6

Тер-Степонянц Антонина: литературный дневник

1. Происхождение сознания человека. Культурно-историческая теория Выготского
Возникновение сознания человека представляет собой начало нового, высшего этапа раз¬вития психики. Сознательное отражение, в отличие от психи¬ческого отражения, свойственного животным, — это отраже¬ние предметной действительности. Впервые оно возникает у чело¬века в процессе становления труда и общественных отноше¬ний. Труд и формирование сознательной деятельности. В отличие от животного человек не только упот¬ребляет, но и изготавливает орудия. Работа над изготовлением орудия требует вместе со знанием выполняемой операции и зна¬ния о будущем применении орудия. Работа над изготовлением орудия может быть названа первым про¬явлением сознания, другими словами — первой формой созна¬тельной деятельности.Деятельность по изготовлению орудий приводит к перестройке всей структуры поведения человека. Поведение жи¬вотного всегда было непосредственно направлено на удовлет¬ворение потребности. У человека же, изготовляющего орудия, структура поведения приобретает сложный характер: из деятельно¬сти, направленной на непосредственное удовлетворение потреб¬ности, выделяется специальное действие, которое приобретает смысл лишь в дальнейшем.
Важным этапом в постепенной реализации принципа де¬терминизма было создание Л.С.Выготским (каф психологии ы педуниверситете; основоположник дефектологии) культурно-исто¬рической концепции, где бы¬ла сформулирована мысль о том, что природные механизмы психики преобразуются в ходе он¬тогенетического развития человека под влиянием обществен¬но-исторических факторов, в результате усвоения человеком продуктов человеческой культуры, в ходе его общения с дру¬гими людьми. Разработана в 20—30-е гг. Л.С.Выготским при участии его учеников А.Н.Леонтьева и А.Р.Лурия. 3 части: 1- «Человек и приро-да».Природа воздействует на животных. Чел воздействует на природу при помощи орудий труда. 2 – «Человек и его психика». Чел, овладев приро-дой, научился владеет собственной психикой (ВПФ: произвольная память, произвольное внимание, логическое мышление). Чел овладел своей пси-хикой с помощью психологических орудий – знаков (узелки на память, зарубки на дереве).3 – «Генетиченские аспекты». Откуда берутся сред-ства-знаки? Первыми словами были слова-приказы: сделай то… Чел, слыша эти символы, сначала выполнял и, а потом научился сам пользо-ваться ими для межличностного общения. В онтогенезе: сначала взрослый воздействует словом на ребенка, потом ребенок перенимает способ обще-ния и начинает словом воздействовать на взрослого. Затем начинает сло-вом воздействовать на самого себя. Основные закономерности психиче-ского развития по Выготскому. Развитие — это прежде всего возникновение нового. Стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями, т.е. качествами или свойствами, которых не было раньше в готовом виде. Источником развития, по Выготскому, является социальная среда. Взаимодействие ребенка со своим социальным окружением, воспитывающим и обучающим его, определяет возникновение возрастных новообразований. Выготский вводит понятие «социальная ситуация развития» — специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой. Среда становится совершенно иной, когда ребенок переходит от одной возрастной стадии к следующей. Социальная ситуация развития меняется в самом начале возрастного периода. К концу периода появляются новообразования, среди которых особое место занимает центральное новообразование, имеющее наибольшее значение для развития на следующей стадии. Законы детского развития. 1)Ццикличность развития. Периоды подъема, интенсивного развития сменяются периодами замедления, затухания. Такие цик¬лы развития характерны для отдельных психических функций (памяти, речи, интеллекта и др.) и для развития психики ребенка в целом. 2)неравномерность развития. Разные стороны личности, в том числе психические функции, развиваются неравномерно. Дифференциация функций начинается с раннего детства. Сначала выделяются и развиваются основные функции, прежде всего восприятие, затем более сложные. В раннем возрасте доминирует восприятие, в дошкольном — память, в младшем школьном — мышление. 3) «метаморфозы» в детском развитии. Развитие не сводится к количественным изменениям, это цепь изменений качественных, превращений одной формы в другую. Ребенок не похож на маленького взрослого, который мало знает и умеет и постепенно приобретает нужный опыт. Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно отлична от того, что было раньше, и того, что будет потом.4) сочетание процессов эволюции и ин¬волюции в развитии ребенка. Процессы «обратного развития» как бы вплетены в ход эволюции. То, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, ребенок, научив¬шийся говорить, перестает лепетать. У младшего школьника исче¬зают дошкольные интересы, некоторые особенности мышления, присущие ему раньше. Если же инволюционные процессы запаздывают, наблюдается инфантилизм: ребенок, переходя в новый возраст, сохраняет старые детские черты.


2. Ведущая деятельность в зрелом возрасте
Развитие психики не завершается в период юности. Опре¬деленная динамика психиче-ского развития отмечается и в более позднее время. Поэтому в современной психологии принято выделять еще два периода: акмеологический период развития, или период взрос-лости, и период геронтогенеза. Акмеологический период развития (зрелость) охваты-вает возраст от 18 до 60 лет. Т.о. зрелость - наиболее продолжительный период онтогене-за, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, ин-теллектуальных и физических способностей человеческой личности. Хронологические рамки периода зрелости достаточно условны и определяются моментом завершения юно-сти и началом периода старения. Для этого периода харктерна гетерохронность, когда не сов¬падают во времени физическая зрелость, умственная, гражданская. Ведущая дея-тельность (по Леонтьеву) - это такая деятельность, в форме которой возникают и внут-ри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности, в которой формиру-ются или перестраиваются частные психические процессы, от которой ближайшим обра-зом зависят наблюдае¬мые в данный период развития основные психологические измене-ния. С позиции акмеологии (акме – высшая ступень развития) в зрелом возрасте ведущей деятельностью можно считать максимальную реализацию сущностных сил человека в ходе активного включения в производительную жизнь общества, вхождение в которую сопряжено с профессиональным становлением личности. Однако под реализацией сущ-ностных сил человека в самом широком смысле, следует понимать физические, социаль-ные (моральные), нравственные (духовные), ментальные и многие другие достижения в развитии взрослого человека. Развитие человека в период зрелости непосредственно свя-зано с его активным включением в сферу общественного производства. Неспособ-ность успешно включиться в производительную жизнь общества приводит к личностно-му застою, стагнации. Согласно Хейвингхерсту, профессиональный цикл развивается следующим путем: идентификация с работником, приобретение основных навыков дея-тельности, приобретение идентичности, становление продуктивности, поддержание про-дуктивности на благо общества и осмысление прожитой продуктивной и ответственной жизни. Среди факторов, влияющих на выбор профессии, можно назвать социо-экономический статус, этническую принадлежность, уровень интеллекта, навыки, пол и занятия родителей. Практические аспекты оказывают влияние на выбор профессии. В последние десятилетия работающие люди все больше и больше приходят к осознанию того, что их карьера зависит только от них. Когда молодые взрослые начинают работать, они часто обнаруживают, что их ожидания не совпадают с реальностью, и могут негатив-но реагировать на это несоответствие. Сохранение чувства интереса и приверженности к своей работе на всем протяжении взрослости необходимо для зрелой удовлетворенности работой. Период середины карьеры — это время ее упрочения и перехода к овладению реальностью. Основные задачи развития: сохранение супружеских отношений, воспи-тание детей, достижения в карьере, развитие форм досуга и хобби, принятие изменений в организме и приспособление к ним, принятие ответственности за стареющих родителей. Взрослая жизнь – самый активный период социализации, так как именно в это время наблюдается освоение социальных ролей не в игровой, а в реальной ситуации. Впервые уровнялись объемы прав и обязанностей, потребностей и средств и средств их удовлетворения.


3. Понятие «консультативный контакт» и критерии его установления
Условия, способствующие позитивным изменениям личности (по Роджерсу)1) Два лица находятся в психологическом контакте. 2)Первый персонаж, назовем его "клиентом", пребывает в состоянии психического расстройства, раним и встревожен. 3)Второй персонаж, назовем его "кон-сультантом", активно участвует в общении. 4)Консультант испытывает безусловное уважение к клиенту. 5)Консультант переживает эмпатию, приняв точку зрения клиента, и дает это ему понять. 6)Эмпатическое по-нимание и безусловное уважение консультанта передаются клиенту даже при минимальной выраженности. Никакие другие условия не обязательны. Если в определенный промежуток времени обеспечены данные шесть ус-ловий, этого достаточно. Позитивные изменения личности произойдут. Итак, клиент должен быть в контакте с консультантом и прийти в состоя-ние, делающее его чувствительным к помощи со стороны. Особенно важ-ны 3-е, 4-е и 5-е условия, обеспечивающие достаточный для помощи кон-сультативный контакт. Доверительный контакт консультанта и клиента, основанный на безусловном уважении, эмпатии, теплоте и искренности консультанта по отношению к клиенту, является неотъемлемой, а по мне-нию многих профессионалов — существенной составляющей психологи-ческого консультирования и психотерапии. Консультативный контакт, хо-тя внешне кажется формальным и весьма непродолжительным по сравне-нию со всей жизнью клиента, все же является более тесным, интенсивным и глубоким, нежели любая другая межличностная связь. В консультирова-нии клиент обращается к незнакомому человеку и раскрывает ему мель-чайшие подробности своей личной жизни, о которых, может быть, никто больше не знает. Рассказанное клиентом часто представляет его не в луч-шем свете. Иногда в процессе консультирования "всплывают" новые сто-роны личности, удивляющие, огорчающие и даже шокирующие самого клиента. Все это делает консультативный контакт интимным отношением двоих людей, причем специфически интимным, непохожим на привычные дружеские или любовные отношения. "Уникальность природы терапевти-ческого контакта зависит от способности терапевта различать интимно-личностные и интимно-терапевтические отношения. В противополож-ность близким личным связям терапевтический контакт, хотя и наполнен чувствами, является асимметричным, т.е. только пациент раскрывает ин-тимные подробности своей жизни. Психотерапевт же волен решать, на-сколько раскрываться, и выбирать способ реагирования на события, изла-гаемые клиентом, а может не реагировать вообще. Контакт асимметричен еще и потому, что только терапевт истолковывает смысл рассказанного и способен оценить достижение терапевтических целей. В итоге терапевти-ческий контакт устанавливается по правилам, указанным терапевтом. Эти правила предусматривают отношения, в которых терапевт имеет возмож-ность узнать о клиенте почти все, а клиент получает сведения о терапевте всего лишь как о специалисте". Соображения об особенностях интимности в отношениях клиента и психотерапевта, несмотря на психоаналитиче-скую категоричность, можно, по нашему мнению, отнести и к консульта-тивному контакту.
1)Консультативный контакт — это уникальный динамичный про-цесс, во время которого один человек помогает другому использовать свои внутренние ресурсы для развития в позитивном направлении и актуализи-ровать потенциал осмысленной жизни 2)Консультативный контакт — это чувства и установки, которые участники консультирования (консуль-тант и клиент — Прим. авт.) испытывают один по отношению к другому, и способ их выражения (Gelso, Carter, 1985). Черты консультативного кон-такта. -эмоциональность (консультативный контакт скорее эмоционален, чем когнитивен, он подразумевает исследование переживаний клиентов); -интенсивность (поскольку контакт представляет искреннее отношение и взаимный обмен переживаниями, он не может не быть интенсивным); -динамичность (при смене клиента меняется и специфика контакта); -конфиденциальность (обязательство консультанта не распространять све-дения о клиенте способствует доверительности); -оказание поддержки (постоянная поддержка консультанта обеспечивает стабильность контакта, позволяющую клиенту рисковать и пытаться вести себя по-новому); -добросовестность. Что делает консультативный контакт терапевтичным, эффективным для решения психологических проблем клиентов? Прежде всего то, что сам характер контакта между консультантом и клиентом от-ражает особенности отношений клиента с другими людьми, стиль и сте-реотипы его общения — проблемы клиентов можно увидеть словно в зер-кале.
Характер консультативного контакта в самом процессе консультиро-вания зависит от теоретической ориентации консультанта (George, Cristiani, 1990). Психоаналитическое направление Консультант сохраня-ет личную анонимность, чтобы клиент мог свободно проецировать на него свои чувства. Основное внимание уделяется уменьшению сопротивления, возникающего при анализе реакций переноса клиента, и установлению бо-лее рационального контроля. Консультант интерпретирует поставляемый клиентом материал и стремится научить клиента увязывать свое настоя-щее поведение с событиями прошлого Адлерианское направление Акцен-тируется разделение ответственности между консультантом и клиентом, обоюдное доверие и уважение, равноценность позиций, установление об-щих целей консультирования Терапия поведения Консультант является активной и директивной стороной; он исполняет роль учителя, тренера, стремясь научить клиента более эффективному поведению. Клиент дол-жен активно апробировать новые способы поведения. Вместо личных от-ношений между консультантом и клиентом устанавливаются рабочие от-ношения для выполнения процедур обучения Рационально-эмоциональная терапия (A. Ellis) Консультант выполняет роль учителя, а клиент - ученика. Личным отношениям консультанта с клиентом не при-дается значения. Клиент побуждается к пониманию своих проблем и на основе этого понимания — к изменению своего поведения, основываясь на рациональных предпосылках Ориентированная на клиента терапия (C. Rogers) Консультативный контакт составляет сущность процесса кон-сультирования. Особенно подчеркиваются искренность, теплота, эмпатия, уважение, поддержка со стороны консультанта и "передача" этих устано-вок клиентам. Усвоенные во время консультативного контакта навыки клиент переносит на другие отношения Экзистенциальная терапия Ос-новная задача консультанта — вжиться в экзистенцию клиента и завязать с ним аутентичную связь. Контактируя с консультантом, клиент раскрыва-ет свою уникальность. Отношение между консультантом и клиентом по-нимается как контакт "человек — человек", идентичный встрече двух рав-ноценных людей "здесь и теперь". Во время консультативного контакта меняется как консультант, так и клиент
С позиций различных теоретических ориентаций контакт "консуль-тант — клиент": -или создает предпосылки для начала изменения (терапия поведения и рационально-эмоциональная терапия); -или самопроизвольно изменяет клиента (ориентированная на клиента терапия или экзистенци-альная терапия); -или составляет содержание обсуждения и работы вооб-ще (психодинамическое направление).



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 28.02.2012. 1
  • 27.02.2012. 2
  • 26.02.2012. 3
  • 25.02.2012. 4
  • 24.02.2012. 5
  • 23.02.2012. 6
  • 22.02.2012. 7
  • 21.02.2012. 8
  • 20.02.2012. 9
  • 19.02.2012. 10
  • 18.02.2012. 11
  • 17.02.2012. 12
  • 16.02.2012. 13
  • 15.02.2012. 14
  • 14.02.2012. 15
  • 13.02.2012. 16
  • 12.02.2012. 17
  • 11.02.2012. 18
  • 10.02.2012. 19
  • 09.02.2012. 20
  • 08.02.2012. 21
  • 07.02.2012. 22
  • 06.02.2012. 23
  • 05.02.2012. 24
  • 04.02.2012. 25
  • 03.02.2012. 26
  • 02.02.2012. 27
  • 01.02.2012. 28