Реплика

Константин Жибуртович: литературный дневник

В дни трагедий и потерь я читаю рецепты «погулять, позвонить другу/подруге, выплакаться мужу/жене/папе/маме/брату/сестре, купить тортик/вино» и так далее.


Всё это подразумевает – перенести внушительную часть душевной тяжести на другого, пусть и близкого, но тоже человека. А если ему/ей по причине личностного восприятия и психотипа ещё тяжелее, чем вам?


Внешняя реакция на любое событие, выбивающееся из ритма будней, часто сообщает о человеке примерно ничего. Мы, даже самые близкие, с браком или дружбой хоть в четверть века отношений, тем не менее слабо представляем, каково ему или ей. Мы вообще знаем о людях – так, чтобы до самых глубин души – совсем немногое.


Поэтому, вы должны быть готовы заранее – насколько это возможно. К смерти родителей, уходу любимого парня/девушки, потере работы или какому-то глобальному разочарованию. Я не о практично-бытовой стороне вопроса, а о душевной. Кстати, и помочь деньгами родственникам чаще всего намного проще, чем выслушивать ваши монологи.


Смысл выстраивания уникального внутреннего мира с осознанными не из книг и проповедей ценностями – только в этом. Здесь простая диалектика: в этом мире не так уж много вещей, способных вызвать подлинный отклик из самых глубин души. Но чем больше таких «вещей» вам по-настоящему дороги, тем выше шансы уцелеть.


Жизнь вообще, как подметил Вертинский,* штука скучная и монотонная. Поразительно, да? Он сам жил в далеко не сытые и обустроенные времена, со сменой географии и эпох, но говорит о скуке всей внешней событийности.


Вот – одна из истин: никто, кроме вас самих, не наполнит физическое существование жизнью. И если жизнь дышит в вас в любые дни, это маяк для окружающих без длительных бесед и рефлексий об одном и том же, просто разными словами.


Иногда достаточно просто посмотреть хороший (по вашим критериям) фильм. Послушать любимую музыку. Посмотреть спортивный матч. Написать о чём-то важном, что долго не получалось выразить.


И вы в относительном, но душевном порядке. С вами не нужно возиться. Это, к слову, одна из ступеней духовности. И лучшая помощь окружающим.


… В Нью-Йорке сегодня снова был классный хоккей. Он, кстати, позволил мне подметить о жизни нечто такое, что я не почерпнул из книг.


Давайте жить, пока мы живы.



******



*Жизни, как таковой, — нет.


Есть только огромное жизненное пространство, на котором вы можете вышивать, как на бесконечном рулоне полотна, всё, что вам угодно.


Вам нравится токарный станок? Влюбляйтесь в него! Говорите о нём с волнением, с восторгом, с экстазом, убеждайте себя и других, что он прекрасен!


Вам нравится женщина? То же самое. Обожествляйте её! Не думайте о её недостатках!


Вам хочется быть моряком? Океаны, синие дали... Делайтесь им!


Только со всей верой в эту профессию!


И вы будете счастливы какое-то время, пока не надоест токарный станок, не обманет женщина, не осточертеет море и вечная вода вокруг. Но, всё же, вы какое-то время будете счастливы...


Жизнь надо выдумывать, создавать. Помогать ей, бедной и беспомощной, как женщине во время родов.


И тогда что-нибудь она из себя, может быть, и выдавит...


(Александр Вертинский)



Другие статьи в литературном дневнике: