2

Тер-Степонянц Антонина: литературный дневник

1. Предмет психологии. Основные этапы развития представлений о предме-те психологии.
Предмет науки – условно отграниченная область познаваемой действительности, кот отличается особым хар-м наблюдаемых в ней явлений и закономерностей. Так, геология отличается от геодезии тем, что, имея предметом исследования Землю, первая из них изучает ее состав, строение и историю, а вторая – ее размеры и форму. Предмет психо-логии: психика человека, включающая в себя многие субъективные явления: познава-тельные процессы (ощущение и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь); психические свойства и состояния личности (потребности, мотивы, цели, инте-ресы, воля, чувства и эмоции, склонности и способности; общение и деятельность (усло-вия жизни, и то, как организовано взаимодействие человека с природой и общест-вом).Этапы становления предмета психологии. I)пси как наука о душе (более двух тысяч лет назад). Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. II) пси как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естест-венных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. III) пси как наука о поведении. Возникает в XX веке: задача психологии – ставить экспери-менты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались). IV) пси как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 году. Вскоре, в 1885 году В. М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России. Пси как наука о душе. Аристотель ("О душе") выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Первичная познавательная способность человека – ощущение, оно принимает формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи. Ощущения оставляют след в виде представлений – образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, по смежности и кон-трасту, тем самым указав основные виды связей – ассоциации психических явлений. Душа, по Аристотелю, бестелесна, она есть форма живого тела, причина и цель всех его жизненных функций. Движущей силой поведения человека является стремление (внут-ренняя активность организма), сопряженное с чувством удовольствия или неудовольст-вия. Чувственные восприятия составляют начало познания. Сохранение и воспроизведе-ние ощущений дает память. Мышление характеризуется составлением общих понятий, суждений и умозаключений. Особой формой интеллектуальной активности является нус (разум), привносимый извне в виде божественного разума. Материалистические фило-софы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновид-ность материи, как телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов. Идеалистическая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала, положила основу для всех последую-щих идеалистических теорий. Зарождение представлений о сознании. Локк выделил и описал уникальную способность человской души рассматривать саму себя на расстоянии, что было обозначено как «рефлексия» - познание внутреннего мира душевных процессов и явлений. Р. Декарт выявил проблему, названную психофизической: как связаны меж-ду собой телесные (физиологические) и психические (душевные) процессы в человеке, т.е. заложил основы детерминистской (причинностной) концепции поведения с ее цен-тральной идеей рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение. Психология как наука о сознании. Эмпирическая пси возника-ет во 2-й половине 19 в. как наука о сознании, его феноменах, закономерностях и внут-ренних механизмах. Главные задачи пси исследования в этот период: выделение про-стейших элементов сознания; установление принципов взаимосвязи м/у ними. Основным методом изучения психики была интроспекция (смотреть внутрь) – специально орга-низованное наблюдение субъекта за содержанием м актами собственного сознания. Этот подход из-за субъективности был признан несостоятельным, его заменил тезис о непре-рывности сознания (поток сознания, по У. Джеймсу), стремлении выявить и описать первичные целостные структуры, лежащие в основании сознания (гештальтпсихология). К началу 20-го в. появились психоанализ (психология бессознательного) и бихевиоризм (наука о поведении). С выходом 1900 г. «Толкования сновидений» Фрейда зарождается глубинная пси, центральным предметом кот. выступает бессознательное. (за любым тек-стом сознания усматривается бессознательный подтекст), любые психологические фено-мены трактуются как закодированные сообщения бессознательного). Глубинная пси ос-нована на анализе сновидений, фантазий, ошибочных действий. В начале 20 в психология вместе с тем, была провозглашение как наука о поведении. (193 г. Уотсон на основе Пав-лова, Трондайка). Анализируется каузальная связь внешнего стимула и вызванной им условно-рефлекторной реакцией организма. Игнорируются мотивация, научение, творче-ство, самоопределение субъекта. Гуманистическая пси (Олпорт, Роджерс, Маслоу). Идеи гуманистической пси: 1)Рассмотрение личности как уникальной ценности, способ-ной к саморазвитию и самоактуализации; 2) объяснение человского поведения не только ч/з внешние причины, но и с т.зр. цели; исследовательский интерес к процессам самоак-туализации личности. Предметом отечественнй пси. явл процессы, функции и меха-низмы психики. Психика – интегральное обобщающее понятие пси науки, призванное охватить всю совокупность специфических феноменов и закономерностей, выявленных и установленных а ходе экспериментов, клинических наблюдений. «психика» не тождест-венна «душе», не сводима к «сознанию», не ограничивается «личностью». 4 основные проблемы: 1) психофизиологическая: хар-р взаимосвязи псизики и тела Сеченов «Реф-лексы мозга»); 2) психогностическая: отношение чувственных и умственных психических образов к отражаемой действительности; 3) психопраксическая: зак-ти форм-я психики в процессе практической деятельности и хар-р зависимости этой деят-ти от психических регуляторов - образов, целей, мотивов; 4) психосоциальная: характер зависимости психи-ки от социальных процессов, норм и правил (культурно-историческая концепция, Выгот-ский). Методологический плюрализм в психологи. На данном этапе в пси нет единой научной парадигмы (главенствующая система правил познания, определяющая науку в целом, обеспечивающая единство в токовании теории и интерпретации научных знаний).


2. Психологическая характеристика видов самоактуализации в зрелом возрасте.
Создатель теории самоактуализации личности А. Маслоу определяет потреб-ность в самоактуализации как "желание человека самоосуществиться ". Маслоу ориентирует самоактуализацию на высшие достижения, максимальные в той сфере, к которой человек потенциально предрасположен. Он проводил биографические исследования пожилых людей с высокими успехами в избранной ими области - Эйнштейна, Линкольна, Рузвельта и др. Изучал особенности лич-ности "прекрасных, здоровых, сильных, творческих, добродетельных, проница-тельных людей". Это люди с высоким уровнем самоактуализации. Черты само-актализирующейся личности: ориентация в большей степени на настоящее, внутренний локус контроля, высокая значимость ценностей роста и духовных ценностей, спонтанность, терпимость, автономия и независимость от окружения, чувство общности с человечеством в целом, сильная деловая направленность, оптимизм, устойчивые внутренние моральные нормы, демократичность в отно-шениях, наличие интимной среды, включающей немногих близких людей, креа-тивность, критичность по отношению к своей культуре (нередко оказываются в изоляции в непринимаемой ими культурной среде), высокое самопринятие и принятие других. К характеристикам зрелой личности относятся: чувство от-ветственности, потребность в заботе о других людях, способность к активному участию в жизни общества и эффективному использованию своих знаний и спо-собностей, к психологической близости с другим человеком, к конструктивному решению жизненных проблем на пути к наиболее полной самореализации. С по-зиции акмеологии («акме» означает "высшую степень чего-либо») в зрелом воз-расте ведущей деятельностью можно считать максимальную реализацию сущностных сил человека в ходе активного включения в производительную жизнь общества, вхождение в которую сопряжено с профессиональным становлением личности, обретением семьи, творческой деятельности. Под реализацией сущностных сил человека в самом широком смысле, следует пони-мать физические, социальные, нравственные и многие другие достижения в раз-витии взрослого человека. К первичным побуждениям можно отнести альтруизм (сохранение вида), эгоизм (сохранение индивида), эмпатию. В со¬четании с био-логическими побуждениями формируются пред¬посылки многообразных форм проявления человечности: любви, жертвенности, смелости, агрессивности, стремления к домини¬рованию и др. Важнейшим фактором духовной жизни в зрелом возрасте является смерть, осознание конца жизни. В детстве смерть воспринимается как отвлечённое событие, не затрагивающее лич¬ность ребенка, даже когда из жизни уходит близкий человек. Ребенок не связывает смерть с со¬бой, своим жизненным путем. В отроческом и юношеском воз¬расте смерть на-сыщается глубокими эмоциональными пережи¬ваниями, связанными с уходом близких. Она воспринимается как невосполнимая утрата. В зрелом возрасте смерть заставляет задуматься о конечно¬сти жизненного пути. Смерть ставит во-прос: что будет за ней? И это наполняет духовную жизнь человека новым содер-жанием, приводит к переосмысливанию и переоцениванию предшеству¬ющей жизни. Большинство взрослых, будь они состоящими в браке или просто живу-щими вместе, разведёнными, овдовевшими или выбравшими холостяцкую жизнь, стремятся к близким от¬ношениям с другим человеком. Близость - неотъемлемая часть устойчивой, приносящей удовлетворение эмоциональной связи, является основой любви. Именно этот аспект интимности Эриксон рассматривает как не-обходимое условие прочного брака. В развитии любви одного человека к друго-му наблюдается оп¬ределённая периодизация. Стендаль четыре рода любви: лю-бовь-страсть, любовь-влечение, физическую любовь, любовь-тщесла¬вие и пред-ставляет генезис любви следующим образом: восхи¬щение; наслаждение; надеж-да; зарождение; первая кристалли¬зация (активная идеализация объекта любви); сомнение; вторая кристаллизация (2-я идеализация, соче¬тающаяся со стремлени-ем убедить себя, доказать, что объект вос¬хищения отвечает взаимностью). Чел как член семьи характеризуется: 1. Изменением идентичности и внутренней жизни. 2. Перераспределением ролей и переменами в супруже¬ских отношениях.. 3.Переменами в ролях и отношениях старшего поколения.4.Изменениями ролей и отношений вне семьи. Внеш¬ние изменения касаются, главным образом матери, так как ей приходится оставить работу, хотя бы на время, чтобы посвятить себя заботам о ребёнке. 5.Новыми родительскими ролями и отношениями. Супруги должны принять на себя новые обязанности, связанные с рождением ребенка. 6.Родительство, с его сложными задачами и требованиями, можно рассматривать в ка¬честве высшей фазы как в индивидуальном развитии матери и отца, так и в развитии пары как системы. Чел как работник. 1.Профессиональный цикл начинается с приобретения жизненного опыта, ведущего к выбору профессии, продолжается всё то время, в течение которого человек занима¬ется выбранным делом. 2.Существуют различные уровни развития профессионализма. Продук-тивность или эффективность деятельности;Уровень квалификации и профес-сиональной компетентности;Оптимальная интенсивность и напряжённость труда;Точность и надежность деятельности;Организованность; Низкая зави-симость от внешних факторов;Владение современным содержанием и совре-менными средствами решения профессиональных задач;Стабильность высоких показателей деятельности;Уровень развития личностно-деловых и профессио-нально важных качеств;Уровень мотивации достижений;Возможность разви-тия субъекта труда как личности;Направленность на достижение положи-тельных социально зна¬чимых целей.3. Средний возраст является периодом про-фессиональной преемственности и изменения. Многие люди в середине жизни переоценивают свою профессиональную карьеру, чтобы увидеть, чего им уда-лось достичь, и следует ли им изменить свои цели. Часто такая переоценка при-водит к изменениям в карьере.4. Потеря работы может сопровождаться реакцией горя, пока работник не сможет принять эту потерю и у него не появится надежда вновь найти работу.


3. Основные аспекты современного понимания термина «психологическое консультирование», его цели и задачи
Психологическое консультирование как профессия является относительно но-вой областью психологической практики, выделившейся из психотерапии. Эта профессия возникла в ответ на потребности людей, не имеющих клинических нарушений, однако ищущих психологическую помощь. Спектр проблем поисти-не широк: трудности на работе (неудовлетворенность работой, конфликты с кол-легами и руководителями, возможность увольнения), неустроенность личной жизни и неурядицы в семье, плохая успеваемость в школе, недостаток уверенно-сти в себе и самоуважения, мучительные колебания в принятии решений, трудно-сти в завязывании и поддержании межличностных отношений и т. п. С другой стороны, психологическое консультирование, как молодая область психологиче-ской практики, пока еще не имеет строго очерченных границ, в его поле зрения попадают самые разнообразные проблемы. Некоторая неопределенность предме-та психологического консультирования отражается в разнообразии определений. Так, лицензионная комиссия Ассоциации служащих и менеджеров США, вы-дающая разрешения на частную практику, предлагает следующее определение: "Консультирование — это совокупность процедур, направленных на помощь че-ловеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессио-нальной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений". Н. Burks и В. Steffire (1979) предложили несколько более широкое определение консультирования: "Консультирование — это профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно пред-ставляется как "личность-личность", хотя иногда в нем участвуют более двух че-ловек. Цель консультирования — помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера".Основные положения пси консультирования:1)Консультирование по-могает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению. 2)Консультирование помогает обучаться новому поведению. 3) Консультирова-ние способствует развитию личности. 4)В консультировании акцентируется от-ветственность клиента, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные реше-ния, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение кли-ента. Сердцевиной консультирования является "консультативное взаимодейст-вие" между клиентом и консультантом, основанное на философии "клиент-центрированной" терапии. Основные принципы этого направления (К Роджерс): 1)каждая личность обладает безусловной ценностью и заслуживает уважения как таковая; 2)каждая личность в состоянии быть ответственной за себя; 3) каждая личность имеет право выбирать ценности и цели, принимать самостоятельные решения.
Цели психологического консультирования 1)Способствовать изменению по-ведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения. 2)Развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жиз-ненными обстоятельствами и требованиями. 3) Обеспечить эффективное приня-тие жизненно важных решений. 4)Развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения. Современные представления о целях консульти-рования в различных направлениях пси: Психоаналитическое направление Пере-вести в сознание вытесненный в бессознательное материал; помочь клиенту вос-произвести ранний опыт и проанализировать вытесненные конфликты; реконст-руировать базисную личность Адлерианское направление Трансформировать цели жизни клиента; помочь ему сформировать социально значимые цели и скоррек-тировать ошибочную мотивацию посредством обретения чувства равенства с другими людьми Терапия поведения Исправить неадекватное поведение и обу-чить эффективному поведению и т.д.Другими словами цели психологического консультирования составляют континуум, на одном полюсе которого — общие, глобальные, перспективные цели, а на другом — специфические, конкретные, краткосрочные цели. Цели консультирования не обязательно находятся в проти-воречии — просто в школах, ориентированных на перестройку личности, акцен-тируются перспективные цели, а в школах, ориентированных на изменение пове-дения, большее значение придается конкретным целям. Цели консультанта и клиента в конечном счете соприкасаются, хотя каждый консультант имеет в виду свою систему общих целей, соответствующую его теоретической ориентации, а каждый клиент — свои индивидуальные цели, приведшие его к специалисту. Чтобы успешно сочетать свои общие задачи и конкретные цели клиента, необхо-димо с самого начала задать клиенту вопросы: "Что Вы ожидаете от нашего об-щения?", "Каковы ваши желания?" и т.п. Клиенты, как правило, имеют только самое общее представление о том, что такое консультирование и что ожидать от консультанта. Если мы информируем клиента о продолжительности бесед и во-обще о том, что обычно происходит во время консультативных встреч, ему легче понять возможности и ограничения консультирования. Большинство клиентов приходит на психологическое консультирование, надеясь, что консультант сразу окажет какую-то помощь. В этой ситуации консультант должен помнить главную цель консультирования — помочь клиенту понять, что именно он сам и есть тот человек, который должен решать, действовать, изменяться, актуализировать свои способности.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 28.02.2012. 1
  • 27.02.2012. 2
  • 26.02.2012. 3
  • 25.02.2012. 4
  • 24.02.2012. 5
  • 23.02.2012. 6
  • 22.02.2012. 7
  • 21.02.2012. 8
  • 20.02.2012. 9
  • 19.02.2012. 10
  • 18.02.2012. 11
  • 17.02.2012. 12
  • 16.02.2012. 13
  • 15.02.2012. 14
  • 14.02.2012. 15
  • 13.02.2012. 16
  • 12.02.2012. 17
  • 11.02.2012. 18
  • 10.02.2012. 19
  • 09.02.2012. 20
  • 08.02.2012. 21
  • 07.02.2012. 22
  • 06.02.2012. 23
  • 05.02.2012. 24
  • 04.02.2012. 25
  • 03.02.2012. 26
  • 02.02.2012. 27
  • 01.02.2012. 28