Путь поэта

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Никогда не понимала тех литераторов, которые увлекаются политикой и пытаются в ней участвовать. Особенно тех, кто, обладая талантом, стремится пробиться в высшие эшелоны власти. Зачем?
Этот вопрос я задаю себе, наблюдая за тем, как хороший белорусский поэт Владимир Некляев не просто с головой влез в политику, но снова, как и в 2010 году, готов участвовать в президентских выборах 2015 года.
Беларусь это не Чехия, и Гавелом Некляеву не стать и в 2015 году. Не думаю, что он этого не понимает. К тому же, в следующем году ему исполнится 69 лет. Это в США на возраст политиков не смотрят, потому что к 70-ти годам у американских кандидатов в президенты накоплен большой политический и государственный опыт, который оставляет вопрос о возрасте на втором плане.
А какой опыт у Некляева? Только сугубо творческий, поэтический. Можно ли управлять государством, имея в запасе только его?
К тому же, Лукашенко на восемь лет моложе, и у него накоплен двадцатилетний опыт руководства страной. Кто захочет "менять" Лукашенко на Некляева?
Раньше у белорусской оппозиции был, как ей казалось, сильный козырь:народ, дескать, устал от "вечного президента" и хочет перемен. Если у какой-то части общества и были такие настроения, то после украинских событий они исчезли.
Недавно корреспондент белорусской службы радио "Свобода" провела опрос на улицах Минска, и все говорили, что дорожат тем миром и спокойствием, которые царят в республике, и что Лукашенко проводит выдержанную и правильную политику.
Соцопросы показывают, что рейтинг Лукашенко круто пошёл вверх, и у оппозиции на новых выборах ещё меньше шансов, чем пять лет назад. И до чего же додумался тот же Некляев? В тюрьме всё ещё сидит один из кандидатов в президенты на выборах 2010 года Николай Статкевич (за участие в несанкционированных событиях у Дома правительства после оглашения результатов голосования). Лукашенко давно был готов освободить его, если тот подпишет прошение о помиловании. Статкевич отказался, и уже пробыл половину шестилетнего срока, которым его "наградила" власть. "Хочет быть героем, пусть", -обычно лаконично отвечает Лукашенко на вопрос, почему он не помилует Статкевича сам.
Суровая же реальность такова, что если бы не его новая жена Марина, которая постоянно о нём напоминает, о Статкевиче уже давно бы забыли. Народу оппозиция в таком виде, в каком она существует, давно прискучила, сами оппозиционеры тоже редко вспоминают о Статкевиче, который своим тюремным упрямством мозолит им, привыкших к комфортному существованию, глаза. Кроме Некляева, который за выборы 2010 отсидел и несколько месяцев в тюрьме, а потом год под домашним арестом.
Одно время Статкевич через жену пытался из тюрьмы устроить разборки с Некляевым, намекая на какое-то чуть ли не предательство со стороны того.
И вот теперь Некляева вдруг осенило:надо сделать Статкевича единым кандидатом в президенты от оппозиции, а поскольку его могут не зарегистрировать, надо выбрать его дублёра, которого зарегистрируют, и который обязуется доносить до народа программу Статкевича.
И Статкевич дал добро на эту ахинею. Его понять можно:сидеть ещё долго, могут и вообще забыть, что такой политик существует, а тут будут постоянно вспоминать.
А кто будет "дублёром" Статкевича, нетрудно догадаться. Разумеется, сам поэт Некляев.
Убей меня, не пойму, зачем ему всё это? Какая-то неадекватность мне видится во всём этом.


ПРИЛОЖЕНИЕ:ГОЛОСА ИЗ ДАЛЁКОГО ПРОШЛОГО


Дм. Голубков дебютировал в поэзии тридцатилетним. Его первый сборник "Влюблённость" вышел в Москве, в 1960 году. Он несколько разочаровывает. Потому что нет скидок на "младенчество" поэта. И даже - на юность. Мерка сразу - на зрелость. За плечами поэта - средняя художественная школа при институте им. Сурикова. Факультет журналистики МГУ. Кисти, палитра, стихи...Забывая о них, поэт "приземляется". А смотрит глазами художника - стихи, как "глины ком в руках творца". И поэт умело ваяет(гром бранится громко, как пастух). Поэту удаются психологические портреты - природы или человека. Это и стало удачей второго сборника его "Свидание", книга лирики(1962).


Каждая истина отвлечённа. Пока не проверена на практике. Культ Сталина разоблачён. Для творчества - дух свободы, поисков. Смелых и даже дерзких. Но верных жизненной правде. Поэзия стала "раскутой". Авторитет вождя подавлял. Не всегда хватало слов -рифмовали "Сталин - сталь, даль". Стихи становились чугунными. Не было "дали" в них. Мысль упиралась в один и тот же круговорот прославления. Не наполнялась глубокой философией.
Это было не бедой отдельных поэтов, а горем всей поэзии. Винить поэтов не стоит. Такое уж было время( Хотя Твардовский и тогда сумел остаться верен себе, писал о народе и прославлял его, а не пел дифирамбы "верховному жрецу").
Это особенно чувствуешь, сравнивая сборники Виктора Гончарова, один - десятилетней давности, другой - нынешний. Он автор более десятка книг. Многое из изданного поэтом могло и не существовать. Оно не внесло в его творчество ничего нового. Они забыты. Потому что статистичны, как бухгалтерский отчёт. Трескучи, унылы, лишь с намёком на тёплую улыбку. Пишет о Кубани, а своеобразия её не чувствуется. Особенно неудачны - политические стихи и "трудовые". Головастиков в них,- хоть сети расставляй.


НЕСКОЛЬКО "ЗАПОЗДАЛЫХ" МЫСЛЕЙ
В ТЮЗЕ поставлен спектакль "Зайка-зазнайка. Главная мысль пьесы:всегда и всюду, и прежде всего - скромность. Мораль не новая. Незатейлив сюжет пьесы. Но в нём есть и фантазия, и весёлый юмор, и интересные перепития с главным героем.
В спектакле же всё это бледнеет. В нём обеднённость мысли, плоские шутки, примитивная игра. "Своеобразное" понимание контакта со зрителем. На сцене - лесник. Прочухавшись после сна, он разглагольствует о пользе... кефира. Десять минут попыток поострить.,- рекламы молочных продуктов. Потом начинается игра в кошки-мышки. Пока лесник спал, у него украли ружьё. "Дети, а, дети, кто украл ружьё?". "Заяц!!"- хором подсказывают дети(по своей простоте душевной они полагают:раз их спрашивают, надо отвечать).
- А? Кто? Волк? - лесник приставляет к уху руку (артист Б.Пискун).
- Заяц!!!-а-а-я-...- крик в зале нарастает, как морской прибой.
-А? Кто? Лисица? -лесник всё еще "не разумеет".
Дети скандируют:"Заяц! Заяц!!", стучат ногами вне себя от азарта и досады.
- Кто? Заяц? Ах, заяц!- на пятый раз доходит до лесника. Доволен и лесник:"наигрался".
... На сцене - зайцы. "Черти!". "Тоже скажешь!". "У нас на бал-маскараде не такие были". "То у вас! А это современные зайцы!"
У "зайцев" узенькие стильные брюки, цветастые кофты на выпуск. Всё по "последней моде". Лисицу обрядили в фартук, и она смахивает на мясника. Зато квартиру её "цивилизовали" по последнему слову техники:газ, телевизор, настольная лампа.
Дети зашушукались, засмеялись. Рассказывают им сказки! Что, они в книжках с картинками не видели, как звери лесные живут?
Из всех этих (в отдельности) мелочей получается ложь(в целом), и она режет глаза.
В ТЮЗЕ есть много хороших спектаклей. Было бы неоправданным - обвинять артистов в неумении играть. Но нельзя скрыть очевидное:детям старшего возраста и взрослым в театре везёт больше. Каждый спектакль для них - повод для больших раздумий, каких-то новых открытий для себя. С детьми же шести-восьми лет говорят снисходительно. Серьёзному разговору предпочитают внешнюю занимательность. А отсюда иногда в игре артиста внешний пафос без внутренней убеждённости. Словесные монологи без душевного жара(как у Лёшки в спектакле "том - большое сердце", арт. М. Петров).
Взрослые часто забывают о своих юношеских мечтах. И тем более - детских. В этом есть своя "роковая" необходимость. Вечно жить в колыбели нельзя. А равно - и с "колыбельными" мыслями. Но нельзя забывать:в 13-14 лет ребёнок не обязательно должен быть чуточку глуповат. Всех потряс опубликованный года два назад дневник Анны Франк. Поразила богатая натура, высокая устремлённость, талант.
Но невольно думаешь:а что, если бы "обыкновенная" девочка-подросток вела дневник? Да не в каких-то особых, а будничных условиях? И заглянула в него лет через десять? Не поразилась бы она и окружающие зоркости когда-то сделанных ею наблюдений?
Детям присуща непосредственность. Окружающий мир для них - большое светлое окно. Так и хочется в него нырнуть:а что там? Взрослому же человеку порою лень лишний раз порог переступить. Отсюда и удивление перед необычайной порывистостью детской души.



Другие статьи в литературном дневнике: