3

Тер-Степонянц Антонина: литературный дневник

1. Методы психологии, их классификация и сравнительная характеристика
Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Метод – душа лю-бой науки и сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они валидны и надежны. Методология – это учение о методе, определяющееся как система принципов и способов организации и по-строения теоретической и практической деят., а также учение об этой системе. Логика пси исследования: 1) подгото-вительный этап (формулировка проблемы и выдвижение гипотезы исследования; выбор наиболее адекватного метода, отраженного в конкретных методиках, и организация процедуры исследования);2) собственно исследование- эмпири-ческая проверка гипотезы при помощи подобранных методик; 3)обработка данных эспирического исследования – кол. и кач. анализ; 4) интерпретация полученных рез-в, соотнесение эмпирических данных с исходной гипотезой. Класси-фикация методов по Ананьеву: 1. Организационные методы (сравнительногенетический метод (сопоставление различных видовых групп по психологическим показателям); метод поперечных срезов (сравнение выбранных од-них и тех же психологических показателей в отличных группах испытуемых); лонгитюдный метод — метод про-дольных срезов (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени); комплексный метод (в исследовании участвуют представители различных наук, при этом, как правило, один объект изучают разны-ми средствами). Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности. 2. Эмпирические методы(наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы (лабораторный, естественный, формирую-щий);в) психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа);г) анализ продук-тов деятельности; д) биографические методы.3. Методы обработки данных (количественный метод (статистиче-ский); качественный метод (дифференциация материала по группам, анализ). 4. Интерпретационные (Генетический (выделение фаз, стадий и критических моментов становления психических новообразований в филогенезе и онтогене-зе; структурный (установление структурных взаимосвязей между изучаемыми хар-ми.) Наблюдение: самонаблюде-ние (интроспекция) и как объективное наблюдение (внешнее наблюдение). Традиционная интроспективная психоло-гия считала самонаблюдение основным методом психологии. Это было реализацией той общей позиции, согласно ко-торой психика превращалась в замкнутый в себе внутренний мир. Объективное наблюдение. В ходе объективного наблюдения экспериментатор не только спрашивает испытуемого о его внутренних побуждениях, ощущениях и пе-реживаниях, но и направляет испытуемого на то, чтобы он по заданию экспериментатора совершал соответствующее действие и таким образом обнаруживал закономерности протекания психических процессов. Наблюдение использу-ется, когда требуется минимальное вмешательство в естественное поведение, взаимоотношения людей, когда стре-мятся получить целостную картину происходящего. Наблюдение в психологии должно вестись в основном объектив-ными методами. Условия, которым должно удовлетворять наблюдение, чтобы быть научным методом: 1) Наличие ясно осознаваемой цели исследования. 2)В соответствии с целью должен быть определен план наблюдения. Наблю-дение становится методом научного познания лишь постольку, поскольку оно не ограничивается простой регистраци-ей фактов, а переходит к формулировке гипотез с тем, чтобы проверить их на новых наблюдениях. Действительно на-учно-плодотворным объективное наблюдение является в том случае, когда оно связано с установлением и проверкой гипотез. Преимущество метода объективного наблюдения в том, что оно позволяет изучать психические процессы в естественных условиях. Требования: а) определение задачи и цели (для чего? с какой целью?); б) выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?); в) выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?); г) выбор способов регистрации наблю-даемого (как вести записи?); д) обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?). Недостатки. Интересы, психологические состояния, личностные особенности наблюдателя могут влиять на результаты наблюде-ния. Длительное наблюдение приводит к усталости, адаптации к ситуации, вызывает чувство монотонности, что уве-личивает опасность неточных записей. Определенную трудность представляет интерпретация данных. И, наконец, наблюдение требует значительных затрат времени. Метод беседы является вспомогательным средством в исследова-нии и должен сочетаться с другими объективными методами. Беседа всегда должна быть организована по плану. Во-просы, задаваемые в беседе, могут представлять собой как бы задания, направленные на выявление своеобразия пси-хических процессов. Но при этом такие задания должны быть максимально естественны. Вопросы, которые задаются во время проведения диагностики, бывают трех видов: а) прямые, непосредственно касающиеся исследуемого пред-мета, например: «Ты куришь?»;б) косвенные, снижающие опасность внушения, например: «Как ты поступишь, если тебе предложат закурить?»;в) прожективные вопросы, которые сочетаются с идентифицированием подростка с груп-пой или каким-то лицом, например: «Твои друзья курят?».К анкетированию (заочный опрос) целесообразнее прибе-гать в случаях, когда необходимо выяснить отношение людей к дискуссионным или интимным вопросам, либо опро-сить большое число людей в сравнительной небольшой срок. Особенности экспериментального метода исследова-ния: 1.Исследователь сам вызывает изучаемое им явление и активно воздействует на него.2. Экспериментатор может варьировать, изменять условия, при которых протекает явление.3. В эксперименте имеется возможность неоднократ-ного воспроизведения результатов.4. Эксперимент позволяет установить допускающие математическую формулиров-ку количественные закономерности. Основная задача психологического эксперимента заключается в том, чтобы сделать доступными для объективного наблюдения психические закономерности. Этапы эксперимента I — теоретический этап исследования (постановка проблемы). (а) формулировка проблемы и темы исследования, название темы должно включать основ¬ные понятия предмета исследования,б) определение объекта и предмета исследования,в) определение экспериментальных задач и гипотез исследо¬вания. II — методический этап исследования. (разраба¬тывается методика эксперимента и экспериментальный план. В эксперименте выделяют два ряда переменных: независимые и зависимые. Фактор, изменяемый экспериментатором, называется неза¬висимой переменной; фактор, изменение которого вызывает не¬зависимая переменная, называется зависимой переменной). III — экспериментальный этап. (непосредственное проведение опытов) IV — аналитический этап. (ко¬личественный анализ результатов (математическая обработка), научная интерпретация полученных фактов; формулирование новых научных гипотез и практических рекомендаций. Современный экспериментальный метод существует в трех формах: лабораторный, естественный и формирующий эксперимент. Ла¬бораторный эксперимент: искусственность, аналитичность и абстрактность, осложняющая роль воздейст¬вия экспериментатора). Естественный экс¬перимент - промежуточня форма между наблюдением и экспе¬риментом, предложенного русским ученым А.Ф.Лазурским (1910). Сочетание экспериментальности исследования с естественностью условий (пример: пси¬холого-педагогический эксперимент). Формирующий экс¬перимент (как средство воздействия, изменения психологии лю¬дей. Его своеобразие заключается в том, что он од¬новременно служит и средством исследования, и средством формирования изучаемого явления. Рез-ты Э м. искажаться в силу ряда факторов, т.н. артефактов исследования, связанных с ожданиями экспериментатора или испытуемых: эффект плацебо – вера в «силу Э»: Эффект \розентала (пигмалиона) экспериментатор невольно транслирует свои ожидания испытуемым и посредством косвенного внушения влияет на их поведение Для устранения артефактов используется метод слепого, когда испытуемые не знают целей исследования и принятых гепотез, разделение на контроьную и экспериментальную гр. Происходи без ведома экспериментатора. Психодиагностиче-ские методы позволяют фиксировать психологические различия как между людьми, так и между группами людей, объединенных по каким-нибудь (не всегда относящимся к пси) признакам. В число диагностируемых признаков мо-гут входить психологические различия по возрасту, полу, образованию и культуре, по психическим состояниям, пси-хофизиологическим особенностям и т.п. Психологические тесты. («проба» или «испытание» придумал Гальтон, в пси ввел Дж. Кэттел). Тест — это краткое, стандартизированное испытание, не требующее сложных технических при-способлений, поддающееся математической обработке данных. При помощи тестирования м. выявить определенные способности, навыки, умения (или их отсутствие), наиболее точно охарактеризовать некоторые качества личности, выявить степень пригодности для работы в той или иной области и т.д. Диагностическая ценность теста зависит от профессиональной грамотности экспериментатора и условий проведения эксперимента.



2. Психологические характеристики кризисов в зрелом возрасте
Развитие психики не завершается в период юности. Опре¬деленная динамика психического развития отмечается и в более позднее время. Поэтому в современной психологии принято выделять еще два периода: акмеологический период развития, или период взрослости, и период геронтогенеза. Акмеологический период развития охватывает возраст от 18 до 60 лет. По возрас-тной периодизации, принятой Международ¬ным симпозиумом в г. Москве в 1965г, средний (зрелый) возраст разделяют на 2 пе-риода. Первый период — 22-35 для мужчин, 21-35 для женщин и второй период — 36-60 для мужчин, 36-55 для женщин. Кризисы развития происходят в случае возникновения трудностей у индивида в тот или иной период. Каждый переход на следующую сту-пень развития заставляет человека разрушать существующую защитную структуру. Он становится ранимым и чувствительным, но приобретает способность постепенно приспосабливаться к окружающим условиям. Этот переход может продолжаться не-сколько лет. Преодолев его, мы попадаем в продолжительный период стабильности и относительного спокойствия и обретаем чувство равновесия. Все, что происходит с нами: окончание учебного заведения, брак, рождение ребенка, развод, получение или потеря работы, — все влияет на нас. Эти знаменательные события являются вехами в нашей жизни. Однако ступень развития оп-ределяется изменениями личности в эти переходные моменты. Жизнь личности включает в себя внешние и внутренние аспекты. Внешние аспекты состоят из определенных ценностей: работа, положение в обществе, семья и социальные роли. Внутренний аспект состоит из определенных моментов, важных для каждого из нас. Каким образом цели и стремления подкрепляются или нарушаются нашей системой жизни? Какие черты собственной личности мы можем изжить, а какие подавляем? Как мы себя ощущаем в мире в данный момент? В переходные моменты наш образ жизни подвергается внезапным изменениям в четырех из-мерениях. Первое измерение: внутреннее ощущение себя по отношению к другим. Второе измерение: чувство безопасности и опасности. Третье измерение: наше восприятие времени — достаточно ли у нас времени, или мы начинаем чувствовать его не-хватку? Четвертое измерение: ощущение физического спада. Все эти ощущения задают основной тон жизни и подталкивают нас к тем или иным решениям.
Молодость - начальный этап зрелости и вступления во взрослую жизнь. Молодость как «время путешествий» – поиски себя и переход к стабильному образу жизни. Создание «мечты» и направленное формирование стабильной структуры жизни. Задачи развития: осознание себя во взрослом статусе и принятие социальной ответственности, прав и обязанностей, овладение профес-сией и начало профессиональной деятельности, поиск и выбор друга и вступление в брак, формирование отцовской и материн-ской позиции, воспитание детей, формирование образа и стиля жизни и круга общения.
Переход к средней зрелости как нормативный кризис (около 30 лет), обусловленный расхождением между идеальной мо-делью «мечты» образа жизни и реальностью. Переживание чувства утраты жизни и давления времени. Приближаясь к тридцати-летию, мы начинаем ощущать в себе новые жизненные силы. Кажется, что выбор, сделанный в двадцать лет, был неудачен, и все сводят к росту карьеры. И человек опять поставлен перед необходимостью выбора. Требования к личности изменились и ужесто-чились. В работе происходят большие перемены, путаница и часто кризис, и человек, желая выплеснуть отрицательные эмоции, в то же время мечтает обрести опору в жизни. Появляется стремление вырвать пройденный кусок жизни и начать все сначала в тридцать лет. Это может означать выход на иную дорогу или превращение мечты “например, стать президентом” в более реаль-ную цель. Одинокий человек чувствует толчок, побуждающий его искать партнера. Женщина, которая раньше была довольна тем, что сидит дома с детьми, стремится выйти в свет. Бездетные родители стремятся завести детей. И почти каждый, кто уже семь лет живет в супружестве, чувствует недовольство. Пути выхода из кризиса: личностно – смысловая перестройка, коррекция жизнен-ных планов и образа жизни. Переход к зрелости (около 40 лет) как нормативный кризис в развитии, «перелом жизни». Осоз-нание утраты молодости и реальности смерти. Изменение восприятия временной перспективы. Начало снижения физических сил и возможностей. Переживание «символической смерти» молодости. В тридцать пять лет мы оказываемся на перепутье. Достигнув середины жизненного пути, мы видим, где он заканчивается. Время начинает сокращаться. Утрата молодости, угасание физиче-ских сил, изменение привычных ролей — любой из этих моментов может придать переходу характер кризиса. Возраст между три-дцатью пятью и сорока пятью годами — это время опасностей и больших возможностей. Мы можем переосмыслить ориентиры, по которым оценивали собственную личность в первой половине жизни, и те из нас, кто воспользуются этой возможностью, бу-дут искать истину. Чтобы успешно пройти этот кризис, мы должны повторно проанализировать свои цели и произвести переоцен-ку наших ресурсов, начиная с сегодняшнего дня. “Почему я все это делаю? Во что я реально верю?” Независимо от того, что мы делали до сих пор, в нас есть нечто, что мы подавляли, и сейчас оно рвется наружу. Как хорошие, так и “плохие” чувства попыта-ются осуществить свое право на существование. Др. словами, необходимы изменение личностного отношения и смысловая пере-стройка сознания, изменение иерархии мотивов. Примерно к сорока пяти годам равновесие восстанавливается, появляется чувст-во стабильности, которое может принести удовлетворение. Причины нормативного кризиса 50-55 лет (изменение социальной ситуации развития и возрастная перестройка организма). Если человек отказался проявить активность в середине жизни, чувство спада перерастет в чувство покорности. Через некоторое время человек, остановившийся в развитии, лишится поддержки и безо-пасности. Родители становятся детьми. Дети станут незнакомыми людьми. Друг вырастет и уйдет. Карьера превратится просто в работу. И каждое из этих событий будет ощущаться как несостоявшееся. Кризисное состояние вернется где-то к пятидесяти го-дам. И хотя его удар будет еще мощней, он может подтолкнуть покорного человека среднего возраста к восстановлению жизнен-ных сил. Если в эти годы мы найдем новую цель, вокруг которой решим построить подлинную структуру жизни, то они смогут стать лучшими в нашей жизни. Личное счастье помогает тем партнерам, которые принимают себя такими, каковы они есть: “Я не знаю никого, кто бы понял меня лучше”. Родители могут быть прощены за то, что дети дались им слишком тяжело. Дети могут быть отпущены без сожалений. В пятьдесят лет приходит новая теплота и умудренность опытом. Друзья и личная жизнь стано-вятся важны как никогда. Люди, которые преодолели середину жизни, чаще всего заявляют, что их девиз сейчас: “Не заниматься ерундой”.


3. История становления и оформления психологического консультирования в России и за рубежом.
Психологическое консультирование - это вид краткосрочной психологической помощи (от одной до десяти встреч), ориентиро-ванный на разрешение конкретной проблемы и восстановление эмоционального равновесия. Совместная работа психолога и кли-ента на уровне подсознательной сферы обеспечивает, наряду с восстановлением "психической иммунной системы", восстановле-ние иммунитета и улучшение самочувствия. За несколько встреч с психологом, совместными усилиями, Вы сможете более ясно сформулировать проблему, взглянуть на нее с разных сторон и четко определить границы ее влияния на Вашу жизнь. В наш "прогрессивный" век, когда наряду с техническим прогрессом процветают различные зависимости, страхи, конкуренция, что ве-дёт к стрессу и различным психосоматическим заболеваниям, потребность в квалифицированной психологической помощи вели-ка. Но, не смотря на то, что на Западе психолог или психоаналитик является, чуть ли не семейным доктором, у нас, в России, пси-хологическое консультирование развито слабо. Основные цели психологии как дисциплины и деят-ти пси: 1)Поиск новых пси знаний; 2) применение пси знаний на пракике. Мир современного психологического консультирования и психотерапии — это около пятисот (!) разновидностей активной психологической работы и психологической помощи пациентам и клиентам. Каждую из этих разновидностей отличают особый язык и круг понятий, особые методы, приемы и техники работы, особая практика кон-сультативного и психотерапевтического общения. Такая ситуация складывалась постепенно, на протяжении десятков лет, начиная с конца XIX в., когда новаторские исследования 3. Фрейда очертили сферу психоанализа — первой разновидности вневрачебной психотерапии; психоанализ, по убеждению своего основоположника, являлся «не специализированной областью медицины... частью психологии, конечно, не всей психологией, но ее подразделом...» Практическая пси как сфера проф деят-ти начала форм-ся в 60-е гг 20 в в США, в 70-е гг. в Европе; в 80-е – в СССР. Несмотря на трудности первоначального развития и утверждения собственного статуса, она постепенно стала признанной областью проф. Развитие практической психологии на протяжении совет-ского периода российской истории былонелегким. Идеологическая и педагогическая ангажированность психологии в СССР обу-словила сначала ликвидацию традиционных разновидностей психологической практики (особенно показательна в этой связи судьба психоанализа). В условиях тоталитаризма формировались лишь такие психологические направления и школы, которые, несмотря на всю свою психологичность и обращенность к человеку, оказались абсолютно не способными служить теоретическим основанием реальной практики психотерапии-консультирования. СССР, а затем и страны социалистического лагеря на протяже-нии десятилетий существовали как «здоровые» страны, населенные «здоровыми» (компенсированными невротиками) и «психоти-ками» (диссидентами). Конечно, падение «железного занавеса» в конце 80-х гг. кардинальным образом изменило ситуацию в оте-чественной психологии. В настоящее время, несмотря на все еще недостаточный уровень пси. культуры, практика пси консульти-рования все больше распространяется, о чем говорит, например, устойчивое положение пси служб в мед и обр. учр-ях.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 28.02.2012. 1
  • 27.02.2012. 2
  • 26.02.2012. 3
  • 25.02.2012. 4
  • 24.02.2012. 5
  • 23.02.2012. 6
  • 22.02.2012. 7
  • 21.02.2012. 8
  • 20.02.2012. 9
  • 19.02.2012. 10
  • 18.02.2012. 11
  • 17.02.2012. 12
  • 16.02.2012. 13
  • 15.02.2012. 14
  • 14.02.2012. 15
  • 13.02.2012. 16
  • 12.02.2012. 17
  • 11.02.2012. 18
  • 10.02.2012. 19
  • 09.02.2012. 20
  • 08.02.2012. 21
  • 07.02.2012. 22
  • 06.02.2012. 23
  • 05.02.2012. 24
  • 04.02.2012. 25
  • 03.02.2012. 26
  • 02.02.2012. 27
  • 01.02.2012. 28