта обучения и воспитания людей. Неплохими психологами-консультантами по психолого-педагогическим вопросам обычно становятся, например, бывшие учителя и воспитатели, имеющие опыт педагогической работы и соответствующее образование. То же самое, что только что было сказано относительно психолого-педагогического консультирования, касается и делового консультирования. Наиболее успешно им могут заниматься лю-ди, которые на собственном опыте хорошо знают ту сферу деятельности, в которой они собираются вести психологическое консультирование.
Другие статьи в литературном дневнике:
- 28.02.2012. 1
- 27.02.2012. 2
- 26.02.2012. 3
- 25.02.2012. 4
- 24.02.2012. 5
- 23.02.2012. 6
- 22.02.2012. 7
- 21.02.2012. 8
- 20.02.2012. 9
- 19.02.2012. 10
- 18.02.2012. 11
- 17.02.2012. 12
- 16.02.2012. 13
- 15.02.2012. 14
- 14.02.2012. 15
- 13.02.2012. 16
- 12.02.2012. 17
- 11.02.2012. 18
- 10.02.2012. 19
- 09.02.2012. 20
- 08.02.2012. 21
- 07.02.2012. 22
- 06.02.2012. 23
- 05.02.2012. 24
- 04.02.2012. 25
- 03.02.2012. 26
- 02.02.2012. 27
- 01.02.2012. 28