Вхождение в историю

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Прочла новый роман израильтянки Нины Воронель - "Былое и Дамы". Хороший русский язык, читается легко, и сюжет интересный. Но почему, закрыв последнюю страницу книги, испытываешь неудовлетворение и даже...пустоту от прочитанного?
Потому что замысел задекларирован один, а в исполнении получился другой. Замысел - рассказать о Лу Саломе - "самой блистательной женщине Европы девятнадцатого века".
В России она звалась Лёлей(родилась в Санкт-Петербурге), а Лу стала, живя "в Европах".
Но дело не в имени, а в том, что она дружила с известными людьми своего времени или была с ними знакома, например, с Ницше и Рихардом Вагнером, и якобы повлияла на некоторых из них(на того же Ницше).
Но задолго до нее жила и "действовала" старая немка Мальвида фон Майденбург, которая начала "воздействовать" на известных мужчин десятилетиями раньше, в частности, на Александра Герцена, придя в его семью гувернанткой.
Была она и подругой Вагнера, а в совсем "больших годах" - молодого Ромена Роллана.
Ну а коли всюду торчат главные "гвозди" - Вагнер и Ницше, то, естественно, выплыла и постепенно заняла чуть ли не ведущую роль в повествовании сестра Ницше - Элизабет.
Так сюжет стал расширяться и расплываться, потому что автор уже захотела показать влияние известных женщин на известных мужчин не только на примере Лу Саломе, которые тем самым якобы повлияли и на культуру Европы.
Но вот этого-то влияния и нет, не показано и не доказано, хотя насчет той же Лу, быть может, будет сказано во втором, предполагаемом тоне.
А что показано? Отвратительная семейная ситуация в доме Герцена, жившего с женой любимого друга Огарева, который смирился с этим.
Гейские наклонности Вагнера. Фривольное поведение Лу, не желающей придерживаться морали своего века.
Злодейство Элизабет, которая "неровно", не по-сестрински дышала к брату...
А что же мужские персонажи? Они тоже все с какими изъянами, особенно Ницше, в конце концов окончательно свихнувшийся.
Почему-то хочется ко всему этому приставить эпиграф "бордельная жизнь". О какой-то одухотворенности и высокой культуре и говорить не приходится.
Я думаю здесь мы имеем дело с общим заблуждением. Почему-то существует убеждение, что гениальный композитор или талантливый литератор и человеком должен быть необыкновенным:высоконравственным и духовным.
На самом деле, в обычной жизни многие из них довольно мелкие людишки, которые весьма озабочены тем, чтобы кто-то их опекал, а, проще говоря,- взял на содержание. И они охотно "дружат" с женщинами старше себя, которые "по-матерински" заботятся о них, взамен получая и свою долю известности от такого союза.
Иначе говоря, "входят в историю".
Лу, правда, если судить по роману Воронель, "входила в историю" несколько иначе:используя как раз свою молодость и красоту.
Но в то же время еще и писала книги. Но о них в романе Воронель сказано мимоходом и вроде как о не очень удачных.
Так какое влияние в таком случае она оказала на историю своего века? Вот это-то и не показано в романе в 312 страниц. Остается ждать второй том?



Другие статьи в литературном дневнике: