Фигура умолчания

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Прочла интервью сотрудницы белорусского музея Адама Мицкевича(город Новогрудок). Оказывается, она с 2012 года разыскивает материалы о еврейских корнях поэта. Подумалось:как меняются времена!
Мицкевич-польский поэт, но своим его считает и Литва, где он одно время учился. И Беларусь, в состав которой входит с 1939 года Гродно и Гродненская область, а Новогрудок расположен в этой области.
Израиль признаёт Мицкевича великим польским поэтом и не "претендует" на его еврейство, хотя мать у него была крещеная еврейка. Но именно потому, что была крещеная, она считается выпавшей из своего народа, а Мицкевич, хотя по материнмской крови - еврей, таковым тоже не считается, тем более, когда ему исполнился год, его тоже крестили в католической церкви.
В сущности, всё это, скорее, интересно специалистам, изучающих творчество поэта. Однако сотрудница музея, начавшая изучать его еврейские корни, руководствуется и весьма прагматическими соображениями:она надеется привлечь на экскурсии в музей евреев из разных стран.
Сомневаюсь, что эта затея будет иметь большой успех, хотя бы по соображениям, высказанным свыше.
И всё-таки, как меняются времена! О еврейских корнях Мицкевича в советскую эпоху не говорили, и знали о них разве что узкие специалисты. Я сама о них лишь недавно узнала.
Да что там - в советскую! Прочитайте очерк Венедикта Мякотина о Мицкевиче в одной из книг знаменитой библиотеки Павленкова. Там тоже об этом ни слова, а ведь он написан до революции. Наверно, не хотел "портить" биографию поэта.
Но почему же все-таки так важно было помнить и говорить об этих корнях поэта? Да потому, что никто так и не мог, тот же Мякотин, объяснить толком, почему Мицкевич ударился в мистицизм, утверждал, что только союз Франции, Польши и Израиля(?) приведет народы, и в первую очередь, польский к независимости.
И уж без упоминания еврейских корней поэта никак не поймешь, почему Мицкевич во время Крымской войны поехал в Константинополь, чтобы создать там Еврейский легион. Мякотин, кстати, об этом вовсе умалчивает, видимо, посчитав, что поэт свихнулся.

ПРИЛОЖЕНИЕ:ГОЛОСА ИЗ ДАЛЕКОГО ПРОШЛОГО
ПРИМЕТЫ ВРЕМЕНИ
Блокнотик размером с ладонь. Из отходов бумаги. Полиграфкомбинат им. Я. Коласа. Минск, Красная,23. цена 5 коп.
На обложке с лицевой стороны рисунок:лесок, издали деревенский дом, а впереди во весь рост молодой парень со связанными руками, которого ведут на расстрел два немца с винтовками в руках.



Москва, февраль 1962, Литературный музей. Толстовский зал. "Кому у кого учиться писать":крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят? - небольшая книжечка, издание "Посредника", номер 929. Заглавие заинтересовало. В нём одна из черточек толстовского характера.
Поразил портрет Толстого:мудрый старец, глубоко задумавшись, сидит в кресле. Одна рука держит карандаш, упирающийся в рукопись, вторая лежит на рукописи свободно. Подпись:"Я - человек, отрицающий весь существующий порядок и власть и прямо заявляющий об этом".
Вторая картина:Толстой, энергично опираясь на палку, идёт по лугу, на котором пасутся кони. Вдали виднеется деревня, крестьянские домишки с соломенными крышами. Короленко:"Над его пейзажем светит солнце, несутся облачные пятна, есть людская радость и печаль, есть грехи, преступления и добродетели".
Третья картина - Толстой за плугом. Блок:"Пока Толстой жив, идёт по борозде за плугом, за своей лошадкой,- ещё росисто утро, свежо, нестрашно, упыри дремлют, и слава Богу:Толстой идёт,- ведь это солнце идёт".
Л.Толстой:"Писать надо только тогда, когда каждый раз, что обволакивает перо, оставляешь в чернильнице кусок мяса".
...Лес, тропинка, столб с указателем:"На могилу". Девочка в жупане указывает крестьянскому мальчишке в лаптях(видать, не одну версту прошёл) как пройти на могилу Толстого. Горький:"... Через несколько лет, когда ты будешь постарше и сам начнёшь читать прекрасные книги Толстого, ты, милый мальчик, с глубокой радостью почувствуешь, что Толстой - бессмертен, он - с тобой, и вот дарит тебе часы наслаждения его искусством".



В Литературном музее хранятся вещи Л.Толстого:ветхая рубаха зелёного цвета, с надорванным, будто чьими-то зубами прокусанным в разных местах карманом; джемпер вязаный, очень заношенный и ветхий светло-желтого цвета; чашка с блюдцем, кошелёк, рукавицы, ботинки.
Толстой:"Читали ли вы подробные положения об освобождении? Я нахожу, что совершенно напрасная болтовня. Мужики недовольны".



Другие статьи в литературном дневнике: