Урок на будущее

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Интересовался бы кто-нибудь Наполеоном, не обломай он зубы о Российскую империю? Вопрос несколько неожиданный, и пришёл он мне в голову после прочтения книги Мишель Моран "Избранница Наполеона". В сущности это попытка рассказать о второй жене Наполеона, но что особенного расскажешь о восемнадцатилетней избраннице?
Ясно, что это книга прежде всего о Наполеоне, потерявшем всё и вся после похода в Россию. О нём - в представлении писательницы, которая больше уделяет внимания его отношениям с первой женой - Жозефиной, поскольку здесь есть чем "поживиться":сохранились письма, написанные ими друг другу.
А так - ничего нового:в сущности повторение о Наполеоне сказанного другими авторами - историками и писателями. И, естественно, особый упор на войну с Российской империей, поскольку без этого образ Наполеона не может быть полным.
Но поскольку Моран главной героиней избрала вторую жену Наполеона - Марию-Люцию, она пытается сделать из неё антипода мужа-завоевателя, сожалеющую о несчастных французских солдатах, погибших на заснеженных просторах бескрайней России.
( Тут, естественно, сказано и о сильных морозах, которыми в другом веке будут объяснять свои неудачи и разгром другие агрессоры, напавшие на Россию - немцы).
Но выглядит "оппозиционность" Марии-Люции - по воле автора - весьма неубедительно. Победи Наполеон, и она продолжала бы нести крест послушной и верной жены.
Мишель Моран - писательница молодая, автор других исторических книг, в частности, о Клеопатре. Свою увлеченность Египтом она перенесла и в эту книгу, сделав сестру Наполеона Полину страстной поклонницей Египта. И не просто поклонницей, а якобы мечтающей о том, что Наполеон женится на ней, как женились на своих родственницах фараоны, чтобы сохранить власть, вернётся в Египет, и они вдвоём будут править им(!?).
Все эти новации явно с душком, хотя смысл их понятен:чтобы привлечь обывательский читательский интерес.
"Осовременила" она и будущую вторую жену Наполеона, которая, как только ей исполнилось восемнадцать лет, проявила инициативу и сделала любовником человека, который ей нравился. Неужели у принцессы Австрийской были такие свободные нравы?
Собственно, на этих "мелочах" приходится останавливаться по одной причине. Сейчас в западной литературе заметно увлечение историческими темами. И, кстати, пишут в основном женщины-писатели. Хватаешься за книгу, думаешь, что-то новое, серьёзное сказано. Но, увы, - всё тот же "женский роман", рассчитанный на невзыскательную публику. Главное - пощекотать нервы, заинтересовать на вечер-другой, а на большее и рассчитывать не приходится.
И всё это не так уж безобидно, потому что настоящая история всё гуще покрывается налётами вымысла, фантазиями и псевда -историчности.
Так и в истории Наполеона мы можем сказать, что одно было несомненно и достоверно:он был разбит в России и позорно бежал оттуда.
Хороший урок на все времена. Гитлер его не усвоил, и тоже был бит. Кто следующий?


ПРИЛОЖЕНИЕ:ГОЛОСА ИЗ ДАЛЁКОГО ПРОШЛОГО
СИБИРСКИЙ ДНЕВНИК(10.02 -10.05.63)
Лекция о поэзии. Поезд Москва-Новосибирск.
Я сидела в купе и писала. Вдруг услышала:"А Володя Луговской писал так:"Большой человек постарел на пол-тона, и девушки с лёгкой ленцой сначала смотрят на его пальто, потом - на его лицо".
Я выскочила за дверь:поразило - "Володя Луговской". В коридоре стоял военный инженер, мой сосед по купе, а напротив - грузноватый высокий мужчина. Ему было ха пятьдесят, виски тронула седина. Мужчина покачивался:выпил. Он без умолку говорил о поэзии и читал, читал стихи... "А Саша Прокофьев писал так,- я имею право говорить "Саша", он мой ровесник,-"Весна. Тащилась беспрозванным краем. Там, где ни ступит,- там теплей. За ней тащился, словно фраер, а, может, мученик, апрель" Мужчина многозначительно посмотрел на нас. "Учтите, после каждого слова - пауза. Великий поэт всегда так пишет. Ещё важно - как прочесть. Можно по-школьному:"Бум-бум-бум!". А надо - по Станиславскому, вот так:"Я - одинок, как единственный глаз у идущего к слепым человека". Это Маяковский. Чувствуете, какая трагедия? Мужчина вздохнул. Читал он мастерски, артистично.
Снова заговорил о Маяковском:"Потрясающая личность. Его критиковали - Пушкину "ты" сказал! Как, мол. - хамство, невежество! А ведь проще Маяковского, душевнее никто о своей любви к Пушкину не сказал.
Маяковский был однолюб. Писал:"Я сейчас свободен от любви и плакатов... Не навяжусь мелахонлией чёрной". Маяковский умел любить. Как гневно он написал "Любимой, брошенной Молчановым". А знаешь, кто такой был Молчанов? Пройдоха в поэзии. Полюбил рыбачку. Выбился в поэты-декаденты, написал любимой "Прощай". А чтобы оправдаться, вывод сделал:"Прости меня, я люблю другую, и стягивающую корсет изысканную её грудь тугую... За боль годов, за все невзгоды глухим сомнениям не быть, под этим мирным небосводом хочу смеяться и любить!".
- Ишь, нечистоплотный тип!- мужчина возмущённо покивал головой и злорадно проговорил:- а Маяковский всыпал ему будь здоров! Как это у него:"Шёл я верхом, шёл я низом...". Нельзя отрицать чувственность. Но не такую, как у Молчанова, связанную с подлостью души,- мужчина говорил взахлёб, не всегда точно цитируя поэтов, но с любовью, с жаром, перескакивая с одной темы на другую. Объективно говорю... Продолжаю! Был такой поэт - Иосиф Уткин. Написал он поэму "Детство". Напечатал в "Комсомольской правде". В чём ошибка Уткина? Мальчик-еврей увлёкся Майн Ридом. Решил прирезать тётю. "Честная правда. С Костей вдвоём мы - настоящая добрая фирма:звёзды считаем, песни поём и ударяем по ширме".
Уткина проработали за вывод:"В жизни, мои дорогие друзья, надо прижуливать малость. Чтобы по банку 16 и 7 двадцать один получалось(игра в очко). Снова Уткин повторяет:"В жизни, мои дорогие друзья, надо уметь передёрнуть". Маяковский возмутился:"До чего "Комсомольская правда" учит прижуливать. Может, поэт и не думал это вывести. Но ведь важно не что думал, а что сказал".
Без всякого перехода мужчина заговорил о любви. Байрон писал в "Дон Жуане":"Идите к цели смело, надежда на успех не портит дела, дразните их любовь, и вас победа ждёт". И продолжил, обращаясь ко мне:"Как Тургенев высказывался,- не физиолог Павлов, а писатель Тургенев сто пятьдесят лет назад:молодость определяется жизнедеятельностью организма. Думаешь, старый, ничего не значит. Мужчина есть мужчина. Остальное - декорации. Как в театре меняются - и всё.
Поехал к другу в Ленинград. Трагедия:жена как женщина расклеилась. а он - в полном соку, увлёкся молодой. Скандал! Но он лучше 20-летнего юнца. Юнец, обнимая девушку, не даст ей того, что хочется.
Я удивлённо посмотрела на него:поэзия и пошлость? "У меня было две жены. Одну не любил, но любил детей. Другую любил, а её ребёнка не любил. Взрослые должны скрывать свои отношения ради детей. Дети ничего не должны знать. Я дочек своих люблю. Старшая на филфаке в университете занимается. Говорит:"Папа, письмо с ошибками пишешь". А я:"Я не лингвист, я - инжерер-механик. Меня и жена укоряла:"Ты, Ваня, пойдёшь на базар и в мясе ничего не разбираешься". А я забраковал на заводе машину, упрекнули:"Слишком много знаете". Ну и что? Главное, чтоб душа была молодая. Не надо к жизни формально относиться. Я вот теперь человек свободный. Я в библиотеку бегаю, проверял, правда ли Тургенев сказал те слова об организме. Я куда хочу, туда и иду. У меня 120 рублей пенсии. Вот взял и поехал в Казань к брату. Мне говорят:"Товарищ Андреев, вы ещё можете работать". А я:"Пришла пора,- отдохнуть хочу. Вдовец. Заботиться некому, вот и буду к родственникам ездить".
- Я раньше ленинградцем был,- пояснил он. - С 48 года - москвич. Из Москвы надо пятьдесят процентов населения выселить, тогда хороший народ останется. А то - нахалы. Вдруг он засмеялся. "Вспомнил молодость. Учился тогда в Ленинградском технологическом институте. Тогда сдавали только зачёты. И не так, как теперь. Заходишь - гоняют по всему курсу. Надо было сдать так называемый "минимум". Сдашь,- обеспечен стипендией, гуляй, сколько хочешь. Увлекали меня Ляльки рыжие!- со вкусом проговорил Андреев.- А тут вопрос:"Теория Эйнштейна". О ней ещё мало и плохо знали. Она было у нас в факультативной программе. Я так и сказал профессору. Тот хмуро посмотрел на меня:"Однофамилец у вас - крупный специалист, а из вас учёный не выйдет". А я и не стремился и стал инженером".






Другие статьи в литературном дневнике: