Уходящие кумиры
Может, кому-то это утверждение покажется спорным, но читать Юза Алешковского трудно. За его "зубоскальством", иронией, матерщиной - сложная действительность, в которой, увы, не всегда (и чаще всего) хочется смеяться. А скорее - плакать.
Его "Маленький тюремный роман" я прочла с интервалом дней в десять. Написан он в жанре диалога-монолога. Двое ведут диалоги в форме пространного монолога, а это не так легко "переваривать", поскольку нужно тщательно следить за рассуждениями героев, "врубаться" в их мысли и аргументы, что, естественно, требует от читателя большого напряжения.
Это не то чтение, от которого отдыхаешь, а, наоборот, устаешь, ибо поневоле становишься как бы и сам героем романа.
Тема "Маленького тюремного романа", если говорить схематично, о сталинских репрессиях. Но это - внешний фон. На самом деле - это серьезный философский роман о силе и низости человеческого духа, о зле и добре, Боге и Дьяволе - всем тем, чем наполнена наша жизнь, а в палаческих застенках приобретает особый смысл.
Когда роман прочитан, думаешь, что он появился не вовремя. Издан он в 2011 году, написан еще несколькими годами ранее. Но интереса, того, которого он заслуживает, нет, потому что тема сталинских репрессий в нынешнем российском обществе не на первом плане, что и естественно:жизнь ушла далеко вперёд и вообще коренным образом изменилась.
Да и у немногих хватит желания и терпения читать такую трудную в жанровом и языковом отношении вещь, как "Маленький тюремный роман"? И вообще, знает ли нынешнее молодое поколение россиян о самом Алешковском?
В конце семидесятых - начале восьмидесятых прошлого века из СССР на Запад уехало много талантливых писателей. Часть из них, как Алешковский, осела в США. После распада СССР их книги стали появляться и в России, вызывая не просто интерес, но даже - нередко - ажиотаж.
Увы, всё это в прошлом. Старшее поколение, хорошо знавшее "тех" писателей, уходит, у нового - свои кумиры. Появись "Маленький тюремный роман" на излете восьмидесятых, он бы, несомненно, вызвал и обсуждение, и критику, и воспоминания.
Как бы там ни было, писатель всё равно должен быть доволен:книга получилась, он сказал всё, что хотел, и сказал, как всегда, неповторимым и прекрасным русским языком.
ПРИЛОЖЕНИЕ:ГОЛОСА ИЗ ДАЛЁКОГО ПРОШЛОГО
"СОЛЯНКА"
7 ноября 1962 года. Праздник революции. Флаги, транспаранты. БГУ. Студенты. Комната на втором этаже. Две девушки - Ню и Нём. Кубинская девушка Глория. Объясняются на русском языке. У меня- комок к горлу. Как это здорово - революция сделала их сёстрами!
Рассуждения детсадовцев. "У меня палец болит". "Почему?". "В детсаде мы все теснились к радио, когда про район передавали. Аж, кажется, сердце выскакивало!".
После просмотра кинофильма "Повесть пламенных лет". "Жаль, меня тогда не было. Я бы взяла гранату, спряталась в лисьей норе и бросила бы в школу. Не мучили б немцы детей в школе".
"Вот бы мне трактор!. "А чтобы ты делала?". "Тракторила".
ЛЕНИНГРАДСКИЕ ЗАМЕТКИ
В Исакиевском соборе:"У нас здесь, как на вокзале, все торопятся".
В Петродворце:"Вологодские, костромские, ярославские! Ко мне!".
На Пискарёвском кладбище есть запись Тани Савичевой:"Все умерли. Осталась одна Таня".
На кладбище - митинг делегаций. Американские девушки разговаривают с нашими солдатами. "Таль лучше Фишера..."
Русский музей, книга отзывов. На запись "ничего не понял" ответил ученик московской школы:"Осёл остаётся ослом, даже если его осыпать звёздами. Надо не только вращать глазами, но и шевелить мозгами".
СТУДЕНЧЕСКИЕ ПЕСНИ
Я, ребята, студент, вам понятно, и это не ново, в настоящий момент, это самое веское слово. Век живи, век учись, попивая чаёк с маргарином, так проходит вся жизнь, а умрёшь ты дубина дубиной. Мне не мало дано:две десятки в четыре недели, я их прожил давно, и душа еле держится в теле. В звоне каждого дня не даёт мне желудок покоя, денег нет у меня, жизнь, ты знаешь, что это такое. Ах, как годы летят! Мы грустим, седину замечая. Жизнь, ты помнишь ребят, что погибли, диплом защищая? Так ликуй и вершись в трубных звуках весеннего гимна, я люблю тебя, жизнь, только ты вот ко мне не взаимна!
Раскинулось море по модулю пять, вдали полиномы стояли, товарищ не мог производную взять, ему очень строго сказали:"Анализ нельзя на аллаха сдавать, тобой ассистент недоволен, изволь теорему ты доказать, иль будешь с физмата уволен". Хотел доказать, но сознанья уж нет, в башке всё давно помутилось. И бросил товарищ на землю билет, упал, сердце в ноль обратилось. Напрасно билет предлагали другой, стараясь привесть его в чувство, пришёл фистенгольц, покачал головой-вот карая муза беспутства. Всё ночь в деканате покойник лежал, в штаны Пифагора одетый, в руках он зачётную книжку держал и три запасных шпаргалета. А завтра, едва лишь раздался звонок, друзья с ним проститься решили, из векторов крест, из цислоид венок на тело его возложили. К ногам привязали ему интеграл, и в матрицу труп обернули, надгробную речь сам декан прочитал, и тело с физмата спихнули. Напрасно старушка ждёт сына домой, ей скажут,-она зарыдает, а синуса график волна за волной по оси обецис убегает. (Записано в Академгородке под Новосибирском).
Другие статьи в литературном дневнике: