13
Билет № 13
1. Внимание, его виды и свойства
Внимание —направленность и сосредоточенность со¬знания на каком-либо реальном или идеальном объекте, пред¬полагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида. Внимание – важное и необходимое условие эффективности чела, прежде всего, трудовой и учебной. Функции внимания: направленность (избирательный хар-р пси деятельности, преднамеренный или непреднамеренный выбор ее объектов); сосредо-точенность, углубленность в деят, кот выполняет чел; контроль и регуляция деят-ти. Основным физиологическим механизмом внима-ния явл функционирование очага оптимального возбуждения, или доминанты. Благодаря оптимальному возбуждению в определеннойой области коры мозга создаются условия для наиб. Полного и точного отражения того, что особенно значимо в данный момент (спящая мать) и блокируется отражение того, что не имеет отношения к текущей деят-ти. Физиологическим механизмом внимания является и врожден-ный ориентировочный рефлекс («кто там?». Мозг выделяет из окружающей среды каждый новый необычный раздражитель. Функ-ционирование ОР сопровождается соответствующей настройкой анализаторов, повышением их чувствительности, а также общей активизацией деят-ти мозга. Сохранение направленного, программи-рованного действия и торможение всех р. На побочные действия осущ. в лобных долях горы ГМ. Лобные доли коры мозга связаны с со всей произвольной сознательной деят-ю, с функционированием речи. Это свид-ет о сущности внимания как способе функ-я всего сознания. Теории внимания. Ланге: внимание как рез-т двигательнго приспо-собления (именно движения приспосабливают органы чувств к усло-виям наилучшего восприятия)). Герберт, Гамильтон: внимание как рез-т ограниченности объема сознания (более интенсивные представ-ления вытесняют менее интенсивные); Миль: внимание как рез-т эмоции (зависимость внимания от интересности представления); Внимание как рез-т аппецепции. Различают три вида внимания: непроизвольное внимание – это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей (что любой раздражитель, изменяя силу своего действия, привлекает внимание; новизна раздражителя также вызывает; предметы, вызывающие в процессе познания яркий эмоциональный тон (насыщенные цвета, мелодичные звуки, прият-ные запахи), вызывают непроизвольное сосредоточение внимания. Еще большее значение для возникновения непроизвольного внимания имеют интеллектуальные, эстетические и моральные чувства. Предмет, вызвавший у человека удивление, восхищение, восторг, продолжи-тельное время приковывает его внимание. Интерес, как непосредст-венная заинтересованность чем-то происходящим и как избирательное отношение к миру, обычно связан с чувствами и выступает одной из важнейших причин длительного непроизвольного внимания к предме-там. Произвольное внимание – это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. Человек сосредоточивается не на том, что для него интересно или приятно, но на том, что должен делать. Этот вид внимания тесно связан с волей. Произвольно сосредоточиваясь на объекте, человек прилагает волевое усилие, которое поддерживает внимание в течение всего процесса деятельности. Своим происхожде-нием произвольное внимание обязано труду. Произвольное внимание возникает, когда человек ставит перед собой цель деятельности, выполнение которой требует сосредоточенности. Есть целый ряд условий, облегчающих произвольное сосредоточение внимания. Сосредоточение внимания на умственной деятельности облегчается, если в познание включено практическое действие. Например, легче удержать внимание на содержании научной книги, когда чтение сопровождается конспектированием. Важным условием поддержания внимания является психическое состояние человека. Утомленному человеку очень трудно сосредоточиться. Постпроизвольное внимание – целенаправленность, но отсутствие волевых усилий (интересное дело). Свойства внимания: Объем внимания измеряется тем количе-ством объектов, которые воспринимаются одновременно. Концентра-ция внимания есть степень сосредоточения сознания на объекте (объектах). Чем меньше круг объектов внимания, чем меньше участок воспринимаемой формы, тем концентрированнее внимание. Распреде-ление внимания выражается в умении одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процесса-ми, объектами. Устойчивость внимания не означает сосредоточенно-сти сознания в течение всего времени на конкретном предмете или его отдельной части, стороне. Под устойчивостью понимается общая направленность внимания в процессе деятельности. На устойчивость внимания значительное влияние оказывает интерес. Свойством, проти-воположным устойчивости, является отвлекаемость. Физиологиче-ское объяснение отвлекаемости – это или внешнее торможение, вы-званное посторонними раздражителями, или продолжительное дейст-вие одного и того же раздражителя. Переключение внимания состоит в перестройке внимания, в переносе его с одного объекта на другой. Различают переключение внимания преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное). Преднамеренное переключение внимания происходит при изменении характера деятельности, при постановке новых задач в условиях применения новых способов действий. Преднамеренное переключение внимания сопровождается участием волевых усилий человека. Рассеянность — неспособность человека сосре¬доточиться на чем-либо определенном в течение длительно¬го времени. Мнимая рассеянность — результат большой со¬средоточенности и узости внимания. Иногда ее называют «профессорской», так как она нередко встречается у людей этой категории. Внимание ученого может быть настолько сконцентрировано на занимающей его проблеме, что он не слышит обращенных к нему вопросов, отвечает невпопад. Человек, страдающий подлинной рассеянностью, с трудом устанавливает и удерживает произвольное вни¬мание на каком-либо объекте или действии. Для этого ему требуется значительно больше волевых усилий, чем человеку не рассеянному. Произвольное внимание рассеянного чело¬века неустойчиво, легко отвлекаемо.Методы: таблица Шульте, Корректрурная проба; счет Крепелина…
2. Характер подростка и типы акцентуации личности
Подростковый возраст (от 11 до 15 лет) связан с перестройкой организма ребенка — половым созреванием. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие — позже, пубертатный кризис может возникнуть и в 11, и в 13 лет. Начинаясь с кризиса, весь период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых. Поэтому подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом. Подростковый возраст — трудный период полового созревания и психологического взросления ребенка. В самосознании происхо¬дят значительные изменения: появляется чувство взрослости — ощущение себя взрослым человеком, центральное новообразова¬ние младшего подросткового возраста. Возникает страстное жела¬ние если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. От¬стаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. Кроме стремления к эмансипации, подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущей дея¬тельностью в этот период становится интимно-личностное обще¬ние. Появляются подростковая дружба и объединение в нефор¬мальные группы. Возникают и яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения. Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки: подростки стремятся во всем походить на сверстников и пытаются выделиться в группе, хотят заслужить уважение и бра¬вируют недостатками, требуют верности и меняют друзей. Благо¬даря интенсивному интеллектуальному развитию появляется склонность к самоанализу; впервые становится возможным само¬воспитание. У подростка складываются разнообразные образы «Я», первоначально изменчивые, подверженные внешним влия¬ниям. К концу периода они интегрируются в единое целое, об¬разуя на границе ранней юности «Я-конпепцию», которую можно считать центральным новообразованием всего периода. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию,— это самопознание, самовы¬ражение и самоутверждение. Характер в узком смысле слова опре-деляется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реаги-рования. Важной особенностью характера является тесная связь его с теми психологическими свойствами личности, которые в совокупности составляют предмет психологии индивидуальных различий. Прежде всего следует отметить тесную связь характера с темпераментом. Как характер, так и темперамент зависит от физиологических особенностей личности, от типов высшей нервной деятельности. Если темперамент является в основном прижизненным образованием, закреплен генети-чески, то характер формируется на протяжении всей жизни человека. Гораздо важнее глубже понять различия между характером и лично-стью (в узком смысле). Черты характера отражают то, как дейст-вует человек, а черты личности – то, ради чего он действует. Общая логика развития всех волевых качеств может быть выражена следующим образом: от умения управлять собой, концентрировать усилия, выдерживать и выносить большие нагрузки до способности управлять деятельностью, добиваться в ней высоких результатов. Соответственно этой логике совершенствуются приемы развития волевых качеств. Вначале подросток просто вос¬хищается ими у других людей, по-хорошему завидует тем, кто обладает этими качествами (10—11 лет). Затем подросток заявляет о желании иметь такие качества у себя (11—12 лет) и, наконец, приступает к их самовоспитанию (12—13 лет). Наиболее активным периодом волевого самовоспитания у подростков считается возраст от 13 до 14 лет. В подростковом возрасте происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношения к людям, оценки этих людей и самооценку. Типы акцентуация личности по Леонгарду. Согласно теории «акцентуиро-ванных личностей» существуют черты личности, которые сами по себе еще не являются патологическими, однако могут при определенных условиях развиваться в положительном или отрицательном направле-нии. Черты эти являются как бы заострением некоторых присущих каждому человеку индивидуальных свойств. У психопатов эти черты достигают особо большой выраженности. Выделяют десять основных типов акцентуации (классификация Леонгарда). 1. Гипертимный — личности со склонностью к повышенному настроению. 2. Застреваю-щие — со склонностью к «застреванию аффекта» и бредовым реакци-ям. 3. Эмотивные, аффективно лабильные. 4. Педантичные, с преобла-данием черт ригидности, педантизма. 5. Тревожные. 6. Циклотимные, со склонностью к депрессивному реагированию. 7. Демонстративные, с истерическими чертами характера. 8. Возбудимые, со склонностью к повышенной, импульсивной реактивности в сфере влечений. 9. Дисти-мичные, с наклонностью к расстройствам настроения. 10. Экзальтиро-ванные, склонные к аффективной экзальтации. Все эти группы «ак-центуированных личностей» объединяются по принципу акцентуации свойств характера или темперамента. К акцентуации свойств харак-тера относятся: § демонстративность (в патологии: психопатия исте-рического круга); § педантичность (в патологии: ананкастическая психопатия); § возбудимость (в патологии: эпилептоидные психопа-ты); § застревание (в патологии: паранояльные психопаты). Остальные виды акцентуации относятся к особенностям темперамента и отражают темп и глубину эффективных реакций. Акцентуации по Шмишеку. 1. Гипертимностъ. Люди, склонные к повышенному настроению, оптимисты, быстро переключаются с одного дела на другое, не дово-дят начатого до конца, недисциплинированные, легко попадают под влияние неблагополучных компаний. Подростки склонны к приключе-ниям, романтике. Не терпят власти над собой, не любят, когда их опекают. Тенденция к доминированию, лидированию. Чрезмерно повышенное настроение может приводить к неадекватности поведения — «патологический счастливчик». В патологии — невроз навязчивых состояний. 2. Застревание — склонность к «застреванию аффекта», к бредовым реакциям. Люди педантичные, злопамятные, долго помнят обиды, сердятся, обижаются. Нередко на этой почве могут появиться навязчивые идеи. Сильно одержимы одной идеей. Слишком устрем-ленные, «упертые в одно», «зашкаленные». В эмоциональном отноше-нии ригидны. Иногда могут давать аффективные вспышки, могут проявлять агрессию. В патологии — паранояльный психопат. 3. Эмо-тивность. Люди, у которых преувеличенно проявляется эмоциональ-ная чувствительность, резко меняется настроение по незначительному для окружающих поводу. От настроения зависит все: и работоспособ-ность, и самочувствие. Тонко организована эмоциональная сфера: способны глубоко чувствовать и переживать. Склонны к добрым отношениям с окружающими. В любви ранимы, как никто другой. Крайне болезненно воспринимают грубость, хамство, приходят в отчаяние, депрессию, если происходит разрыв или ухудшение отноше-ний с близкими людьми. 4. Педантичность. Преобладание черт ригидности и педантизма. Люди ригидны, им трудно переключаться с одной эмоции на другую. Любят, чтобы все было на своих местах, чтобы люди четко оформляли свои мысли — крайний педантизм. Идея порядка и аккуратности становится главным смыслом жизни. Периоды злобно-тоскливого настроения, все их раздражает. В патологии — эпилептоидная психопатия. Могут проявлять агрессию. 5. Тревож-ность. Люди меланхолического (либо холерического) склада с очень высоким уровнем конституционной тревожности, не уверены в себе. Недооценивают, преуменьшают свои способности. Пугаются ответст-венности, опасаются всевозможных неприятностей для себя и своих родных, не могут унять свои страхи и тревогу, «притягивая» к себе и близким реализацию своих страхов и опасений. 6. Циклотимность. Резкие перепады настроения. Хорошее настроение коротко, плохое длительно. При депрессии ведут себя как тревожные, быстро утомля-ются, приходят в отчаяние от неприятностей, вплоть до попыток самоубийства. При хорошем ьшстроении ведут себя как гипертимные. 7. Демонстративность. В патологии — психопатия истерического типа. Люди, у которых сильно выражен эгоцентризм, стремление быть постоянно в центре внимания («пусть ненавидят, лишь бы не были равнодушными»). Таких людей много среди артистов. Если нет спо-собностей, чтобы выделиться, тогда они привлекают внимание антисо-циальными поступками. Патологическая лживость — чтобы приукра-сить свою особу. Склонны носить яркую, экстравагантную одежду — могут быть определены чисто внешне. 8. Возбудимость, Склонность к повышенной импульсивной реактивности в сфере влечения. В патоло-гии — эпилептоидная психопатия. 9. Дистимичность. Склонность к расстройствам настроения. Противоположность гипертимности. Настроение пониженное, пессимизм, мрачный взгляд на вещи, утом-ляемость. Быстро истощается в контактах и предпочитает одиночество. 10. Экзальтированность. Склонность к аффективной экзальтации (близко к демонстративности, но там из-за характера). 14-16 лет — переходный период между подростковым и юношеским возрастом. В этом возрасте развивается самосознание, усиливается значимость собственных ценностей, хотя дети еще во многом подвержены внешним влияниям. Часто юность считают бурной, объединяя ее в один период с подростко¬вым возрастом. Поиски смысла жизни, своего места в этом мире могут стать особенно напряженными. Возникают новые потреб¬ности интеллектуального и социального порядка, иногда — внутрен¬ние конфликты и трудности в отношениях с окружающими.
3. Проблема переноса и контрпереноса в консультировании
Перенос является составной частью консультативного (терапевти-ческого) контакта. Данный психологический феномен присутствует в любых межличностных отношениях, однако в консультативном кон-такте он намного интенсивнее вследствие природы самого контакта. Консультант заведомо обладает авторитетом, мало говорит о себе и остается анонимным, поскольку к нему обращаются за помощью. Этим облегчается возникновение переноса. Возможны два основных опреде-ления переноса. Согласно классическому психоаналитическому опре-делению, перенос - это оживление комплекса Эдипа в терапевтиче-ской ситуации. Реакция на терапевта такова, словно он — участник ранних эдиповых отношений клиента, т.е. представляет собой отца или мать. Считая перенос универсальным феноменом консультативного контакта, его можно определить как повторение в отношениях с консультантом чувств и установок, привычных в прошлом со значимыми людьми (прежде всего — родителями). В консультиро-вании и психотерапии переносу свойственны такие черты: 1) Перенос всегда ошибочен в том смысле, что клиент представляет консультанта в ложном свете, важно отличать реалистичные реакции от реакций переноса. 2)Перенос бывает положительным и отрицательным. 4)Перенос — бессознательный процесс. 5)Перенос чаще возникает в сферах, где имеются неразрешенные детские конфликты со значимыми личностями.
В психотерапии и консультировании ценность переноса весьма ве-лика. Он позволяет проникнуть в прошлое клиента и увидеть, каким образом ранний опыт, связанный со значимыми личностями (родители, близкие), модифицирует реакции настоящего. Консультант, будучи объектом переноса, интерпретирует проекции и предоставляет клиенту возможность взглянуть на свое поведение в ракурсе причинности, чтобы избавиться от травм и фантазий прошлого. Такая работа придает консультированию характер "коррекции эмоционального опыта".
Положительному переносу всегда присуща определенная, чаще все-го временная идеализация консультанта с эротическим оттенком при условиях разнополости и гетеросексуальности клиента. Эротическая установка в отношении консультанта нередко выражается косвенно — паузами молчания, жалобами, что нечего сказать и голова совсем пустая; манипулятивными движениями, если консультант не пришел или опаздывает, забыванием уплатить за консультацию, интересом к личной жизни консультанта; конкуренцией с другими клиентами из-за консультанта; постоянным цитированием его высказываний и т.п. Подарки тоже служат формой выражения чувств к консультанту. Контрперенос - столь же универсальное явление в психологическом консультировании и психотерапии, как и перенос. Независимо от зрелости личности консультанта он — человек и непременно имеет неразрешенные внутренние конфликты. Болезненные темы и порож-дают контрперенос, если клиент невольно их затрагивает. Тотальное определение охватывает все эмоциональные реакции консультанта на клиента. К контрпереносу тогда относятся и совершенно естественные реакции консультанта, не связанные с его внутренними конфликтами. Классическое определение характеризует контрперенос как ответную реакцию на перенос клиента. Промежуточное определение обрисовы-вает контрперенос как проецирование консультантом своих проблем на предоставленный клиентом материал, как связанный с переносом, так и не связанный с ним.
Наиболее часто встречаются следующие причины контрпереноса:
1. Стремление консультанта понравиться клиентам, быть приня-тым ими и хорошо оцененным.
2. Боязнь консультанта, что клиенты могут о нем плохо поду-мать, не прийти на встречу и т.п.
3. Эротические и сексуальные чувства консультанта по отноше-нию к клиентам, сексуальные фантазии, связанные с клиентами.
4. Чрезмерная реакция на клиентов, провоцирующих у консуль-танта чувства, обусловленные его внутренними конфликтами.
5. Стремление занимать пророческую позицию и давать клиен-там навязчивые советы, как им следует жить.
Проявляется ли контрперенос в форме внешнего поведения (некон-тролируемый и плохо осознаваемый контрперенос препятствует объективности консультанта) или представляет собой только пережи-вания консультанта (помогает консультанту лучше понять, какое влияние поведение клиента оказывает на него и на других людей).
Другие статьи в литературном дневнике:
- 28.02.2012. 1
- 27.02.2012. 2
- 26.02.2012. 3
- 25.02.2012. 4
- 24.02.2012. 5
- 23.02.2012. 6
- 22.02.2012. 7
- 21.02.2012. 8
- 20.02.2012. 9
- 19.02.2012. 10
- 18.02.2012. 11
- 17.02.2012. 12
- 16.02.2012. 13
- 15.02.2012. 14
- 14.02.2012. 15
- 13.02.2012. 16
- 12.02.2012. 17
- 11.02.2012. 18
- 10.02.2012. 19
- 09.02.2012. 20
- 08.02.2012. 21
- 07.02.2012. 22
- 06.02.2012. 23
- 05.02.2012. 24
- 04.02.2012. 25
- 03.02.2012. 26
- 02.02.2012. 27
- 01.02.2012. 28