Проторенный путь

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Действительно:ничто не ново под Луной. Власть Януковича критиковали за семейственность, за то, что его сын стал депутатом Рады, а новый президент Украины, Порошенко, сделал то же самое:его сын Алексей - новоиспеченный депутат новой Рады, от партии своего отца.
А ведь Порошенко работает президентом всего-то несколько месяцев, и уже без зазрения совести идёт "дорогой Януковича".
Самое интересное в этой ситуации - позиция так называемых независимых журналистов, которые кичились своей объективностью и сделали себе имя на критике Януковича, но стоило блоку Порошенко пригласить их в свой список, и от их объективности не осталось ни следа. Ни один не выступил с критикой в адрес Порошенко, не предостерёг от курса на семейственность, не удивился, что бизнес президента до сих пор не продан, а свой телеканал президент и вовсе не собирается продавать.
Кстати, молчит по этому поводу и демократический Запад. Если бы нечто подобное происходило в России, вопль раздавался бы на всю Вселенную.
Что бы ни случалось на белом свете, и особенно в той же Украине, во всём виновата Россия и лично Путин. Уже до смешного доходит:партия "Свобода" не прошла в Раду, и её лидер Тягнибок обвинил в этом Путина и его агентов. Мол, так Кремлю легче будет оказывать влияние на украинский парламент.
Видимо, Тягнибоку трудно переварить тот факт, что его элементарно кинули свои же партнёры по Майдану. Именно партнёры, а не соратники, потому что "Свобода" была явно третьим лишним в верхушке, с которым ей поневоле приходилось о чём-то договариваться, а он был(и остался) политиком того уровня, с которым не желательно вообще иметь дело.
Тягнибок, видимо, и не догадался, во всяком случае, сразу, что объединение Самопомощь, которую возглавил львовский мэр, станет барьером для его "Свободы". До этого свободовцы правили бал в мэрии, мешая ей работать и навязывая ей свои решения. И сладить с ними было трудно:всегда находились защитники в Раде. Теперь с этим покончено. "Свобода" унизительно не прошла в Раду:не хватило каких-то 0,23 процента для преодоления необходимого пятипроцентного барьера.
Может, даже специально унизили, показали:знай, шавка, своё место. Тягнибок попытался усовестить своих бывших партнёров, пригрозил пикитированием ЦИК, и, разумеется, опасным Путиным, но все эти выхлопы ни на кого не произвели впечатления.
Не прошла в Раду и известная свободовская деятельница Фараон. Она баллотировалась по одному из округов, и там её прокатили, после чего она назвала избирателей рабами.
Но это уже вчерашний день. Теперь на сцене - главные игроки:Яценюк и Порошенко, и каждый хочет стать ещё главнее, первым. Пока этот поединок в пользу Яценюка, как ни хорохорится Порошенко. Порошенко, скорее всего, проиграет. Слишком быстро он пошёл "дорогой Януковича" не только как глава семьи, но и как руководитель, который всюду расставляет преданных ему людей. И собирается подчинить своему контролю всех и всё.
Но уже видно, что это ему не удастся:времена изменились. Такое ощущение, что он вообще надолго не удержится в президентском кресле.
Нынешняя ситуация интересна и тем, что у Яценюка и Порошенко - разные западные покровители. Первого опекает Нуланд, и с её подачи, Керри и, судя по всему, Обама, Порошенко "курирует" и весьма плотно, как "мама", - Меркель. Ясно, что в такой ситуации всё зависит от американцев, и Меркель будет действовать так, как они ей скажут.


ПРИЛОЖЕНИЕ:ГОЛОСА ИЗ ДАЛЁКОГО ПРОШЛОГО


3 октября 63. Сентябрь был трудным месяцем. И не только из-за бытовой неустроенности. "Приём" у ректора надолго отравил душу. В тот день я впервые по-настоящему поняла, как это страшно, когда невинного человека втаптывают в грязь, как во времена культа Сталина. И ведь за что нас ругали? За то, что разговорились с туристом-французом, забредшим в наше общежитие. Никаких антисоветских разговоров он не вёл, спор в основном был о литературе. Я многое взяла для себя из этого разговора, главное, почувствовала, что умею спорить логично, что у меня есть какие-то познания! И вот - на тебе, обвинили нас в аполитичности, а одному даже бросили:"Холуй империализма!" (?!).
Ректор стал нести, что классовая борьба всё обостряется(сталинский лозунг), что мы должны были вышвырнуть(?!) иностранца из общежития, а не вести с ним дискуссии. В общем, хоть мы и оказались на высоте, были охарактеризованы ректором чёрт те знает как. А потом нас заставили писать "объяснительные" записки. Я никогда не забуду этого унижения, эта "объяснительная" - самое позорное воспоминание в моей жизни. Всё было, как в сталинские времена, и потому что сталинисты, самостраховщики не перевелись.
Неделю я ходила как потерянная. Думалось, в жизни нет, выходит ничего святого, одни красивые и звонкие фразы, а внутри - пустота, стоит ли жить, "выдумывать" какие-то цели? Но потом я посмотрела "Оптимистическую трагедию"(тянет снова пойти на неё). Хожу всё время под её впечатлением. Не выходит мысль:мелко мы живём по сравнению с Комиссаром. Надо жить так, чтобы мелкие обиды не заслоняли Главной Идеи. А она есть, есть Ленин, и в этом мы должны черпать свои силы, особенно внутренние, духовные.
Так вот, после "приятного" разговора у ректора, после кино всё бурлило и кипело во мне и наконец стало на свои места. Чувствую себя крепче, чем раньше, во всех отношениях. Недведский говорит, что мой очерк, вернее, путевые заметки произвели на него хорошее впечатление. Будет рекомендовать в 12 номер "Маладосци". В случае удачи это будет, пожалуй, самым удачным моим выступлением в печати за эти годы. Тогда в марте съезжу на месяц-полтора в Красноярск, на ГЭС. Сибирью я, кажется, заболела напрочно. Жаль только, что пока я еду по следам событий, а не бываю тогда, когда они в разгаре. Скажем, если бы я поехала в Красноярск, я бы видела перекрытие Енисея.
Но ничего. Всё-таки в моих планах есть закономерность - углубление познания:сначала Западная Сибирь, потом Восточная и т.д., всё дальше и дальше. Мечтаю карте, а ней буду отмечать места, в которых побываю. Пусть хранится всю жизнь и наполняется новыми пометками. Тогда и жизнь будет интереснее. И полезнее.
Вот так-то!


Вчера неожиданно получила письмо из Юрмальского управления торговли. Сообщили, что в Булдурской столовой сняли шеф-повара и уволили из торговой сети. Я даже была обескуражена таким результатом. Это самое успешное моё "выступление" выходит! К тому же, неопубликованное.
Порядки в Булдурской столовой всё время бесили меня, когда я там обедала. Люба говорит:"Напиши в редакцию". Я как-то неопределённо хмыкала, может, потому, что не хотела летом вспоминать, что я журналист. Но потом, уже дома, подумала:плохо, что пропускаем то, мимо чего нельзя проходить. И написала в "Советскую Латвию". Но я больше критиковала девушек-раздатчиц. Выходит, более крупные недостатки были обнаружены после моего сигнала?
И снова я подумала:мы не имеем права молчать даже, в казалось бы, "незначительных" мелочах:не дали "жалобную" книгу, обсчитали на копейку, нагрубили... Только тогда мы придём к коммунизму.



Другие статьи в литературном дневнике: