8
1. Мотивационная основа деятельности
Потребность как исходная форма активности живых организмов. Потребность - состояние нужды человека в определенных условиях, не-обходимых для нормального существования и развития. Количество и ка-чество потребностей, которые имеют живые существа, зависит от уровня их организации, от образа и условий жизни, от места, занимаемого соот-ветствующим организмом на эволюционной лестнице. Меньше всего по-требностей у растений, которые имеют нужду в основном только в опре-деленных биохимических и физических условиях существования. Специ-фика человеческих потребностей, их основные свойства. Больше всего разнообразных потребностей у человека, у которого, кроме физических и органических потребностей, есть еще материальные, духовные, социаль-ные (последние представляют собой специфические потребности, связан-ные с общением и взаимодействием людей друг с другом).Основные ха-рактеристики человеческих потребностей — сила, периодичность возник-новения и способ удовлетворения. Дополнительной характеристикой яв-ляется предметное содержание потребности - совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потреб-ность может быть удовлетворена. Классификация потребностей. Г.Маррей наряду с перечнем органических, или первичных, потребностей, предложил список вторичных (психогенных) потребностей, возникающих в результате воспитания и обучения. Это — потребности достижения ус-пехов, аффилиации, агрессии, потребности независимости, противодейст-вия, уважения, унижения, защиты, доминирования, привлечения внима-ния, избегания вредных воздействий, избегания неудач, покровительства, сексуальных отношений, помощи, взаимопонимания и др. (всего около двух десятков потребностей). Основные этапы формирования и разви-тия потребностей. А.Маслоу. Его концепция построена по иерархическо-му принципу, последовательность которых указывает на порядок появле-ния потребностей в процессе индивидуального развития. А.Маслоу выде-лил следующие семь классов потребностей:1. Потребности физиологиче-ские (органические).2. Потребности в безопасности.3. Потребности в при-надлежности и любви.4. Потребности уважения (почитания).5. Познава-тельные потребности.6. Эстетические потребности.7. Потребности в само-актуализации. Мотив как предмет потребности в концепции А.Н.Леонтьева. Согласно концепции А. Н. Леонтьева, мотивационная сфера человека имеет свои источники в практической деятельности. Ме-жду структурой деятельности и строением мотивационной сферы человека существуют отношения изоморфизма, т. е. взаимного соответствия. По-ведению в целом, например, соответствуют потребности человека; сис-теме деятельностей, из которых оно складывается,— разнообразие моти-вов; множеству действий, формирующих деятельность,— упорядоченный набор целей. Когда потребность осознается и происходит ее опредмечива-ние (шоколад), она приобретает форму мотива. Мотивы выполняют функ-цию побуждения к деятельности и связаны с удовлетворением потребно-стей субъекта. Мотивом также называется совокупность внешних и внут-ренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность. Мотивы — это то, ради чего совершается деятельность. В широком значении под мотивом понимается любое внутреннее побуждение человека к деятельности, поведению, мотив выступает как форма проявления потребностей. Мотив и мотивация. Термин «мотива-ция» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив». Мотива-ция - это система факторов, детерминирующих поведение. Мотивацию можно определить как совокупность психологических причин, объясняю-щих поведение человека. Мотив в отличие от мотивации— это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым лич-ностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Функции и виды мотивов. 1) Ориентирующая (мотив направ-ляет поведение работника в ситуации выбора вариантов этого поведения); 2) Смыслообразующая (мотив определяет собой субъективную значимость данного поведения для работника, выявляя его личностный смысл); 3) Опосредующая (мотив рождается на стыке внутренних и внешних побуди-тельных сил, опосредуя их влияние на поведение); 4) Мобилизующая (мо-тив мобилизует силы работника для реализации значимых для него видов деятельности); 5) Оправдательная (человек оправдывает свое поведение). Многие мотивы со временем становятся настолько характерными для че-ловека, что превращаются в черты его личности. К ним можно отнести мотив достижения успехов, мотив избегания неудачи, потребность в об-щении (аффилиация), мотив власти, мотив оказания помощи другим лю-дям (альтруизм) и агрессивность. Осознаваемые и неосознаваемые моти-вы. 1. Осознаваемые мотивы — это мотивы, побуждающие человека по-ступать и вести себя в соответствии со своими взглядами, знаниями, прин-ципами. Примеры таких мотивов — большие жизненные цели, которые направляют деятельность в течение длительных периодов жизни. Если че-ловек не только осознает, в принципе, как надо себя вести (убеждение), но и знает конкретные способы поведения, определяемые целями такого по-ведения, то тогда мотивы его поведения осознанны. (Мотив — это осоз-нанная потребность, обогащенная представлениями о способах ее удовле-творения и о целях поведения, которое может ее удовлетворить). 2. Не-осознаваемые мотивы. А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович, В. Г. Асеев и др. считают, что мотивы — это и осознаваемые, и неосознаваемые побужде-ния. По мнению Леонтьева, даже когда мотивы не осознаются субъектом, т. е. когда он не отдает себе отчета в том, что побуждает его осуществлять ту или иную деятельность, они выступают в своем косвенном выражении — в форме переживания, желания, хотения. Леонтьев выделяет главным образом две функции мотивов: побуждения и смыслообразования. Смыс-лообразующие мотивы придают деятельности личностный смысл, другие, сопутствующие им мотивы, выполняют роль побудительных факторов (положительных или отрицательных) — порой остро эмоциональных, аффективных, лишенных смыслообразующей функции. Это — мотивы-стимулы. В то же время различение обоих видов мотивов относительно. В одной иерархической структуре данный мотив может выполнять смысло-образующую функцию, а в другой — функцию дополнительной стимуля-ции. Слияние обеих функций мотива — побуждающей и смыслообразую-щей — придает деятельности человека характер сознательно регулируе-мой деятельности. Если ослабевает смыслообразующая функция мотива, то он может стать только понимаемым. И наоборот, если мотив «только понимаемый», то можно предполагать, что его смыслообразующая функ-ция ослаблена. Сдвиг мотива на цель. Ребнок выполняет требуемые дейсвтвия (цель) ради удовлетворения потребности общения с матерью (либо какойнибудь др. потребности) (мотив). Впоследствии те действия, кот насыщались положительными эмоциями посредством сочетания с удовлетворенными потребностями становятся самостоятельным мотивом. Личностный смысл действия. Действие - составная часть, или, другими словами, отдельный акт, деятельности. Действие имеет подобную дея-тельности структуру: цель – мотив, способ – результат. Различают дейст-вия: сенсорные (действия по восприятию объекта), моторные (двигатель-ные действия), волевые, мыслительные, мнемические (действия памяти), внешние предметные (действия направлены на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира) и умственные, внутренние (действия, выполняемые во внутреннем плане сознания). Интересом называют мо-тивационное состояние познавательного характера, которое напрямую не связано с какой-либо одной, актуальной в данный момент времени по-требностью. Интерес к себе может вызвать любое неожиданное событие, непроизвольно привлекшее к себе внимание, любой новый появившийся в поле зрения предмет, любой возникший слуховой или иной раздражитель. Содержательность, устойчивость, широта и глубина интересов являются показателем уровня развития личности. Понятие направленности и ее структура. совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятель-ность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Н. л. характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека Проблема мотивации дея-тельности человека. По своим проявлениям и функции в регуляции по-ведения мотивирующие факторы могут быть разделены на три относи-тельно самостоятельных класса. При анализе вопроса о том, почему орга-низм вообще приходит в состояние активности, анализируются проявле-ния потребностей и инстинктов как источников активности. Если изучает-ся вопрос, на что направлена активность организма, ради чего произведен выбор именно этих актов поведения, а не других, исследуются прежде все-го проявления мотивов как причин, определяющих выбор направленности поведения. При решении вопроса о том, как, каким образом осуществляет-ся регуляция динамики поведения, исследуются проявления эмоций, субъ-ективных переживаний (стремлений, желаний и т. п.) и установок в пове-дении субъекта. Потребности и активность личности. В современном языке активность обычно определяется как такое качество поведения, ко-торое дает некий видимый результат благодаря расходованию энергии, она относится только к поведению, а не к личности, стоящей за этим пове-дением. Быть активным - значит дать проявиться своим способностям, та-ланту, всему богатству человеческих дарований, которыми, хотя и в раз-ной степени, наделен каждый человек. Активность человека характеризует не всякая деятельность, а лишь такая, которая обусловлена внутренними причинами и направлена не только на сохранение, но и на совершенство-вание биосоциокультурной системы, элементом которой является лич-ность.
2. Психология зрелости и ее этапов
Развитие психики не завершается в период юности. Опре¬деленная дина-мика психического развития отмечается и в более позднее время. Поэтому в современной психологии принято выделять еще два периода: акмеологи-ческий период развития, или период взрослости, и период геронтогенеза.
Акмеологический период развития охватывает возраст от 18 до 60 лет. Впер¬вые термин «акмеология» был предложен Н. Н. Рыбниковым в 1928 г. Данным термином (акме — высшая точка, расцвет, зрелость, лучшая пора) принято обо¬значать период зрелости как самого продуктивного, творче-ского периода жизни человека. В отличие от юношеского периода акмео-логический период характери¬зуется тем, что в нем завершается общесома-тическое развитие и половое созрева¬ние человека, который достигает сво-его оптимума физического развития. Характеристика реальный, биологи-ческий или физиологический возраст указывает на степень изношенно-сти или, наоборот, сохранности организма человека по отношению к средней ожидаемой в данном возрасте или периоде жизни в конкретных культурно-исторических условиях. Причём в значительном количестве случаев реальный возраст может не совпадать с календарным возрастом, что объясняется как медико-биологическими, так и психологическими и социальными причинами. Психологический возраст индивида связан с уровнем развития личности и также варьируется в зависимости от кон-кретных исторических условий, уровня развития общества, принадлеж-ности к социальной группе, а также индивидуальных условий развития личности. Однако можно рассматривать эту категорию и с другой точки зрения, связав возраст индивида с его индивидуальными ощущениями своего возраста. Субъективно индивид может ощущать себя моложе или старше календарного возраста в зависимости от темперамента, характера, эмоциональности, состояния здоровья и самочувствия, обстоятельств его жизнедеятельности, внешних по отношению к нему обстоятельств и дру-гих причин. Социальный возраст оценивается по степени соответствия положения человека существующим в данной культуре нормам, с ожида-ниями и требованиями общества по отношению к социальной роли инди-вида, его статусу в данном возрастном периоде. Период взрослости ха-рактеризуется также наиболее высоким уровнем интеллектуальных, твор-ческих, профессиональных достижений. К особенностям развития в дан-ный период можно отнести гетерохронность развития, характеризую-щаяся тем, что не совпадают во времени физическая зрелость, умственная, гражданская и др.
По возрастной периодизации, принятой Международ¬ным симпозиумом в г. Москве в 1965г, средний (зрелый) возраст разделяют на 2 периода. Пер-вый период — 22-35 для мужчин, 21-35 для женщин и второй период — 36-60 для мужчин, 36-55 для женщин. Кризисы развития происходят в случае возникновения трудностей у индивида в тот или иной период. Для достижения истинной взрослости, по мнению Левинсона, необходимо ре-шить четыре задачи развития: 1) сформулировать, что собой представляет взрослость и что необходимо для ее достижения; 2) найти наставника; 3) начать строить карьеру; 4) установить близкие отношения.
Со взрослостью принято связывать такие новые личностные харак-теристики, как: 1) умение брать на себя ответственность, принимать ре-шения; 2) стремление к власти и организаторские способности; 3) способ-ность к эмоциональной и интеллектуальной поддержке других; 4) уверен-ность в себе и целеустремленность; 5) склонность к философским обоб-щениям; 6) защита системы собственных принципов и жизненных ценно-стей; способность сопротивляться проблемам реальности с помощью раз-витой воли; 7) формирование индивидуального жизненного стиля; 8) стремление оказывать влияние на мир и "отдавать" индивидуальный опыт молодому поколению; 9) реализм, рационализм, трезвость в оценках и чувство "сделанности" жизни; 10) стабилизация системы социальных ро-лей и др. За счет этих новоприобретений большинство взрослых людей обретают к середине периода - 40 годам - устойчивость в жизни и уверен-ность в себе.
Итак, характеризуя психологические характеристики взрослости, зрело-сти, можно привести следующие позиции. Молодость - начальный этап зрелости и вступления во взрослую жизнь. Молодость как «время путеше-ствий» – поиски себя и переход к стабильному образу жизни. Создание «мечты» и направленное формирование стабильной структуры жизни. За-дачи развития: осознание себя во взрослом статусе и принятие социаль-ной ответственности, прав и обязанностей, овладение профессией и начало профессиональной деятельности, поиск и выбор друга и вступление в брак, формирование отцовской и материнской позиции, воспитание детей, формирование образа и стиля жизни и круга общения.
Средняя зрелость (середина жизни). Расцвет творческой активности и профессиональной деятельности. Формирование потребности передачи опыта другим, наставничества. Возрастание потребности в достижениях и социальном признании, особая сензитивность к социальным оценкам. По-строение карьеры. Возрастание потребности в продуктивном самовыраже-нии. Индивидуализация и формирование самодостаточности и независи-мости.
3. Интервью как основной метод психологического консультирова-ния
Получение информации о клиенте и побуждение его к самоанализу не-возможны без умелого опроса. Закрытые вопросы используются для по-лучения конкретной информации и обычно предполагают ответ в одном-двух словах, подтверждение или отрицание ("да", "нет"). Например: "Сколько Вам лет?", "Можем ли мы встретиться через неделю в это же время?", "Сколько раз случались с вами припадки гнева?" и т.п. Откры-тые вопросы служат не столько для получения сведений о жизни клиен-тов, сколько позволяют обсуждать чувств, расширяют и углубляют кон-такт; закрытые вопросы ограничивают его. Первые широко распахивают двери хорошим отношениям, вторые обычно оставляют их закрытыми". Примеры открытых вопросов: "С чего Вы хотели бы начать сегодня?", "Что Вы теперь чувствуете?", "Что Вас опечалило?" и т.п. Открытые во-просы дают возможность делиться своими заботами с консультантом. Они передают клиенту ответственность за беседу и побуждают его исследовать свои установки, чувства, мысли, ценности, поведение, т. е. свой внутрен-ний мир. Основные моменты консультирования, когда используются от-крытые вопросы: 1. Начало консультативной встречи ("С чего сегодня Вы хотели бы начать?", "Что произошло за ту неделю, пока мы не виде-лись?"). 2. Побуждение клиента продолжать или дополнять сказанное ("Что Вы почувствовали, когда это случилось?", "Что еще Вы хотели бы сказать об этом?", "Не можете ли добавить что-нибудь к тому, что сказа-ли?"). 3. Побуждение клиента проиллюстрировать свои проблемы примерами, чтобы консультант мог лучше их понять ("Не сможете ли Вы рассказать о какой-либо конкретной ситуации?"), 4. Сосредоточение внимания клиента на чувствах ("Что Вы чувствуете, когда рассказываете мне?", "Что чувствовали тогда, когда все это произошло с Вами?"). Не следует забывать, что не всем клиентам нравятся открытые вопросы; у не-которых они повышают ощущение угрозы и увеличивают беспокойство. Это не значит, что от таких вопросов следует отказаться, но их надо тща-тельно формулировать и задавать в подходящее время, когда имеются шансы получить ответ.
Однако чересчур большая склонность расспрашивать во время консуль-тирования создает много проблем : • превращает беседу в обмен во-просами-ответами, и клиент начинает постоянно ждать, чтобы консуль-тант спросил еще о чем-нибудь; •заставляет консультанта принять на себя всю ответственность за ход консультирования и тематику обсуждаемых проблем; •переводит беседу от эмоционально окрашенных тем к обсужде-нию фактологии жизни; • "уничтожает" подвижный характер беседы.
1. Вопросы "Кто, что?" чаще всего ориентированы на факты, т.е. во-просы такого типа увеличивают вероятность фактологических ответов.
2. Вопросы "Как?" в большей мере ориентированы на человека, его поведение, внутренний мир.
3. Вопросы "Почему?" нередко провоцируют защитные реакции кли-ентов, поэтому их следует избегать в консультировании. Задав вопрос та-кого типа, чаще всего можно услышать ответы, опирающиеся на рациона-лизацию, интеллектуализацию, поскольку не всегда легко объяснить дей-ствительные причины своего поведения (а на них прежде всего и бывают направлены вопросы "почему"), обусловленного множеством довольно противоречивых факторов.
4. Надо избегать постановки одновременно нескольких вопросов (иногда в одном вопросе заложены другие вопросы). Например, "Как Вы понимаете свою проблему? Не думали ли Вы о своих проблемах когда-нибудь ранее?", "Почему Вы пьете и ссоритесь со своей женой?" В обоих случаях клиенту может быть неясно, на какой из вопросов отвечать, пото-му что ответы на каждую часть двойного вопроса возможны совершенно разные.
5. Не следует один и тот же вопрос задавать в разных формулировках. Клиенту становится неясно, на какой из вариантов надо отвечать. Подоб-ное поведение консультанта при постановке вопросов свидетельствует о его тревоге. Консультант должен "озвучивать" только окончательные ва-рианты вопроса.
6. Нельзя вопросом опережать ответ клиента. Например, вопрос "Все ли хорошо ладится?" чаще всего побуждает клиента дать утвердительный ответ. В этом случае лучше задать открытый вопрос: "Как обстоят дела дома?" В подобных ситуациях клиенты нередко пользуются возможно-стью дать неопределенный ответ, например: "Неплохо". Консультанту нужно уточнить ответ другим вопросом такого типа: "Что для Вас значит "неплохо"?" Это очень важно, так как часто в одни и те же понятия мы вкладываем довольно разное содержание.
Другие статьи в литературном дневнике:
- 28.02.2012. 1
- 27.02.2012. 2
- 26.02.2012. 3
- 25.02.2012. 4
- 24.02.2012. 5
- 23.02.2012. 6
- 22.02.2012. 7
- 21.02.2012. 8
- 20.02.2012. 9
- 19.02.2012. 10
- 18.02.2012. 11
- 17.02.2012. 12
- 16.02.2012. 13
- 15.02.2012. 14
- 14.02.2012. 15
- 13.02.2012. 16
- 12.02.2012. 17
- 11.02.2012. 18
- 10.02.2012. 19
- 09.02.2012. 20
- 08.02.2012. 21
- 07.02.2012. 22
- 06.02.2012. 23
- 05.02.2012. 24
- 04.02.2012. 25
- 03.02.2012. 26
- 02.02.2012. 27
- 01.02.2012. 28