9
1. Понятия умений, навыков и привычек. Виды человеческой дея-тельности
Сравнительный анализ жизнедеятельности чела и животного.
1. Деятельность жи¬вотного возможна лишь по отношению к предмету, жизненной биологической потребности. В связи с этим и возможности психического отражения животными окружающей среды также являются ограниченными, так как включают лишь свойства предметов, связанные с удовлетворением их биологических потребностей. Поэтому у животных в противоположность человеку не .существует устойчивого объ¬ективно предметного отражения действительности.
2. Отношения живо¬тных к себе подобным не отличаются от их отношения к дру¬гим внешним объектам, что связано с фактом отсутствия у животных общества. Некоторые авторы рассматривают в качестве общественных животных пчел и му¬равьев, обращая внимание, что у этих животных существует разделение труда. В действительности настоящего разделения труда у них не су¬ществует: хотя отдельные особи выполняют в сообще¬стве различные функции, в основе этого различия лежат биологические факторы, а не объективные условия.
3. Отсутствие у животынх речи. Человеческая речь имеет объективное содержание, человек реагирует на смысл сказанного. Для животного же голос сородича имеет лишь определенный биоло¬гический смысл. Например, у птиц, живущих стаями, су¬ществуют специфические крики, предупреждающие стаю об опасности. Эти крики воспроизводятся птицей всякий раз, ког¬да она чем-нибудь напугана. При этом совершенно безразлич¬но, что действует в данном случае на птицу: один и тот же крик сигнализирует и о появлении человека, и о появлении хищного животного и просто о каком-нибудь необычном шуме.
4. Возникновение сознания человека представляет собой начало нового, высшего этапа раз¬вития психики. Сознательное отражение, в отличие от психи¬ческого отражения, свойственного животным, — это отраже¬ние предметной действительности. Впервые оно возникает у чело¬века в процессе становления труда и общественных отноше¬ний. Отличия сознательной деятельности человека сводятся к трем основным чертам: - сознательная деятельность человека не обязательно связана с биологическими мотивами (например, героизм). - в отличие от поведения животно¬го она необязательно определяется наглядными впечатлениями от среды. - подавляющее большинство знаний и умений человека не являет¬ся результатом его собственного опыта, а формируются путем усвоения общечеловеческого опы¬та, передающегося в обучении.
Виды деятельности. Деятельность людей многообразна, но при этом ее можно свести к трем основным видам: учебной, трудовой и игровой. Ино-гда выделяют спортивную деятельность, а также общение как своеобраз-ный вид деятельности. Основные три вида деятельности отличаются друг от друга как по результатам, так и по мотивации, а также по организации. Труд, основной вид деятельности, имеет результатом создание обществен-но полезного продукта. Труд, в котором проявляется нечто новое приобре-тает творческий характер. Творческой деятельностью называется деятель-ность, дающая новый, оригинальный продукт высокой общественной зна-чимости. Творческая деятельность, конечно, требует наличия способно-стей, знаний и огромного интереса к делу. Кроме этого, творческая дея-тельность требует развитого воображения. Учение лишь подготовитель-ный этап к будущей трудовой деятельности, оно дает полезный продукт лишь на определенной стадии обучения. Игра, разумеется, не дает обще-ственно значимого продукта. Различны и мотивы этих видов деятельно-сти: мотивом труда и учения является прежде всего осознание обществен-ного долга, игра мотивирована интересом. Существенны различия и в ор-ганизации этих видов деятельности - труд и учение, как правило, осущест-вляются в специально организованной форме, в определенное время и в определенном месте. Игра связана со свободной организацией. Человеку почти в любом возрасте свойственны все три вида деятельности, но в раз-ные периоды жизни они имеют разное значение.
Навыки, знания, умения. Процесс осуществления деятельности пред-полагает использование человеком определенных средств в виде всевоз-можных приспособлений, инструментов, орудий (циркуль, кисть, компью-тер, слово, сказанное врачом пациенту или учителем ученику). При ис-пользовании тех или иных инструментов человек продуманно или автома-тически опирается на имеющиеся у него представления о том, как дейст-вовать с ними, применять их. Каждое такое представление может рассмат-риваться как внутренняя образующая действий, совершаемых во внешнем плане. Совокупность таких внутренних образующих характеризует то, что может быть названо инструментальной основой активности. Другим именем для обозначения инструментальной основы активности является часто используемое в последнее время слово «компетентность»; а это понятие, в свою очередь, в большинстве работ педагогической ориентации раскрывается как знания, умения, навыки. Знания в этом ряду не сводятся просто к сведениям о мире, они выступают здесь в своем функциональном аспекте как предназначенные для чего-то, служащие чему-то. Тот же, по существу, смысл придается термину «функциональная грамотность», что означает способность людей ориентироваться в системе социальных от-ношений, действовать по обстоятельствам во всевозможных жизненных ситуациях. Знания как часть инструментальной основы активности тесно взаимосвязаны с навыками. Навыки – это освоенные до степени автома-тизма способы употребления определенных средств деятельности – внеш-них орудий или органов собственного тела, выступающих проводниками активности. Такие автоматизированные элементы действования встреча-ются в любой сфере деятельности, ставшей для человека привычной (шаб-лонно воспроизводимые операции в трудовой, учебной, бытовой, спор-тивной, художественной деятельности). Но автоматизации подвергается при этом не вся деятельность, а лишь отдельные ее элементы, некоторые способы употребления средств деятельности. Так, автоматизируется со-блюдение орфографических правил, способы написания и соединения букв в слове, но сам процесс письма остается целенаправленным, предна-меренным действием. На основе знаний и навыков складывается фонд умений человека. К умениям относится освоенная человеком система приемов сознательного построения результативного действия. «Знать» что-либо еще не значит «уметь»: необходимо владеть способами превра-щения информации о каком-либо предмете в управляющие воздействия-команды. В отличие от навыков, каждый из которых образован серией ав-томатически следующих друг за другом команд, обусловленных знаниями человека, умения проявляются в осознанном использовании человеком определенных команд. В результате этих команд нередко извлекаются весьма сложные навыки, комбинация которых ведет к достижению цели. В отличие от навыков, проявляющихся в уже знакомых человеку ситуациях, умениям соответствует более широкий класс ситуаций. Например, человек может проявлять свои умения в новых обстоятельствах деятельности.
Трудкак фактор формирования личности. В отличие от животного человек не только упот¬ребляет, но и изготавливает орудия. Работа над изготовлением орудия требует вместе со знанием выполняемой операции и зна¬ния о будущем применении орудия. Работа над изготовлением орудия может быть названа первым про¬явлением сознания, другими словами — первой формой созна¬тельной деятельности.
2. Интеллектуальное развитие в юности
Юность - время реального перехода к настоящей взрослости. На этот возрастной период приходится ряд новообразований в структуре лично-сти – в нравственной сфере, мировоззренческой, существенно изменя-ются особенности общения со взрослыми и сверстниками.Варианты развития. 1. Некоторые старшеклассники плавно и постепенно продви¬гаются к переломному моменту в своей жизни, а затем относи¬тельно легко включаются в новую систему отношений. Их жизнь остается спокойной и упорядоченной, они больше интересуются общепринятыми ценностями, в большей степени ориентируются на оценку окружающих, опираются на ав¬торитет. У них, как правило, хорошие отношения с родителями, а учителям они практически не доставляют хлопот.Тем не менее, при таком благополучном протекании ранней юности существуют и некоторые минусы в личностном развитии. Дети менее самостоятельны, более пассивны, более по¬верхностны в своих привязанностях и увлечениях. 2. К полноценному становлению личности приводят поиски и сомнения, характерные для юношеского возраста. Те, кто про¬шел через них, обычно в большей мере независимы, творчески от¬носятся к делу, обладают более гибким мышлением, позволяющим принимать самостоятельные решения в сложных ситуациях, — по сравнению с теми, у кого процесс формирования личности прохо¬дил в это время легко.3. Третий вариант развития - это быстрые, скачкообразные изменения, которые, благодаря высоко¬му уровню саморегуляции, хорошо контролируются, не вызывая резких эмоциональных срывов. Дети рано определяют свои жиз¬ненные цели и настойчиво стремятся к их достижению. Однако при высокой произвольности, самодисциплине у них слабее разви¬ты рефлексия и эмоциональная сфера. 4. Четвертый вариант развития связан с особенно мучительными поисками своего пути. Недостаточное развитие ре¬флексии, отсутствие глубокого самопознания здесь не компенси¬руется высокой произвольностью. Дети импульсивны, непоследо¬вательны в поступках и отношениях, недостаточно ответственны. Такие дети не уве¬рены в себе и себя плохо понимают. Часто они отвергают ценности родителей, но вместо этого не в состоянии предложить ничего своего. Вступив во взрослую жизнь, они еще долго не обретают устойчивого положения. В старших классах школы развитие познавательных процессов детей дос-тигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к вы-полнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая са-мые сложные. К старшему школьному возрасту происходит усвоение многих научных понятий, совершенствование умения пользоваться ими, рассуждать логически и абстрактно. Это означает сформированность тео-ретического или словесно-логического мышления. Одновременно наблю-дается интеллектуализация всех остальных познавательных процессов. Старшие школьники уже могут мыслить логически, заниматься теорети-ческими рассуждениями и самоанализом. Они относительно свободно размышляют на нравственные, политические и другие темы, практически не доступные интеллекту младшего школьника. У старшеклассников от-мечается способность делать общие выводы на основе частных посылок и, напротив, переходить к частным умозаключениям на базе общих посылок, т. е. способность к индукции и дедукции. Старший школьный возраст ха-рактеризуется продолжающимся развитием общих и специальных способ-ностей детей на базе ведущих видов деятельности: учения, общения и труда. Значительный прирост предметных знаний создает хорошую базу для последующего развития умений и навыков в тех видах деятельности, где эти знания практически необходимы. Ранний юношеский возраст яв-ляются достаточно сензитивными для развития всего комплекса разнооб-разных способностей, и их практическое использование влияет на инди-видуальные различия, которые к концу этого возраста увеличиваются.
3. Основные направления психологического консультирования и их характеристика
Важность теории в психологическом консультировании, как и в дру-гих областях психологической практики, трудно переоценить. Можно ска-зать, что попытка квалифицированно помочь другому человеку в разреше-нии его проблем без опоры на систему теоретических воззрений, подобна полету без ориентиров. Такой "летчик" в консультировании не только не эффективен, но иногда и опасен. В психологическом консультировании роль карты выполняет теория личности, открывающая широкую перспек-тиву понимания проблем клиента и указывающая эффективные методы их разрешения. Теория помогает консультанту формулировать динамичные гипотезы, разъясняющие клиенту проблемы, и позволяет чувствовать себя в безопасности при столкновении с хаотичным, дезорганизованным внут-ренним миром некоторых клиентов. Консультант, не усвоивший теорети-ческие основы своей профессии, не ознакомившийся с исследованиями, выполненными в данной области, не сможет ничего сделать для клиента, кроме применения частной техники.
Каждая теория выполняет четыре основные функции: обобщает на-копленную информацию; делает более понятными сложные явления; предсказывает последствия разных обстоятельств; способствует поиску новых фактов. Эти функции вполне подходят к любой теории, лежащей в основе консультативной практики. Теория помогает консультанту обоб-щить опыт работы с самыми разными клиентами, понять природу боль-шинства их проблем и формы проявления конфликтов, способствует эф-фективному применению конкретных методов. Благодаря теоретической подготовке консультант может выдвигать гипотезы в своей практической работе и предвидеть результаты консультирования. Каждый консультант на основе практики "конструирует" свою теорию, которая чаще всего опи-рается на уже известные теоретические парадигмы, или ориентации (пси-хоаналитическую, поведенческо-когнитивную, экзистенциально-гуманистическую). С накоплением опыта постоянно происходит коррек-тировка, расширение, укрепление теоретической базы. От чего зависит выбор той или иной теоретической ориентации? Прежде всего его опреде-ляет точка зрения консультанта на природу человека. От нее зависит ха-рактер ответов на принципиальные вопросы: что есть человек? какие вро-жденные тенденции ему свойственны? свободен ли выбор человека при любых обстоятельствах или же определяется наследственностью и собы-тиями прошлого? существуют ли предпосылки изменения человека и как он может изменяться? Ответы на эти вопросы определяют, как консуль-тант понимает структуру личности, детерминацию поведения, генезис па-тологии, перспективу нормального развития.
Психоаналитическое направление Сущность человека определяется психической энер-гией сексуальной природы и опытом раннего детст-ва. Основу структуры личности составляют три ин-станции: ид, эго и суперэго. Поведение мотивирует-ся агрессивными и сексуальными побуждениями. Патология возникает из-за вытесненных в детском возрасте конфликтов. Нормальное развитие основы-вается на своевременном чередовании стадий сексу-ального развития и интеграции
Адлерианское на-правление Акцентируется позитивная природа человека. Каж-дый человек в раннем детстве формирует уникаль-ный стиль жизни, человек творит свою судьбу. По-ведение человека мотивируется стремлением к дос-тижению целей и социальным интересом. Жизнен-ные трудности способствуют формированию небла-гоприятного стиля жизни. Нормальное развитие личности предполагает адекватные жизненные цели
Терапия поведения Человек — продукт среды и одновременно ее тво-рец. Поведение формируется в процессе обучения. Нормальному поведению обучают посредством под-крепления и имитации. Проблемы возникают в ре-зультате плохого обучения
Рационально-эмоциональная те-рапия (A. Ellis) Человек рождается со склонностью к рационально-му мышлению, но одновременно и со склонностью к паралогичности. Он может становиться жертвой ир-рациональных идей. Жизненные проблемы возни-кают из-за ошибочных убеждений. В основе нор-мального поведения лежат рациональное мышление и своевременная коррекция принимаемых решений
Ориентированная на клиента терапия (С. Rogers) Акцентируется позитивная природа человека — свойственное ему врожденное стремление к само-реализации. Проблемы возникают при вытеснении некоторых чувств из поля сознания и искажении оценки опыта. Основу психического здоровья со-ставляют соответствие идеального Я реальному Я, достигаемое реализацией потенциала собственной личности, и стремление к самопознанию, уверенно-сти в себе, спонтанности
Экзистенциальная терапия Основное внимание уделяется способности человека познавать свой внутренний мир, свободно выбирать свою судьбу, ответственности и экзистенциальной тревоге как основному мотивирующему фактору, поиску уникального смысла в бессмысленном мире, одиночеству и отношениям с другими, временности жизни и проблеме смерти. Нормальное развитие личности основывается на уникальности каждого индивида.
Каждый консультант волен выбрать ту или иную концепцию как ос-нову практики в зависимости от особенностей своей личности, мировоз-зрения, теоретико-психологических симпатий. Одновременно подчеркнем неправильность утверждений об истинности постулатов какой-либо един-ственной психотерапевтической школы вопреки другим школам. Резуль-таты многочисленных исследований показывают, что в практике при ори-ентации на любое направление можно добиться сходной эффективности консультирования, Решающее значение имеет не столько сама теория, сколько зрелость личности консультанта и его профессиональная подго-товка, подразумевающая высокую интеграцию теоретических познаний и практических навыков.
В настоящее время в мире распространяется эклектичное консульти-рование, представляющее собой попытку интеграции лучших сторон раз-личных школ. Конечно, имеется в виду не набор разных теоретических принципов, воззрений или накопление методов и методик, доказавших практическую эффективность независимо от контекста возможного при-менения. Эклектичное консультирование опирается на системную инте-грацию нескольких теоретических подходов в стремлении найти единое начало и проверить, как новая система "работает" на практике. Можно сказать, что создание эклектического подхода в консультировании — это итог всей профессиональной деятельности. Большинство специалистов, продолжительное время работающих в области психологического кон-сультирования и психотерапии, создают собственную теоретическую сис-тему, обычно эклектичную, наиболее соответствующую личности и миро-воззрению каждого из них.
Другие статьи в литературном дневнике:
- 28.02.2012. 1
- 27.02.2012. 2
- 26.02.2012. 3
- 25.02.2012. 4
- 24.02.2012. 5
- 23.02.2012. 6
- 22.02.2012. 7
- 21.02.2012. 8
- 20.02.2012. 9
- 19.02.2012. 10
- 18.02.2012. 11
- 17.02.2012. 12
- 16.02.2012. 13
- 15.02.2012. 14
- 14.02.2012. 15
- 13.02.2012. 16
- 12.02.2012. 17
- 11.02.2012. 18
- 10.02.2012. 19
- 09.02.2012. 20
- 08.02.2012. 21
- 07.02.2012. 22
- 06.02.2012. 23
- 05.02.2012. 24
- 04.02.2012. 25
- 03.02.2012. 26
- 02.02.2012. 27
- 01.02.2012. 28