Остаётся нетленным
Перечитала ранние произведения Ильи Эренбурга и была поражена его мастерством. До этого в памяти главным образом "отложились" его "Оттепель" и мемуары. Ранние произведения как-то не впечатлили, да и не могли впечатлить на фоне советской психологии и советского восприятия вещей.
К тому же, о них не говорили, а время написания - 1921 год - казалось очень далёким. Да и творческая манера Эренбурга настолько "несоветская", что, повторюсь, при советском менталитете не могла быть принята так, как принимается сейчас.
Поражает глубокое понимание Эренбургом происходящего в стране Советов, явно не оцененное не только обществом, но и собратьями по перу, тонкий показ психологии героев, их постепенно нарастающую неудовлетворённость происходящим и самим собою, удивительно сочный язык...
Издательство "Феникс" собрало ранние произведения Эренбурга и переиздало их ещё в 2000 году тиражом в 10000 экземпляров, что по нынешним временам довольно много. Но, боюсь, нынешний читатель не очень склонен к столь не простому чтению. В анонсе о романах "Необычайные похождения Хулио Хуренито" и "Жизнь и гибель Николая Курбатова" сказано, что это романы авантюрно-плутовские, социально-психологические, пародийные, философские, но на самом деле все эти определения оторваны от времени их создания. А именно его, это время, прежде всего с беспощадной правдой раскрывают произведения Эренбурга. И я бы назвала их жанр как РЕАЛЬНАЯ ФАНТАСМАГОРИЯ, хотя в реальности такой жанр не существует.
И удивительно, как в период репрессий Эренбургу не припомнили эти произведения.
Новый мир и его строители выглядят такими упырями, что эти строители начинают пугаться сами себя. Такого обличения, без громких слов, а только с помощью "внутренней психологии", нет ни у одного советского писателя.
Современная литература такого впечатления не производит, хотя "мастеров", особенно в их собственных глазах, развелось немало. Но только прочтя такие произведения, как у Эренбурга, понимаешь, что действительно остаётся нетленным.
ПРИЛОЖЕНИЕ:ГОЛОСА ИЗ ДАЛЁКОГО ПРОШЛОГО
Август 63. Как-то повесила фото Ахмадулиной под портретом Ленина. Однажды подумала:"несоответствие". Потом усмехнулась:пусть себя под Лениным чистит.
Мне теперь кажется странным, что можно спорить и вырабатывать свой "телеграфный" стиль или упорно подражать кому-то. Стиль для меня понятие более широкое. Это - определение писательского направления, его тем (любимых и постоянных), мировоззрения. Что же касается литературного оформления, то каждый рассказ требует своего стиля, в зависимости от того, что ты хочешь в нём поведать миру, внутренний мир самого героя раскрыть.
Всё, о чём я пишу, было "со мной или было со страной". До последнего я ещё не поднялась,- чтобы отображать сильно и правдиво важнейшие события страны, но к этому стремлюсь. Я пишу и чувствую "тысячу вещей", особенно из сельского быта:когда и в какие сроки убирают лён, сеют и жнут пшеницу...Теперь надо ко всему прислушиваться, всматриваться - жадно и каждодневно!
Сентябрь 63. Всё время мучительные раздумья:то взлёт, то "падения"... И творческая вялость. Будущее покрыто мраком во всех отношениях. Я пока в тупике. Чёрт возьми, когда же я встряхнусь! Разорвала отношения с Т. Третий год знаем друг друга, а общего языка не нашли. Меня больно удивляет её манера всё переиначивать на свой лад, никогда не сознаваться в собственных ошибках. К тому же, она необязательный человек. Сказала, чтоб побольнее уколоть меня, что ни в чём не чувствует передо мной вины, потому что я ей никто - не родной человек...
Мне стало очень грустно. Как много плохого стало прорываться в ней, а она даже не замечает этого. Жаль, что столько теплоты я потратила зря- не "растопила" её. А ведь порою мне казалось, что всё-таки моё отношение в какой-то период было благотворным. Но это, к сожалению, бывало лишь в часы её неудач, обид, когда требовался сильный друг для поднятия духа. Что ж, для такой роли я, видимо, подходила. Когда же наступало "затишье", ей было не до меня, и она начинала говорить о крайностях в моём характере, неблагодарности и т.д.
Просто удивляешься, как может человек такое выдумать. А "секрет"-то всех наших раздоров - в воспитании различном. Лицемерие и ханжество ей кажется страшным, когда касается вплотную её самую. А потом она обо всём забывает, и с этими же людьми в "хороших" отношениях. Это её устраивает, меня - нет. Не люблю сюсюканья и "серединок", по мне лучше - "крайности". За последний год она столько раз показала свою непринципиальность и неискренность, особенно по отношению ко мне, что при одном воспоминании хочется замкнуться в себе и ни о чём не думать. Жаль только разочаровываться в людях. Мне стало просто не вести в этом отношении.
Сидела в театре... И вдруг подумала:как здорово наблюдать за жизненными явлениями, делать выводы. Чертовски сложно и интересно! Раньше я писала статьи довольно бездумно. Теперь стараюсь найти зависимость одних явлений от других. Я хочу быть настоящим "моральным публицистом".
Науменко сказал:"Я должен похвалить вас за очерк. Нашему времени как раз и нужны такие журналисты. А вы станете хорошим журналистом, и вам надо развиваться в писатели. Но надо осторожнее обходиться с "я". Пока ваше имя не известно в литературе, надо помнить об этом, чтобы не брать на себя сверх положенного".
Я согласилась с ним. И в то же время его оценка моих способностей заставила задуматься, ведь он же меня пока совсем не знает, а говорит о "развитии в писатели", значит, действительно мои силы видны даже в путевых заметках.
Вывод - повысить к себе требовательность.
Другие статьи в литературном дневнике: