4
1. Понятие психики. Развитие психики в онтогенезе
Этимологически слово "психика" (греч. душа) имеет двойственное значение. Одно значение несет смысловую нагрузку сущности какой-либо вещи. Психика – это сущность, где многообразие природы собирается к своему единству, это виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его связях и отношениях. Психическое отражение не является зеркальным, механически пас-сивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с по-иском, выбором, в психическом отражении поступающая информация подверга-ется специфической обработке, т.е. психическое отражение – это активное отра-жение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъектив-ное избирательное отражение объективного мира, так как принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей. Психика – это "субъективный образ объективного мира". Психические явле-ния соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, а с организо-ванными совокупностями таких процессов, т.е. психика -это системное качест-во мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность. Таким образом, специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируются у человека только прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предше-ствующими поколениями. Таким образом, психика человека включает в себя по меньшей мере три составляющих: внешний мир, природу, ее отражение- полно-ценную деятельность мозга – взаимодействие с людьми, активную передачу новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей. Особенности психического отражения: оно дает возможность правильно отра-жать окружающую действительность, причем правильность отражения подтвер-ждается практикой; сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека; психическое отражение углубляется и совершенствуется; обеспечивает целесообразность поведения и деятельности; преломляется через индивидуальность человека; носит опережающий характер. Структура психики человека: 1) психические процессы обеспечивают формирование знаний и пер-вичную регуляцию поведения и деятельности человека (познаватель-ные:ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображе-ние); эмоциональные (активные и пассивные переживания); волевые (решение, исполнение, волевое усилие)2) психические состояния возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воз-действий, 3) психические свойства - высшие и устойчивые регуляторы психиче-ской деятельности (-жизненная позиция личности (систему потребностей, инте-ресов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активно-сти человека); - темперамент (систему природных свойств личности – подвиж-ность, уравновешенность поведения и тонус активности, – характеризующую ди-намическую сторону поведения); - способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности) и, наконец, - характер как систему отношений и способов поведения. Теории возникновения психики: - антропопсихизм (возникновение психики связывают с появлением человека, психика существует только у человека) - пан-психизм, т.е. о всеобщая одухотворенность приро-ды; - биопсихизм (психика признается свойством не всякой материи вообще, а только живой материи); - нейропсихизм (психика - свойство только таких организмов, которые имеют нервную систему). Свойство коацерватов ()белковых молекул) реагировать на воздействия, входящие в процесс обмена веществ, оставляя без ответа индиффе-рентные воздействия, называется раздражимостью и проявляется при переходе от неорганической материи к органической. Способность реагировать на ней-тральные, биологически незначимые раздражители при условии, что они сигна-лизируют о появлении жизненно важных воздействий, называется чувствитель-ностью. Появление чувствительности, согласно A.HJIeонтьеву, и может служить объективным биологическим признаком возникновения психики. Основные этапы развития психики и форм поведения в животном мире: 1) элементарной чувствительности животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира и его поведение определяется врожденными инстинктами (пита-ния, самосохранения, размножения и т. п.). 2) Стадия предметного восприятия (отражение действительности осуществляется в виде целостных образов предме-тов и животное способно обучаться, появляются индивидуально приобретенные навыки поведения). 3)стадия интеллекта характеризуется способностью живот-ного отражать межпредметные связи, отражать ситуацию в целом, в результате животное способно обходить препятствия, "изобретать" новые способы решения двухфазных задач, требующих предварительных подготовительных действий для своего решения. Интеллектуальное поведение животных не выходит за рамки биологической потребности, действует только в пределах наглядной ситуации. Психика человека –Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости, осуществления совмест-ных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни перво-бытного человека. И хотя видовые биолого-морфологические особенности чело-века устойчивы уже в течение 40 тысячелетий, развитие психики человека про-исходило в процессе трудовой деятельности. Таким образом, материальная, ду-ховная культура человечества – это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества. В процессе исторического развития обще-ства человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в высшие психические функции – специфически человеческие, общественно-исторически обусловленные формы памяти, мышле-ния, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосре-дованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций об-разует сознание человека.
2. Особенности познавательных процессов в старости
Развитие психики не завершается в период юности. Опре¬деленная динамика психиче-ского развития отмечается и в более позднее время. Поэтому в современной психологии принято выделять еще два периода: акмеологический период развития, или период взрос-лости, и период геронтогенеза. Специфику возрастного характера определяют следующие условия: физиологические; психологические (индивидуальные личностные особенности, уровень знаний, мышления); социальные (особенности условий жизни и требований об-щества, особенности взаимоотношений с окружающими). Возраст можно определять по хронологическим, биологическим или психологическим признакам. Причем не всегда обнаруживается жесткая связь между психологическим возрастом и данным метрическо-го свидетельства. Как определить хронологический возраст понятно: откройте свой пас-порт. Биологический - это состояние вашего организма. Психологический возраст отра-жает свойство личности, его психику, включает познавательные, мотивационные, эмо-циональные возможности человека.
Период геронтогенеза — это поздний период человеческой жизни. В нем приня¬то вы-делять три фазы: пожилой возраст (для мужчин — 60-74 года, для женщин — 55-74 года); старческий возраст — 75-90 лет; долгожители — 90 лет и старше. В целом данный пери-од характеризуется угасанием физических и психических функций. Отмечается снижение интенсивности углеводного, жирового и белко¬вого обмена. Уменьшается способность клеток осуществлять окислительно-вос¬становительные процессы. Снижается общая ак-тивность организма. В то же вре¬мя отмечается снижение возможностей психических функций, особенно памяти, внимания, мышления. Падает активность, перестраивается психическая деятельность, происходят сдвиги в поведенческих и эмоциональных процес-сах, снижаются умственная и физическая работоспособность, нарушается память. Чело-век эмоционально неустойчивый, восприятие нового снижено. Происходит ухудшение слуховой и зрительной чувствительности. Снижение скорости выполнения умственных действий, установка на точность.
Негативное влияние на психологию пожилого человека может оказать неблагоприят-ный социальный фон. Уже выход пожилого человека на пенсию может принять характер "пенсионной болезни". Это стресс, смена одной социальной роли на другую, для чего обязательно потребуется перестройка сознания и психологии поведения. Сильное влия-ние на психику стареющего человека обычно оказывает общественное мнение, которое навязывает весьма непривлекательный образ старости. В интеллектуальной сфере - по-являются трудности в приобретении новых знаний и представлений, в приспособлении к непредвиденным обстоятельствам. Текучий интеллект включает способности, с помо-щью которых мы научаемся чему-либо новому; к ним относятся запоминание, индуктив-ное мышление и восприятие новых связей и отношений между объектами и явлениями. Термин «текучий интеллект» — метафора. Он подразумевает, что эти базисные процессы «вливаются» во множество иных видов интеллектуальной деятельности, включая воспри-ятие, узнавание, анализ и решение различных задач. Кристаллизованный интеллект — способность, которая приходит с опытом и образованием; это общая осведомленность и объем знаний, накопленных в течение длительного времени. Мн. людям старческого воз-раста удается сохранить нормальный уровень К. с., к-рый они демонстрировали в период взрослости.
Однако следует отметить, что протекание данного периода в значительной сте¬пени оп-ределяется индивидуальными особенностями человека. Только в старости может прийти настоящая зрелость и мудрость, "осознание безусловного значения жизни перед лицом смерти". У многих людей в старости характер даже улучшается. Все мелочное неважное отпадает, на передний план выходит главное, "вечное". Человек начинает порой смотреть на мир и на жизнь как бы "с птичьего полета", с некоторым равнодушием и снисходи-тельностью, наблюдая за хлопотами, стремительностью и неистовством людей молодого возраста. Иногда даже появляется ощущение бренности происходящего, пробуждаются размышления о смысле жизни, возрастает интерес к философским обобщениям. Сенека говорил: "И старость полна наслаждений, если только уметь ею пользоваться". На позд-нем этапе онтогенеза роль личности, ее социального статуса, ее включенности в систему об¬щественных связей особенно велика для сохранения трудоспособности человека. Осо-бое значение для противостояния инволюции человека имеет его творчество. Сегодня мы знаем много примеров выдающихся ученых и деятелей искусств, ко¬торые очень долго сохраняли трудовую и творческую активность. Так, И. П. Пав¬лов создал «Двадцатилет-ний опыт» в 73 года, а «Лекции о работе больших полуша¬рий головного мозга» — в 77 лет. Л. Н. Толстой написал «Воскресение» в 71 год, а «Хаджи-Мурата» — в 76 лет. Высо-кой творческой активностью и продуктивно¬стью в поздние годы жизни отличались Ми-келанджело, О. Ренуар, Вольтер, Б. Шоу, И. В. Гёте и др. Таким образом, любой челове-ческий возраст по-своему прекрасен.
Советы долгожителей Кавказа: -старые люди, в том числе старше 90 лет, ежедневно беседуют с родственниками и ближайшими соседями, по крайней мере раз в неделю встречаются со своими друзьями. Цель общей части бесед молодежи и людей среднего возраста со стариками- получить совет по важным вопросам повседневной жизни; - ста-рики в Абхазии пользуются большим уважением, что укрепляет в них столь выраженное чувство собственного достоинства; - стремление быть здоровым, отсутствие привычки жаловаться на болезни, отсутствие интереса к болезням (известно, что самооценка воз-можностей собственной кончины является порождением депрессии или другими эмоцио-нальными осложнениями); - у стариков Абхазии нет признаков депрессии, часто являю-щейся причиной старческого маразма;- старики Абхазии не испытывают одиночества- они ежедневно чувствуют заботу со стороны родственников и соседей. Характеристика долгожителей. Все убеждены, что лучшее лекарство- любовь и забота окружающих;- многообразие интересов, желание жить полной жизнью;- это люди с особым чувством юмора, стремлением быть всегда в окружении других людей;- о стариках заботятся, это естественное проявление философии жизни;- дружелюбное и гостеприимное отношение к людям других национальностей;-долгожители склонны воспринимать все, что происхо-дит в их жизни, результатом их собственных действий, а не каких-то внешних сил; это относится к возможности преодолевать жизненные стрессы. Долгожители чаще всего являются личностями, берущими на себя ответственность за все, что с ними происходит, чувствующие себя хозяевами своей судьбы;- в Абхазии ни один старик не отозвался о старости явно и резко отрицательно. В Абхазии невозможно преступление против нее, как невозможно представить в роли преступника старика.
3. Этические принципы в работе психолога-консультанта
Консультант, как и другие профессионалы, несет этическую ответственность и имеет обязательства. Прежде всего он ответственен перед клиентом. Однако клиент и консультант находятся не в вакууме, а в системе разнообразных отно-шений, поэтому консультант ответственен и перед членами семьи клиента, перед организацией, в которой работает, вообще перед общественностью и, наконец, перед своей профессией. Такая ответственность и обусловливает особую важ-ность этических принципов в психологическом консультировании и психотера-пии. Вот почему во всех странах создаются кодексы профессиональной этики, регламентирующие профессиональную деятельность психотерапевта и консуль-танта-психолога.
1.Первое требование к консультанту предъявляется уже в начале процесса кон-сультирования. Решение клиента заключить "консультативный контракт" должно быть вполне осознанным, поэтому консультант обязан во время первой встречи предоставить клиенту максимум информации о процессе консультирования: об основных целях консультирования; о своей квалификации; об оплате за консуль-тирование; о приблизительной продолжительности консультирования: о целесо-образности консультирования; о риске временного ухудшения состояния в про-цессе консультирования; о границах конфиденциальности.
2. Консультант обязан правильно оценивать уровень и пределы своей профес-сиональной компетентности. Он не должен вселять в клиента надежду на по-мощь, которую не в силах оказать. В консультировании недопустимо применение недостаточно освоенных диагностических и терапевтических процедур. Консуль-тативные встречи с клиентами ни в коем случае нельзя использовать для испыта-ния каких-либо методов или техник консультирования. Если консультант в от-дельных случаях чувствует, что недостаточно компетентен, он обязан консульти-роваться с более опытными коллегами и совершенствоваться под их руково-дством.
3. Основной источник этических дилемм в консультировании — вопрос конфи-денциальности который, однако, нельзя возвести в абсолютный принцип. Он представляет собой лакмусовую бумажку меры ответственности консультанта перед клиентом. Консультирование невозможно, если клиент не будет доверять консультанту. Вопрос конфиденциальности следует обсудить во время первой встречи с клиентом. Уровни конфиденциальности: - 1.предел профессионально-го использования сведений о клиенте. Обязанность каждого консультанта — ис-пользовать информацию о клиенте только в профессиональных целях. Консуль-тант не вправе распространять сведения о клиенте с другими намерениями. Это касается и того факта, что некто проходит курс психокоррекции. Сведения о кли-ентах (записи консультанта, индивидуальные карточки клиентов) должны хра-ниться в недоступных для посторонних местах. - условия, при которых может быть использована полученная в процессе консультирования информация. Кли-ент вправе надеяться, что такого рода информация будет служить исключительно для его блага. Когда необходимо поделиться полученными от клиента сведения-ми с его родителями, учителями, супругом, неизбежна дилемма. О своих намере-ниях консультант обязан поставить клиента в известность. Если клиент не возра-жает, вопрос конфиденциальности из этического превращается в сугубо профес-сиональный. Чаще всего приходится говорить о ее границах. – 2. Обязательство соблюдать конфиденциальность не абсолютно, а относительно, поскольку суще-ствуют определенные условия, способные изменить такое обязательство. – 3. Конфиденциальность зависит от характера представленных клиентом сведений, тем не менее доверительность клиента несравненно строже связывает консуль-танта, нежели "секретность" событий, о которых сообщает клиент. - Материалы консультативных встреч, которые не могут причинить вред интересам клиента, не подпадают под правила конфиденциальности. - Материалы консультативных встреч, необходимые для эффективной работы консультанта, также не подпадают под правила конфиденциальности (например, возможно предоставление эксперту материалов консультирования по договоренности с клиентом). - Конфиденциаль-ность всегда основывается на праве клиента на доброе имя и сохранение тайны. Консультант обязан уважать права клиентов и в определенных случаях даже по-ступать противозаконно (например, не предоставлять информацию о клиенте правоохранительным органам, если этим не нарушаются права третьих лиц). - Конфиденциальность ограничена правом консультанта на сохранение собствен-ного достоинства и безопасности своей личности. - Конфиденциальность ограни-чена правами третьих лиц и общественности. Выяснив во время консультирова-ния, что клиент представляет для кого-то серьезную угрозу (участие клиента и других лиц в распространении наркотиков и прочих преступных действиях), кон-сультант обязан принять меры для защиты потенциальной жертвы (или жертв) и проинформировать об опасности ее саму (их), родителей, близких, правоохрани-тельные органы. Консультант также должен сообщить клиенту о своих намере-ниях. Сексуальные отношения консультантов с клиентами неприемлемы ни этически, ни профессионально, потому что представляют прямое злоупотребле-ние ролью консультанта.
Другие статьи в литературном дневнике:
- 28.02.2012. 1
- 27.02.2012. 2
- 26.02.2012. 3
- 25.02.2012. 4
- 24.02.2012. 5
- 23.02.2012. 6
- 22.02.2012. 7
- 21.02.2012. 8
- 20.02.2012. 9
- 19.02.2012. 10
- 18.02.2012. 11
- 17.02.2012. 12
- 16.02.2012. 13
- 15.02.2012. 14
- 14.02.2012. 15
- 13.02.2012. 16
- 12.02.2012. 17
- 11.02.2012. 18
- 10.02.2012. 19
- 09.02.2012. 20
- 08.02.2012. 21
- 07.02.2012. 22
- 06.02.2012. 23
- 05.02.2012. 24
- 04.02.2012. 25
- 03.02.2012. 26
- 02.02.2012. 27
- 01.02.2012. 28