5

Тер-Степонянц Антонина: литературный дневник

1. Сравнительный анализ психики человека и животных
1. Деятельность жи¬вотного возможна лишь по отношению к предмету, жизненной биологической потребности. В связи с этим и возможности психического отражения животными окружающей среды также являются ограниченными, так как включают лишь свойства предметов, связанные с удовлетворением их биологических потребностей. Поэтому у животных в противоположность человеку не .существует устойчивого объ¬ективно предметного отражения действительности.
2. Отношения живо¬тных к себе подобным не отличаются от их отношения к дру¬гим внешним объектам, что связано с фактом отсутствия у животных общества. Некоторые авторы рассматривают в качестве общественных животных пчел и му¬равьев, обращая внимание, что у этих животных существует разделение труда. В действительности настоящего разделения труда у них не су¬ществует: хотя отдельные особи выполняют в сообще¬стве различные функции, в основе этого различия лежат биологические факторы, а не объективные условия.
3. Отсутствие у животынх речи. Человеческая речь имеет объективное содержание, человек реагирует на смысл сказанного. Для животного же голос сородича имеет лишь определенный биоло¬гический смысл. Например, у птиц, живущих стаями, су¬ществуют специфические крики, предупреждающие стаю об опасности. Эти крики воспроизводятся птицей всякий раз, ког¬да она чем-нибудь напугана. При этом совершенно безразлич¬но, что действует в данном случае на птицу: один и тот же крик сигнализирует и о появлении человека, и о появлении хищного животного и просто о каком-нибудь необычном шуме.
4. Возникновение сознания человека представляет собой начало нового, высшего этапа раз¬вития психики. Сознательное отражение, в отличие от психи¬ческого отражения, свойственного животным, — это отраже¬ние предметной действительности. Впервые оно возникает у чело¬века в процессе становления труда и общественных отноше¬ний. Отличия сознательной деятельности человека сводятся к трем основным чертам: - сознательная деятельность человека не обязательно связана с биологическими мотивами (например, героизм). - в отличие от поведения животно¬го она необязательно определяется наглядными впечатлениями от среды. - подавляющее большинство знаний и умений человека не являет¬ся результатом его собственного опыта, а формируются путем усвоения общечеловеческого опы¬та, передающегося в обучении. Труд и формирование сознательной деятельности. В отличие от животного человек не только упот¬ребляет, но и изготавливает орудия. Работа над изготовлением орудия требует вместе со знанием выполняемой операции и зна¬ния о будущем применении орудия. Работа над изготовлением орудия может быть названа первым про¬явлением сознания, другими словами — первой формой созна¬тельной деятельности. Язык и сознание человека. Вторым условием, которое приводит к формированию сложно построенной сознательной деятельности человека, яв¬ляется возникновение языка. Под языком следует понимать систему кодов (символов), с помощью которых обозначают¬ся предметы внешнего мира, их качества, отноше¬ния между ними. Речевое общение является основным средством общения, благодаря кото¬рому человек сохраняет и передает информацию и усваивает опыт целых поколений других людей.
Физиологические основы психики чела. Чтобы лучше понять законы функционирования психической деятельности человека, следует ознакомиться с тем, как устроен основной орган психической деятельности — человеческий мозг — и как соотносятся с ним различные проявления психической жизни человека. Даже относительно простое произвольное движение включает целый комплекс как чувствительных (афферентных), так и двигательных (эфферентных) импуль-сов. Произвольные движения, ходьба, или такой сложный психический процесс, как чтение, осуществляются за счет совместной деятельности нервных центров, объединенных в сложную функциональную систему (П.КАнохин). Естественно, что сложная функциональная система не может быть «локализована» в опреде-ленном участке нервной системы. Локализация функций мозга (Лурия). Пер-вый блок поддерживает тонус коры, необходимый для того, чтобы процессы по-лучения и переработки информации, и про¬цессы формирования программ и кон-троля за их выполнением протекали успешно. Второй блок обеспечивает сам процесс при¬ема, переработки и хранения информации, доходящей до чело¬века из внешнего мира (от аппаратов его собственного тела). Третий блок вырабатывает программы поведения и участвует в контроле за их успешным выполнением. Все три блока размещаются в отдель¬ных аппаратах головного мозга, и лишь слажен-ная работа при¬водит к успешной организации сознательной деятельности че¬ловека.


2. Психологическая характеристика личности в старости
Специфику возрастного характера определяют следующие условия: физиоло-гические; психологические (индивидуальные личностные особенности, уровень знаний, мышления); социальные (особенности условий жизни и требований об-щества, особенности взаимоотношений с окружающими).Возраст можно опреде-лять по хронологическим, биологическим или психологическим признакам. При-чем не всегда обнаруживается жесткая связь между психологическим возрастом и данным метрического свидетельства. Как определить хронологический воз-раст понятно: откройте свой паспорт. Биологический - это состояние вашего организма. Психологический возраст отражает свойство личности, его психику, включает познавательные, мотивационные, эмоциональные возможности челове-ка. В старости психика человека изменяется. Происходит изменение структуры потребностей, дисгармоничность их проявления. Снижение сознательной регуля-ции и произвольности поведения. Падает активность, перестраивается психиче-ская деятельность, происходят сдвиги в поведенческих и эмоциональных процес-сах, снижаются умственная и физическая работоспособность, нарушается память. Человек эмоционально неустойчивый, восприятие нового снижено. Происходит ухудшение слуховой и зрительной чувствительности. Негативное влияние на психологию пожилого человека может оказать неблагоприятный социальный фон. Уже выход пожилого человека на пенсию может принять характер "пенси-онной болезни". Это стресс, смена одной социальной роли на другую, для чего обязательно потребуется перестройка сознания и психологии поведения. Из со-стояния полной активности человек как бы внезапно попадает в пустоту. Это по-рой ведет к быстрому старению, одряхлению и полной потере здоровья. Сильное влияние на психику стареющего человека обычно оказывает общественное мне-ние, которое навязывает весьма непривлекательный образ старости. Неред-ким сегодня можно назвать и такое явление, как геронтофобия, или враждебные чувства по отношению к старым людям. Он перестает заниматься спортом, так как это "уже неудобно". Таким путем сам человек ускоряет наступление физиче-ской и умственной немощи и слабости. Чаще всего называются негативные, от-рицательные характеристики, из которых мог бы получиться вот такой психоло-гический «портрет» старого человека. Снижение самооценки, неуверенность в себе, недовольство собой; опасение одиночества, беспомощности, обнищания, смерти; угрюмость, раздражительность, пессимизм; снижение интереса к новому- отсюда брюзжание, ворчливость; замыкание интересов на себе- эгоистичность, эгоцентричность, повышенное внимание к своему телу; неуверенность в зав-трашнем дне- все это делает стариков мелочными, скупыми, сверхосторожными, педантичными, консервативными, малоинициативными и т.п. Однако фундамен-тальные исследования отечественных и зарубежных ученых свидетельствуют о многообразных проявлениях положительного отношения старого человека к жизни, к людям, к себе. Основными стрессорами людей пожилого и старче-ского возраста можно считать- отсутствие четкого жизненного ритма; -сужение сферы общения;- уход от активной трудовой деятельности;- синдром «опустоше-ния гнезда»;- уход человека в себя;- ощущение дискомфорта от замкнутого про-странства и многие другие жизненные события и ситуации. Наиболее сильным стрессом является одиночество в старости. У человека нет ни родственников, сверстников, друзей. Одиночество в старости может быть связано и с отдельным проживанием от молодых членов семьи. Однако более существенными в старос-ти оказываются психологические аспекты (изоляция, самоизоляция), отражаю-щие осознание одиночества как непонимания и безразличия со стороны окру-жающих. Особенно реальным одиночество становится для человека, живущего долго. Неоднородность и сложность чувства одиночества выражается в том, что старый человек, с одной стороны, ощущает увеличивающийся разрыв с окру-жающими, боится одинокого образа жизни; с другой стороны, он стремится отго-родиться от окружающих, защитить свой мир и стабильность в нем от вторжения посторонних. Практикующие геронтологи постоянно сталкиваются с фактами, когда жалобы на одиночество исходят от старых людей, живущих вместе с род-ственниками или детьми, гораздо чаще, чем от стариков, живущих отдельно. Од-на из очень серьезных причин нарушения связей с окружающим кроется в на-рушении связей стариков с молодыми людьми.
В старости человек подводит итоги, и если воспринимает жизнь, как целост-ность, где ни убавить, ни прибавить, то он уравновешен и спокойно смотрит в будущее, так как понимает, что смерть - естественный конец жизни. Если же человек приходит к печальным выводам, что жизнь прожита зря и состояла из разочарований и ошибок, теперь уже непоправимых, то его настигает чувство бессилия. Приходит страх смерти. Страх смерти - это чисто человеческое чувст-во, такого нет ни у одного животного. Именно поэтому оно и может быть пре-одолено. Эпикур: « Смерть для человека реально не существует, он с нею « не встречается». Покуда он есть, смерти нет. Когда же она есть- его нет. Поэтому ее не стоит страшиться». Виды психологической помощи безнадежно больным людям. анималотерапия;

3. Соотношение форм оказания психологической помощи: психологическое консультирование, психотерапия и психокоррекция
Широкое внедрение психологии в практику закономерно приводит к развитию тех ее областей, которые традиционно обозначаются как методы психологического воздействия. Среди них одно из важнейших мест несомненно принадлежит психологическому кон-сультированию. Фактически в любой сфере, в которой используются психологические знания, в той или иной мере применяется консультирование как одна из форм работы. Консультирование включает в себя и профконсультирование, и педагогическое, и про-мышленное консультирование. Психологическое консультирование тесно связано, а во многом непосредственно переплетается с психодиагностикой, психокоррекцией и психотерапией. Психологическое консультирование м. определить как непосредствен-ную работу с людьми, направленную на решение различного рода психологических про-блем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа. Соответствующая форма беседы активно используется и в психокоррекционной работе, и в психотерапии. Но если консультирование ориентировано прежде всего на помощь клиенту в реоргани-зации его межличностных отношений, то психокоррекционное или психотерапевтическое воздействие ориентировано в основном на решение глубинных личностных проблем че-ловека. Термин "психотерапия" (psychotherapy) является международным и в большинст-ве стран мира однозначно используется по отношению к методам работы, осуществляе-мым профессиональными психологами. Границы между психотерапией и консультирова-нием весьма условны однако сделаем разграничения: 1. Форма обращения за помощью, в специфике жалоб и ожиданий от встречи с психологом. Клиенты психолога-консультанта обычно подчер¬кивают негативную роль других в возникновении собственных жиз¬ненных сложностей; у клиентов, ориентированных на глубинную психокоррекционную работу, локус жалоб обычно иной: их чаще беспокоит собственная неспособность контролиро-вать и регулиро¬вать свои внутренние состояния, потребности и желания. Тот факт, что ответственным за происходящее с ним человек воспринимает самого себя — шаг, тре-бующий определенного мужества, — гарантия того, что он го¬тов к более глубокому и откровенному самопознанию. Направленность локуса жалобы и готовность человека оп-ределяют и форму работы с ним. Основная задача психолога-консультанта состоит в том, чтобы помочь клиенту посмотреть на свои пробле¬мы и жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений, которые, будучи источни¬ками трудностей, обычно не осознаются и не контролируются. Основой такой формы воздействия является прежде всего измене¬ние установок клиента как на других людей, так и на различные формы взаимодействия с ними. В ходе консультативной бесе-ды клиент получает возможность шире взглянуть на ситуацию, иначе оценить свою роль в ней и в соответствии с этим новым видением изменить свое отношение к происходяще-му и свое поведение. Психотерапевтическое воздействие строится иначе. Жалобы как таковые играют незначительную роль, поскольку уже на начальных этапах работы они углубляются и переформулируются. В беседе со специалистом затрагиваются не только актуальные ситуации взаи¬моотношений клиента, но также прошлое (события далекого дет¬ства, юности), активно используются такие специфические фор¬мы психической про-дукции, как сны и ассоциации. Важная черта психотерапии — особое внимание к взаимо-отношениям между че¬ловеком, обратившимся за помощью, и профессионалом, анализ которых в терминах переноса и контрпереноса является одним из важнейших средств углубления и расширения возможностей воздей¬ствия, тогда как в консультировании по-добные вопросы практичес¬ки никогда не обсуждаются. Различна и длительность этих видов психологического воздей¬ствия. Так, если психологическое консультирование чаще бывает краткосрочным и редко превышает 5—6 встреч с клиентом, то про¬цесс психоте-рапии длится несравнимо дольше и ориентирован на десятки, а то и сотни встреч в тече-ние ряда лет. Определенные различия связаны и с типами клиентов. На при¬еме у психо-лога-консультанта можно с равной вероятностью встре¬тить практически любого человека независимо от его психического статуса, занятости, материальной обеспеченности, ин-теллектуаль¬ного потенциала и т.д., тогда как круг людей, чьи проблемы могут решаться в рамках глубинной психокоррекционной работы, более ограничен. Идеальный клиент — это нормальный невротик, с высоким уровнем развития рефлексии, способный оплачи-вать ча¬сто дорогой и длительный курс лечения, обладающий достаточным для этого ко-личеством времени и мотивацией. Различия в подготовке соответствующих специали-стов. Основные требования к психоло¬гу-консультанту, — это психологический диплом, а также специальная подготовка в области теории и прак¬тики психологического консуль-тирования (включающая работу под руководством супервизора), которая может и не быть особенно длительной. Требования к образованию специалистов по психо¬терапии вклю-чают в себя, наряду с те¬оретической психологической подготовкой и определенными ме¬дицинскими знаниями, также длительный опыт собственной психотерапии и работы под руководством опытного супервизора.
Консультирование включает не только рекомендации психолога, но и процедуру ее психологического изучения. Психодиагностика в консультировании - это процесс, по-зволяющий дать ответ на ряд стратегических вопросов: может ли консультант сам ока-зать эффективную помощь в данном конкретном случае, если да — то кто, прежде всего, является объектом помощи и предметом воздействия: ребенок, его родители, семья в це-лом; если нет — то к каким специалистам направить клиентов? В ряду тех же психодиаг-ностических задач стоит и задача выбора способа воздействия: индивидуальная работа с родителем, с супружеской парой, с семьей в целом, с ребенком и родителем, в группе детей, в группе родителей. Психологическая диагностика начинается в процессе первой встречи в консультации, когда излагаются основные жалобы и причины обращения в кон-сультацию. Основная функция первой встречи — это установление психологического контакта с клиентом и диагностическая ориентировка, позволяющая задать направление дальнейшей диагностической деятельности. По мнению Л.Б. Шнейдера в результате пер-вичной психодиагностики консультант может направить клиента к другим специалистам: психиатру, юристу, дефектологу. Он может прийти к заключению, что в помощи нужда-ется, прежде всего, сам клиент, независимо от того, на кого он жалуется. Консультант может прийти к выводу, что целесообразно на следующую встречу пригласить всю се-мью, супружескую пару или только одного из членов семьи; он может также прийти к выводу, что данный «случай» необходимо передать коллеге.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 28.02.2012. 1
  • 27.02.2012. 2
  • 26.02.2012. 3
  • 25.02.2012. 4
  • 24.02.2012. 5
  • 23.02.2012. 6
  • 22.02.2012. 7
  • 21.02.2012. 8
  • 20.02.2012. 9
  • 19.02.2012. 10
  • 18.02.2012. 11
  • 17.02.2012. 12
  • 16.02.2012. 13
  • 15.02.2012. 14
  • 14.02.2012. 15
  • 13.02.2012. 16
  • 12.02.2012. 17
  • 11.02.2012. 18
  • 10.02.2012. 19
  • 09.02.2012. 20
  • 08.02.2012. 21
  • 07.02.2012. 22
  • 06.02.2012. 23
  • 05.02.2012. 24
  • 04.02.2012. 25
  • 03.02.2012. 26
  • 02.02.2012. 27
  • 01.02.2012. 28