Подмена

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Центральное статистическое бюро Израиля впервые рассказало о социально-экономическом положении дел в стране в виде географической карты. По ней можно узнать, какие условия жизни в том или ином регионе, каков уровень образования населения, сколько - на попечении социальных служб, какова стоимость жилья...
Сведения полезные для общего развития. Но насколько они могут помочь обычному гражданину в устройстве собственной жизни?
Вопрос возник потому, что сообщение о создании этой карты на одном из русскоязычных сайтов помещено под заглавием:"Карты ЦСБ помогут найти жильё в подходящем месте". Не помогут, потому что эти карты уже в день их выхода в этом вопросе устарели. Цены на аренду жилья растут бешеными темпами во всех регионах.
Еще несколько лет назад жильё на севере страны считалось относительно дешёвым, потому что молодёжь стремилась жить главным образом в центре. Но цены на съём жилья там стали такими заоблачными, что молодёжь поневоле устремилась на север. Спрос рождает предложение, и теперь и здесь цены выросли вдвое.
Поэтому попытка с помощью карты искать жильё будет выглядеть по меньшей мере наивно.
По аналогии с этой историей вспомнилась другая, в ином плане, но общее между ними есть. Это история о том, как в ЦАХАЛЕ на полном серьёзе решили с помощью иллюзиониста Ури Геллера помогать гражданам ... искать убежища по месту жительства. Они должны были ему звонить, говорить, где они живут, он отмечал на карте, а потом должен был давать советы.
Не знаю, "купился" ли кто-то на эту чушь. Когда началась операция в Газе "Нерушимая скала", об этом уже никто не вспоминал. Да и после завершения операции - тоже.
Что же общего в этих вроде бы разных историях? Общее в том, что вместо того, чтобы решать конкретные проблемы, от них постоянно стараются отвлекать и подменять. И пока это удаётся.


ПРИЛОЖЕНИЕ:ГОЛОСА ИЗ ДАЛЁКОГО ПРОШЛОГО

12.03.63 Получила письмо из Минска. Напечатана моя статья об университетской жизни, кое-что из раздумий. Сницерова восприняла это как сведение счётов. Ерунда! Просто всем надоела тупость в преподавании, мне тоже. Бесит, когда считают:"Не сметь своё суждение иметь!". А каждую попытку высказать что-либо своё, встречают в штыки:"нигилизм", "невежество", "неэтично"! И никто не пытается разобраться в твоих поисках. Та же Сницерова несколько раз читала мне морали, не дав раскрыть рта, а потом уходила, довольная собой:провела воспитательную работу! И нисколько не понимала, что после этого в душе студента остаётся презрение, что он не настолько глуп, как ей кажется, что способен сам оценивать свои поступки.
Смешно, какие у меня могут быть счёты с Ромашко? Жаловалась она на меня? Ну так что же? Это её право. Просто мне обидно за неё, что она не так передаёт студентам свои знания, всё пытается уложить в заранее определённые рамки и боится отступить от них. Но нынешних студентов этим не возьмёшь! Нам очень многое хочется знать и во многом разобраться. На то мы и живём. И только так надо жить,- в поиске и горении!
А тут - "сведение счётов". Вот как преподаватели понимают своих студентов. Учат нормам морали, говорят о долге, чести... А для самих всё это пустой звук.


24.03.63 Горький говорил Серебряковой:"Пока не пишите автобиографических повестей. Не всем дано, как Толстому, начать гениально с описания детства, отрочества и юности. В молодости легко загубить эту большую тему... Писатель с дарованием пишет лучшие произведения в пору творческой зрелости".
Я читаю сейчас Горького. Меня спрашивают:"Ты читаешь потому, что надо по программе, или из желания?". Отвечаю честно: и так, и так. Я уже не могу читать только программные вещи, против этого я восстаю всем своим существом. Это всё равно, как стянуть талию корсетом:вроде, и красиво, но в то же время - не естественно. Я читаю сейчас Горького с каким-то обострённым вниманием. У него я нахожу многое, что помогает мне ответить на многие вопросы.
Как-то меня упрекали, что я, мы, современная молодёжь, не любим классиков, мало читаем их книг. В этом есть доля правды. Многие не читают книг, хотя бы в минимальном количестве, из-за узкой специализации, которой они подчиняют себя, поступив в какой-нибудь вуз. Другие, стремясь наверстать это, читают только современное, дабы не отстать от "моды". Для меня важно (и тянет) и то, и другое.
Но я считаю, что классику надо читать в зрелом возрасте. Говорят, надо перечитывать. Да, надо! Но, опять же, в зрелом возрасте. Пусть я ошибаюсь. Но ведь сколько примеров, когда "тонкая классическая литература" воспитывала в душах не мужество, силу воли, а какие-то "неясные порывы", как у Карамзиновской Лизы. Я ничего не имею против "прелестной Татьяны", вообще против глубины чувств, но не люблю пустые страдания, которые кое-кто из девиц выдумывает себе. И потом днями лежат на кровати, бессмысленно уставясь в потолок. Я - за активное действие, и потому терпеть не могу таких. Меня это страшно бесит.
Когда же становишься старше, возмужаешь, а душа потянется к прекрасному, тогда и книги Толстого, и Бунина, и Гаршина напоят тебя музыкой, каким-то просветлённым чувством, мир станет шире, привольнее... Горький же необходим всегда, в любом возрасте. Он всегда даёт ясный ответ. Он заражает пафосом своих книг, их романтизмом и простотой, их гневом и муками... Его люди - герои всегда сильные, даже если они "со дна", а язык всегда весок и звучен, как удар колокола.
О. какая сила страсти! И как об этом не подумал Солженицын, когда писал "Матрёнин двор"? Некоторые в редакции спорили со мной, когда я высказалась так. Побоялись, видимо, сказать потому, что он же написал "Один день Ивана Денисовича". Когда в "Литературке" появилось высказывание о рассказе, я как-то не заводила разговор об этом в редакции опять. А жаль. Может, когда появилась "официальная" точка, спорщики переменили "кочку зрения"?
О, эта беспринципность! Слепое подражание моде и нежелание хоть самому в чём-то иметь своё мнение, попытаться мыслить реально! Легче всего отмахнуться от мучительных поисков, жить "по шаблону". А надо найти историческую правду, своё место "в рабочем строю", иметь своё "я", принципы, совесть непоколебимую, идеалы! Иначе - не жизнь, прозябание. Ненавижу таких!



Другие статьи в литературном дневнике: