Призрак Ирана

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Что общего между Израилем и Ираном? Вроде бы ничего. Там правят аятоллы, в Израиле - коалиционное правительство, в котором большинство - светские. Однако угроза превращения Израиля "в Иран" существует, каким бы диким, на первый взгляд, не казалось это утверждение.
Председатель комиссии Кнессета по законодательству Нисан Сломянский продвигает законопроект, который обяжет израильских судей при вынесении вердиктов руководствоваться нормами еврейского религиозного права - Галахи.
А поскольку судьи не сведущи в них, предлагается создать специальный институт для обучения.
Его инициативу поддержала и министр юстиции Шакед, что и неудивительно, ведь они члены одной партии - "Еврейский дом".
Партия создана в ноябре 2008 года, и обозначила свой "характер" как религиозно-сионистский, причем ее глава Нафтали Беннет(ныне он министр просвещения) провозглашал, что в ней место найдется и светским, если они исповедуют патриотические сионистские взгляды.
На выборах в предыдущий Кнессет партия набрала 12 мандатов, что было большим успехом для нее, но в нынешнем парламенте у нее всего восемь.
Эйфория от новизны партии у избирателя прошла, и каков будет итог на последующих выборах, трудно сказать, поскольку к министрам от этой партии(как впрочем, и от других) претензий немало.
Не этой ли озабоченностью и вызван во многом законопроект Сломянского? Желанием привлечь религиозного избирателя? У "старых" религиозных партий есть свой устойчивый электорат. Но есть и те, которые пока никому "не принадлежат". Может быть, их удастся заманить такой крутой инициативой?
Появление столь одиозного законопроекта свидетельствует не только об интересах одной конкретной партии, но и о том, насколько всё сильнее становится религиозное влияние на общую атмосферу в Израиле. Премьер Нетаниягу никогда и не скрывал своей этой зависимости, поскольку от двух религиозных партий, входящих в правительство, зависит, быть ли ему главой государства:возглавляемый им Ликуд ни разу не набрал достаточное количество мандатов, чтобы самостоятельно сформировать правительство.
Любые финансовые требования этих партий удовлетворяются в полном объеме("иначе выйдем из правительства"). Но этим дело не ограничивается. Религиозные партии всё решительнее требуют жить по нормам той же Галахи. Не далее как накануне нынешней субботы они опять пригрозили выйти из правительства, если на железной дороге в субботу будут производиться работы.
Проведя всю ночь в переговорах, Нетаниягу уломал их на один участок в Тель-Авиве, а более обширные работы на других участках отложены.
Премьер прежде всего думает о своем кресле. Так стоит ли удивляться тому, что и другие берут с него пример?
Постоянное отступление перед религиозным диктатом усилилось именно в годы премьерства Нетаниягу. И этот диктат становится всё более жестким.
Разве не напоминает это Иран, на который так рьяно и постоянно нападает Нетаниягу, хотя и по другому поводу, - наличию у него ядерного оружия, говоря о стремлении Ирана уничтожить Израиль?
Но к гибели страну можно привести и изнутри ее, ввергая в мрак средневековья.




Другие статьи в литературном дневнике: